Предъявляемые к устным ответам на государственном экзамене по истории и теории художественного образования

Пояснительная записка

Государственный экзамен по направлению "050600 - Художественное образование", профиль подготовки «Дизайн и компьютерная графика», в соответствии с требованиями ГОС ВПО является итоговым междисциплинарным экзаменом.

В экзаменационный билет включается один вопрос по «Истории и теории художественного образования» и один вопрос по «Истории художественной культуры».

Экзаменационные билеты составляются таким образом, чтобы исключалось дублирование, и в то же время содержание и сочетание вопросов экзаменационных билетов было комплексным и взаимодополняющим.

На государственном экзамене выпускник должен показать уровень профессиональной подготовки, теоретические знания.

Экзаменующийся должен показать знание истории, теории и методики художественного образования. Выпускник обязан понимать современные задачи и принципы художественного образования, инновационные процессы.

Помимо экзаменационного билета, члены государственной экзаменационной комиссии могут задать дополнительные устные вопросы.

Программа междисциплинарного государственного экзамена.

Раздел 1.

История художественного образования как наука и учебный предмет. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства.

Раздел 2.

Традиции и новаторство в эволюции художественного образования. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития художественного образования. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.

Раздел 3.

Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности.

Раздел 4.

Понятие «Древний Восток». Модели древневосточной цивилизации. Мифологические и космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного воспитания.

Раздел 5.

Культура и образование в Древней Греции. Учение об этосе — одна из ведущих философско-педагогических теорий античности.

Раздел 6.

Образование в области искусства в эпоху средневековья Возрождения.

Раздел 7.

Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в. Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в.

Раздел 8.

Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.

Раздел 9.

Проблемы образования в области искусства в XX в.

Различные теории художественного воспитания. Дидактические установки в системе образования и просвещения.

Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем образования в области искусства.

Вопросы билетов для государственного экзамена

· Вопрос по истории и теории художественного образования.

· Вопрос по истории художественной культуры.

Й вопрос

1. История художественного образования как наука и учебный предмет.

2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.

3. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.

4. Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности.

5. Мифологические и космологические представления об искусстве в Древнем мире и их роль в системе художественного воспитания.

6. Культура и образование в Древней Греции.

7. Образование в области искусства в эпоху средневековья Возрождения.

8. Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в.

9. Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в.

10. Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности.

11. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.

12. Проблемы педагогики и образования в области искусства в XX в. Использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования.

13. Проектирование, разработка и использование в образовательном процессе информационных.

14. Образовательные информационные технологии и среда их реализации.

15. Использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации художественного образования.

16. Дистанционные технологии в художественном образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

17. Мировые информационные образовательные ресурсы.

Й вопрос

1. Художественная культура Древнего Египта.

2. Художественная культура Древней Греции.

3. Художественная культура Древнего Рима.

4. Художественная культура Средневековья. Византия и Древняя Русь.

5. Художественная культура Средневековья. Романское искусство и готика.

6. Художественная культура Ренессанса. Архитектура.

7. Художественная культура Ренессанса. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланждело.

8. Художественная культура Нового Времени. Стили и направления в искусстве Нового времени.

9. Художественная культура Нового времени. Архитектура.

10. Художественная культура Нового времени. Живопись.

11. Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи.

12. Художественная культура конца XIX - XX вв. Художественные течения модернизма.

13. Художественная культура конца XIX - XX вв. Архитектура.

14. Крупнейшие художественные музеи России.

15. Ведущие художественные музеи мира.

16. Современное изобразительное искусство. Художественные направления в искусстве XX в.

17. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Основные критерии,

предъявляемые к устным ответам на государственном экзамене по истории и теории художественного образования

Устный ответ на экзамене должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Знание основных методов и технологий художественного образования в исторической эволюции.

2. Знание основных стилей и направлений в мировой художественной культуре, их характерных особенностей, значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества, основных видов и жанров искусства.

3. Знание шедевров мировой художественной культуры, основных явлений русского и мирового искусства. Выпускник должен узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

4. Знание наиболее крупных художественных музеев России и мира.

5. Умение анализировать произведения искусства, оценивать художественные особенности языка различных видов искусства, высказывать о них собственное суждение.

6. Достаточная библиографическая информированность умение пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.

Оценка 5 (пять) баллов:характеризуется полным соответствием перечисленным требованиям.

Оценка 4 (четыре) балла: характеризуется достаточно полным изложением положений теории и практики при ответе на вопрос, значительной долей убедительности и самостоятельности суждений. Отвечающий должен уметь приводить примеры конкретных художественных произведений, показывать высокий общекультурный уровень, владеть терминологией.

Оценка 3 (три) балла: характеризуется ответами соответствующими объему требований, но с меньшей долей самостоятельности при раскрытии вопроса, недостаточным привлечением примеров и знаний из смежных дисциплин.

Оценка 2 (два) балла: характеризуется разрозненностью, недостаточной системностью в изложении вопроса, ошибочными представлениями в области понятий, отсутствием самостоятельности в суждениях, недостаточным знанием литературы.

Рекомендуемая литература.

1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

2. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Универсальный словарь-справочник от А до Я. М., 2002.

3. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

4. История художественной культуры. М., 2005.

5. Кузин В. С. Д. История методов обучения. М., 2003.

6. Кузьмичев В. А. Обучение в Академии художеств. Спб, 1997.

7. Лазарев В. И. Искусство и образование. М., 1999.

8. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение,1991.

9. Нахов И. Л. Культура и образование античности. М., 2004.

10. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисования: Русская и советская школы рисунка. - М.: Просвещение, 1982.

11. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М.: Просвещение, 1981.

12. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.

13. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. М., 2010.

14. Соколов Д. А. Педагогические теории 20 века. М., 1995.

15. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). М., 2003.

Наши рекомендации