Шрифтом Candara выделен ТЕКСТ ведущего тренинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации и проведения серии интерактивных встреч с подростками и молодежью «УЧИМСЯ ЖИТЬ В МИРЕ И СОГЛАСИИ!»

I. Краткая инструкция по подготовке к проведению
социально-психологического тренинга

Каждый наш тренинг строится по следующей схеме:

1. Приветственное слово ведущего;

2. Разминка;

3. Основная часть занятия;

4. «Заминка»

5. Рефлексия всего занятия;

6. Итоговый вывод.

Приветственное слово.

От того, каким будет приветственное слово, зависит само занятие и настрой участников. Очень важно, пока участники собираются или только-только собрались, поговорить с ними не на тему занятия, а просто «по душам». Задать им вопросы, которые им обычно задают друзья. Установить контакт. Это можно сделать с помощью самых простых вопросов:

Пример приветствия: Всем привет! Как настроение? (варианты: Какого цвета ваше настроение? или На какую погоду (природное явление, стихию, время года и т.д.) похоже ваше настроение?

О чём вы думали по пути сюда?

Какое самое яркое событие произошло с вами за прошедшую неделю?

Или можно использовать тематическое приветствие.

Разминка.

Любой тренинг начинается с разминочного упражнения. Это позволяет ребятам «разогреться», забыть о мыслях, которые их волновали вне группы и настроиться на работу. Желательно, чтобы разминка была тематической, то есть каким-то образом соответствовала теме тренинга. Но не обязательно так должно быть всегда. Разминочное упражнение должно «заводить» ребят и плавно вводить в тренинговую работу. Очень часто разминка – это несерьезная, веселая, подвижная игра. В разминке ведущий должен принимать непосредственное участие и «заводить» всю группу.

Если участники не знают друг друга можно использовать упражнения на знакомство.

Основная часть занятия

Основная часть занятия – это собственно тренинг. Цель и задачи тренинга достигаются благодаря содержанию основной части, которая содержит информационный блок, упражнения и их обсуждение. Задача тренера организовать участие каждого в обсуждении и направить обсуждение упражнений для достижения цели и задач тренинга.

4. «Заминка»

Заминочное упражнение должно снять с участников напряжение, которое могло возникнуть после упражнений. Очень часто разминка – это веселая, подвижная игра.

Рефлексия всего занятия.

«Рефлексия – поворот сознания на себя». Рефлексия учит наблюдать за собой, фиксировать свои мысли, которые возникли на тренинге, понимать, что нового участники узнали, а что знали и так. Главное – научить участников осознавать, как менялись их чувства в процессе занятия, что они чувствуют сейчас. На первых занятиях участникам, скорее всего, это покажется сложным: они не будут знать, что говорить, и ограничатся традиционным: «Мне понравилось». Задача ведущего - научить их самонаблюдению. Ведь этот навык им очень пригодится и в жизни. Ведущий может научить их навыку самонаблюдения при помощи вопросов, типа:

Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия? (Удовлетворенность / неудовлетворенность; радость / грусть пустоту / переполненность эмоциями? и т.д.)

Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным?

Узнали ли вы что-то новое? Что именно?

Какая информация была вам уже знакома?

Вы чему-то научились сегодня? Чему?

Что бы вы изменили в сегодняшнем занятии, если могли бы?

Существует также экспресс-метод проведения рефлексии занятия, если у вас остается очень мало времени. Однако постарайтесь планировать свое время так, чтобы была возможность провести рефлексию в полном объеме.

Этот метод заключается в том, что вы просите сразу всех при помощи большого пальца руки показать: 1) Насколько вам понравилось занятие?

большой палец указывает вверх – понравилось; большой палец указывает вбок - так себе; большой палец указывает вниз - не понравилось. 2)Узнали ли Вы что-то новое? большой палец указывает вверх - да, узнал(а); большой палец указывает вбок - 50х50; большой палец указывает вниз - нет, ничего нового не узнал(а). Шрифтом Candara выделен ТЕКСТ ведущего тренинга - student2.ru

Итоговый вывод

Итоговый вывод так же важен, как и приветственное слово. Что вы произнесете последним, то и запомнят участники тренинга. Итак, постарайтесь грамотно резюмировать все занятие и выразить свое отношение к нему.

II. КАК СТАТЬ ВЕДУЩИМ?

Основными ведущими программы могут стать педагоги. Но нам бы хотелось, чтобы и сами ребята, участники программы лагеря, которые сами участвовали в тренинге, были привлечены к проведению встреч с подростками и молодежью в качестве тренеров-добровольцев.

Пусть на одном занятии ведущие-добровольцы работают как ассистенты педагога, помогают ему с реквизитом, проводят разминочные и заминочные упражнения. А затем педагог может доверить ребятам проведение целого занятия.

Чтобы стать тренером-добровольцем необходимо:

Первое – захотеть этого;

Второе - познакомиться с программой занятий как можно лучше.

Третье - найти себе со-ведущего. Вести занятия лучше в паре, так как вдвоем всегда веселее;

А главное это позволит:

разделить обязанности: кто-то проводит одно упражнение, кто-то другое, кто помогает раздать реквизит, уточняет инструкцию и т.д.

лучше узнать участников, наблюдая за их реакциями;

после окончания занятия обсудить все плюсы и минусы в его проведении и с учетом этого подготовиться к следующему занятию.

Что для этого нужно сделать?

1. Внимательно прочитать эти рекомендации.

2. Провести занятие вместе с педагогом в качестве ассистента, наблюдая за ним, помогая ему и пробуя провести что-то самостоятельно под его контролем.

3. !!! Перед занятием ведущие должны прочитать текст занятия как минимум 4 раза. Это нужно для того, чтобы познакомиться с занятием; разобраться в каждом упражнении и почувствовать его (необходимо представить, как это упражнение вы будете проводить в вашей конкретной группе, как отреагируют на него участники, подготовиться к возможным сложностям).

4. Для того чтобы не растеряться во время занятия, нужно сделать себе специальные карточки-шпаргалки с текстом тренинга, с инструкциями по проведению упражнений и игр, с вопросами для обсуждения и выводами. Лучше их распечатать более крупным шрифтом, например 16,
и с полуторным интервалом

5. Если вы ведете занятие в паре нужно заранее распределить обязанности, кто какое упражнение ведет и за что отвечает.

6. Подготовить весь необходимый реквизит к занятию;

7. Непосредственно перед занятием освежить в памяти материал.

8. После окончания занятия обсудить с со-ведущим все плюсы и минусы в его проведении и с учетом этого подготовиться к следующему занятию.

III. ТЕКСТЫ ТРЕНИНГОВ

Вам предоставляются конспекты двух интерактивных встреч со сверстниками «Учимся жить в мире и согласии» с указанием целей, задач, описанием необходимого оборудования, хода проведения упражнений, вопросами для обсуждения и выводами по двум темам:

«Учимся жить в мире и согласии с теми, кто на нас не похож»;

«Учимся жить в мире и согласии с самим собой».

Шрифтом Candara выделен ТЕКСТ ведущего тренинга.

«Учимся жить в мире и согласии с теми, кто на нас не похож»

Тренинги межкультурного общения (взаимодействия)

Цели:

ознакомить с особенностями межкультурного общения (взаимодействия),

формировать навыки позитивного гармоничного взаимодействия с теми, кто на нас не похож, бесконфликтного общения с представителями других народов, культур, сообществ.

I. Приветствие

Всем привет! Очень рад (или рада) вас всех видеть! Меня зовут…, я (что-то о себе….).Если тренинг проводят 2 ведущих, то представляются оба.

Наши рекомендации