Ритуал прощания и рефлексия занятия

Корреляционный анализ

В результате анализа отношений подростка с коллективом выявлена зависимость: преобладающим типом отношений является индивидуалистический (16). Коллективистическим типом отношений обладают 4 человека и 6 человек обладают прагматическим типом отношений. Коэффициент корреляции между этими типами отношений составляет 0,247206616. Установлено, что индивидуалистическим типом отношений обладает 4 мальчика и 9 девочек, коллективистическим – 3 и 2, прагматическим – 4 и 3. Коэффициент корреляции составляет 0,61 по смешанному типу.

В результате анализа межличностных контактов установлено, что у большинства подростков наиболее сильно выражено стремление к автономии. Высокий уровень этих показателей наблюдается у 13 человек. При этом более выражен он у мальчиков (8), тогда как у девочек этот показатель составляет 5. Корреляция составляет - 0, 891042111. Неуверенность в себе более характерна девочкам (5), чем мальчикам (3). Коэффициент корреляции равен – 0,52414242. Девочкам более характерна эмоциональная опора на других – 6, среди мальчиков – 4. Коэффициент корреляции равен 1.

Результаты сортировки по В.Стефансону свидетельствуют о том, что у подростков преобладает общительность. Это подтверждает тот факт, что основным видом деятельности подростков является общение. Основной потребностью также является потребность в общении. У девочек наиболее выражена зависимость (7) и избегание борьбы (7). У мальчиков наиболее выражено принятие борьбы (9) и независимость (9). Интересен тот факт, что число независимых и принимающих борьбу мальчиков примерно приравнивается к числу зависимых и избегающих борьбу девочек. Коэффициент корреляции составляет -0,42640.

2.5 Рекомендации по результатам исследований

В качестве коррекционной программы рекомендуется программа, направленная на снижение индивидуалистических качеств.

Занятие № 1

Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации; освоение приемов самодиагностики.

Ритуал приветствия (на выбор).

Упражнение 1 «Это мое имя»

Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.

Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств.

Заполнение бланка «Круг воли». Ф.И.____________ возраст______дата_____

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность

2.Настойчивость

3.Смелость

4.Самосоятельность

5.Целенаправленность

6.Инициативность

7.Выдержка

8.Дисциплинированность

Рефлексия.

1.Домашнее задание. Предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы.… Затем на листе ватмана, в центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. Работы принести на следующее занятие.

Занятие № 2.

Цель: поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения.

Ритуал приветствия.

Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.

Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Обсуждение домашнего задания. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию.

Упражнение 3 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?

Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.

Рефлексия.

Домашнее задание. Сфотографировать себя в разных социальных ролях. Распечатанные на принтере снимки принести на следующее занятие.

Занятие №3.

Цель: углубление процессов самораскрытия, самосознания; осознание своих страхов, тревог; освоение методов борьбы со своими тревогами и страхами.

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания в свободной форме. Заострить внимание в какой роли испытываете больше всего тревожность, страх, волнение. (как правило называют роль ученика).

Мини-лекция «Что такое волнение, тревога, страх и зачем они нам нужны».

Обсуждение. Беседа о своих страхах, тревогах.

Упражнение 1. «Нарисуй свой страх». Всем предлагается изобразить свой страх. Затем на выбор превратить его в смешной рисунок или разорвать, уничтожить его.

Упражнение 2 «Дыхание». Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на каждом вдохе, прочувствуйте его. Затем при выдохе отпускайте все негативные мысли и эмоции. Постарайтесь почувствовать, как дышит каждая клеточка вашего организма, вся кожа. Занятие проводите в течение 3-5 минут. Особое внимание обратите на лицо и руки, расслабьте их.

