Что нужно подготовить для проведения педагогической диагностики?
Технологические основы педагогической диагностики детей дошкольного возраста.
В современной социокультурной ситуации все большее значение приобретает ценность развития личности. Реализация целей развития личности ребенка (становление его инициативности, самостоятельности, ответственности наряду с развитием личностной и межкультурной толерантности) требует проектирования особой системы образования. И, прежде всего, этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребенка, который в дальнейшем будет определять траекторию развития его личности.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического прогнозирования и профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом на всех уровнях и завершает технологическую цепочку по решению педагогических задач, поскольку направлена на выявление результативности управленческого воздействия и оценку эффективности использованных средств и методов.
Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются показатели, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (идеальный результат). Показатели отражены в психолого-педагогической литературе и образовательной программе, но их может разработать и сам воспитатель, опираясь на теоретические знания. Показатели должны быть точными, однозначными, объективными.
Далее определяются методы педагогической диагностики. Выбор методов зависит от цели диагностирования. Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.
В данном параграфе представлен материал, помогающий педагогу-практику провести основную первичную диагностику, на основе которой и будет спроектирована работа с детьми. Основная диагностика решает задачу выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфических особенностей и тенденций развития (прогноз развития). Основной метод проведения данной диагностики – метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов. Данный вид диагностики проводится два раза в год (в начале и конце учебного года) и охватывает всех детей группы.
На основе этой диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (т.е. определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на предстоящий учебный год.
Что нужно подготовить для проведения педагогической диагностики?
Для проведения основной первичной диагностики понадобятся:
ü Отрывной блокнот на липкой основе небольшого формата
ü Карандаш или ручка для записи
ü Большой лист-экран (можно расчертить ватман), на который воспитатель будет фиксировать листки с записями из блокнота (См. Приложение 1)
ü Описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы)
ü Критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика
Лист-экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).
Описание диагностируемого качества (в нашем случае примерная характеристика развития) следует найти в научной и методической литературе, или в образовательной программе. Важно отметить, что характеристика должна включать в себя то, что уже достигнуто ребенком к данному времени. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для первичной основной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста.
Такое описание служит идеальной моделью, идеальной нормой, с которой будет сравниваться реальная характеристика конкретного ребенка. Следует помнить, что идеальная норма – лишь ориентир в образовательной работе. Она помогает определять направления развития ребенка, выделять его достижения или возможные проблемы. Она не используется для дифференцирования детей на группы низкого или высокого уровней развития.
Первичная диагностика проводится в сентябре, в период адаптации к детскому саду. В это время проявляются и проблемы, и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки, какие образовательные задачи актуальны для каждого ребенка группы.