Упражнение 3 «Снятие мышечных зажимов». Поочередно необходимо напрягать и расслаблять мышцы кисти рук, предплечья, лица. Затем перейти к мышцам лица (брови, рот, нос). Далее стоит напрягать мышцы шеи, груди, диафрагмы. Наконец перейти к мышцам живота, спины и мышцам ног: бедра, голени, ступни. Наберите в живот такое количество воздуха, какое вы можете максимально вместить, задержите на несколько секунд дыхание. Далее начинайте выдыхать из себя медленно весь кислород.

Рефлексия.

Домашнее задание. Создать коллаж своих тревог и страхов. Принести на следующее занятие. В течении недели использовать приемы борьбы со своими тревогами, волнениями, возможно придумать свои.

Занятие №4.

Цель: осознание своих сильных и слабых сторон; получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки.

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания в свободной форме.

Упражнение 1. «Китайская рулетка» (шуточный тест) (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 140).

Участникам предлагается закончить предложения

Если бы я был деревом, то хотел бы быть…. То не хотел бы быть…

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…

Если бы я был животным, то хотел бы быть…, то не хотел бы быть…

Если бы я был писателем, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть… то не хотел бы быть…

Интерпретация такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, - это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, - такой ты в настоящем.

Упражнение 2. «Мой дракон»

У каждого из нас есть свой дракон. Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности. Придумать историю о том как каждый будет сражаться со своим драконом.

Упражнение 3. «Самореклама» (рисование).

Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.

Рефлексия

Домашнее задание. Подготовить рисунок или коллаж «Таким я хочу быть»

Занятие №5.

Цель: Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Ритуал приветствия (придумать новый).

Обсуждение домашнего задания «Таким я хочу быть» в свободной форме. Заострить внимание на таких моментах как осознание подростками своих истинных целей жизни, наиболее актуальных проблем на­стоящего, которые могут отразиться на их буду­щем.

Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни». Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл, может быть, найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

1.Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2.Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3.Как я отношусь к тому, как я живу?

4.Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большинства ребят. Можно обсудить, почему?

Упражнение 2. «События моей жизни».

Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Время» — указываются годы жизни, не только про­шедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость событий жизни, которая отражается высотой разноцветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обозначаются события прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего.

Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизненных целей указывает отсутствие или малое количество зеленого цвета.

Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких уда­ров судьбы ожидаете?

Упражнение 3 «Формула удачи»

Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.

Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодо­лели эти вершины, вы приобрели опыт "восхождения", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или на­стоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, насколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поде­литесь впечатлениями».

Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрасный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?

Рефлексия.

Домашнее задание. Подготовить фоторепортаж на тему «Один день из моей жизни». Отметить, что это должен быть желательно не выходной день.

Занятие №6.

Цель: Осознание течения собственного времени; развитие навыков адекватного своим воз­можностям расчета времени.

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение 1. «Представление о времени»

Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается зада­ние нарисовать этот объект, обозначив на рисун­ке прошлое, настоящее, будущее и точку време­ни, в которой они находятся на момент его создания.

По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.

Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?

Упражнение 2 «Чувство времени»

Участникам предлагается закрыть глаза ипосле команды ведущего попытаться уловить мо­мент, когда пройдет минута. Ведущий определя­ет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза. Подростки де­лятся на три подгруппы: тех, кто открыл глаза раньше, чем закончилась минута; тех, у кого те­чение времени совпадает с часами, и тех, у кого минута тянется дольше, чем 60 секунд.

Подгруппы расходятся в разные углы ком­наты и стараются определить общие для них ощу­щения, когда они сидели с закрытыми глазами.

Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? В каких общих случаях время тянется как «резина», а в каких летит, как ракета? Влияет ли на отношение окружа­ющих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?

Мини-лекция «Правила гармоничного распределения времени»

Существуют правила гармоничного рас­пределения времени. Очень полезно не только ознакомиться с ними, но и применять их в жиз­ни.

Первое правило. Определение относительной важности дела (принцип Парето — итальянского социолога и экономиста).

Принцип подразумевает соотношение 80:20. Этот принцип работает, если вы умеете от­личать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы получите 80 % удовлетво­рения, занимаясь важным делом. И, наоборот, прозанимавшись, весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения.

Как же отличить главное дело от не очень главного? Сейчас предстоит найти ответ на этот вопрос.

Не стоит вмешиваться в спор. Если подростки все-таки не придут к общему решению, можно им подсказать. Главным считается то дело, которое нельзя откладывать на потом, так как последствия неразрешенной проблемы окажутся крайне негативными. Можно показать это на жизненных примерах.

Второе правило. Умение трезво рассчитывать свои силы и время.

Подавляющее большинство людей склонны преувеличивать свои силы и недооценивать время, необходимое для решения задачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вы считаете, что сочинение вы можете написать за 30 минут, умножайте это число на 3 и получите точные временные затраты. Приведи­те примеры, когда вы не успевали сделать заду­манное».

Необходимо выбрать несколько примеров и посчитать вместе с участниками реальные временные затраты.

Третье правило. Умение давать обещания.

Необходимо научиться анализи­ровать свои возможности, прежде чем соглашать­ся делать что-то. В ответ на просьбу сначала не­обходимо ответить: "Подожди, я подумаю, смогу ли я выполнить, что ты просишь". Затем нужно проанализировать ситуацию и только после это­го дать ответ. Это проверенный способ приобре­тения авторитета и заслуженной славы надежно­го человека или настоящего лидера группы.

Следует проанализировать вместе с ребятами ситуации, когда они, дав обещание, не смогли его выполнить.

· Не торопись соглашаться в ситуациях психологического давления.

· Принимай решения только после рассуждений о приоритетах и затратах времени.

· Честно говори "нет", если не сможешь справиться с чем-либо.

· Предлагай компромисс, бери на себя только посильную часть проблемы.

· Говори себе: "Молодец!", если сдержал слово».

Рефлексия

Занятие 11

Цели занятия:

· создать благоприятные условия для взаимодействия подростков и их родителей;

· способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя;

· тренировать навыки конструктивного взаимодействия в отношениях ребенок-родитель;

· предоставить детям и родителям возможность выражать свои чувства и эмоции;

· побудить участников группы к совершенствованию системы взаимоотношений внутри семьи.

Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены.

Процедура проведения:

Группа делится на две части: дети и родители.

Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье.

Каждой группе психолог предлагает для рассмотрения следующие пословицы:

Группе детей: 1. «Без корня и трава не растет».

2. «При солнышке тепло, при матери добро».

3. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

Группе родителей: 1.«Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет».

2.«Потихоньку и ольху согнешь, а в крутце и вяз

сломишь».

3.«Не мы на детей походим, они на нас».

В заключение группы приводят свои интерпретации пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально сегодня.

Занятие 12

Упражнение «Идеальная семья».

Цели:

· создать условия для эффективного обмена мнениями между родителями и детьми об идеальной семье;

· актуализировать проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми;

· способствовать осознанию адекватности системы требований и ожиданий относительно членов своей семьи;

· стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений;

· адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям.

Процедура проведения:

Участники группы в процессе индивидуальной работы отвечают на следующие вопросы:

- как вы представляете себе «идеальную» семью?

- представление о «правильном» воспитании детей;

- характеристика «хороших детей» и «хороших родителей»;

- ожидание родителей и детей в отношении друг друга;

- можно ли назвать мою семью идеальной?

- чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой?

- для чего в жизни нам необходимы идеалы?

Затем родитель и ребенок обсуждают свои позиции, собственное видение «идеальной» семьи, анализирует точки соприкосновения и разногласия во взглядах.

Далее выводы, сделанные во время работы в паре, выносятся на обсуждение группы.

Занятие 13

Упражнение «Футболка с надписью».

Цели:

· предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи;

· создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и системы ценностей.

Процедура проведения:

Работа осуществляется в парах родитель – ребенок.

Инструкция выполнения упражнения:

Вам предложили принять участие в семейном конкурсе: «Моя семья».

Участниками команды являются члены вашей семьи.

На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи.

На этапе обсуждения участники знакомят группу с результатами совместной деятельности.

Рефлексия занятия.

Цели:

· обозначить эмоциональное состояние участников;

· оценить эффективность занятия.

Процедура проведения:

Участникам предлагается поделиться с окружающими своими чувствами, впечатлениями, расставить акценты на позитивных и негативных моментах во время занятия, проговорить свои пожелания на следующий день.

Далее предлагается оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (индивидуально, анонимно).

Занятие 14

Цели занятия:

· информировать родителей об особенностях стилей семейного воспитания;

· побудить родителей к анализу собственного стиля воспитания в семье, родительских стереотипов во взаимоотношениях с детьми;

· способствовать осознанию последствий их использования;

· стимулировать родителей и детей к совершенствованию своих взаимоотношений;

· создать условия для отработки навыков конструктивного взаимодействия.

Приветствие:

Цель:

· создать благоприятный психологический климат, способствующий открытому доверительному отношению внутри группы.

Процедура проведения:

Перебрасывая мяч, друг другу, участники продолжают фразу: «Я рад тебя видеть, потому что…».

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цели:

· способствовать осознанию возможных вариантов оказания помощи друг другу;

· стимулировать участников к принятию ответственности на себя в сложных жизненных ситуациях; осознавая при этом степень внедрения в жизненное пространство другого человека;

· побудить к осознанию собственной позиции при решении проблемных ситуаций.

Процедура проведения:

Участники разбиваются на пары родитель – ребенок, на каждом этапе взрослые и дети пробуют себя в роли «слепого» и «поводыря».

«Слепой» - выполняет упражнение, закрыв глаза;

«Поводырь» - старается оказать помощь «слепому» во время перемещения по залу.

Упражнение проводится в 3 этапа:

1 этап: «Поводырь» старается максимально опекать своего «слепого», обхватив его руками за плечи и задавая траекторию движения.

2 этап: «Поводырь» поддерживает «слепого» под руку, находясь рядом с ним, при этом предоставляя «слепому» достаточную степень свободы во время движения.

3 этап: «Поводырь» и «слепой» слегка касаются друг друга ребром ладони. При этом курс движения определяет «слепой».

Задача участников на каждом этапе, находясь в роли как «поводыря», так и «слепого», отследить и запомнить свои чувства и мысли.

По завершении взаимодействия в парах, участники делятся своими ощущениями и мыслями с группой. Во время рефлексии необходимо провести аналогию с жизненными ситуациями, делая основной акцент на взаимодействии детей и родителей.

Занятие 15

Информационный блок, посвященный различным стилям родительского воспитания.

Цели:

1. ознакомить родителей с особенностями различных стилей воспитания в семье;

2. побудить родителей к анализу собственного стиля во взаимоотношениях с ребенком;

3. способствовать осознанию последствий его использования;

4. создать условия для конструктивного диалога между ребенком и родителем, обмена мнениями и чувствами.

5. сопоставить взрослый и детский взгляд на семейное воспитание, обратить внимание на разницу в подходах, потребностях, ценностях, характерных для разных поколений семьи.

В качестве основы при обсуждении можно использовать схему Э. Шеффера (22) – зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенностей контроля за его поведением.

Свобода

(предоставление самостоятельности)

устранившийся безразличный Враждебность либеральный помогающий Любовь
  требовательный, нетерпимый властный, суровый   покровительствующий чрезмерно оберегающий

Контроль

Проведение дискуссии, направленной на обсуждение преимуществ и недостатков каждого стиля, последствия их использования.

На следующем этапе участникам группы предлагается определить, какой стиль воспитания имеет место в его семье.

Родители, соответственно, оценивают свой стиль, ребенок, в свою очередь, оценивает стиль своих родителей.

Далее в парах родитель – ребенок происходит обмен мнениями и аргументацией своей точки зрения.

По завершении участники делятся результатами совместной работы: своими впечатлениями, выводами.

Упражнение «Чертополох и роза».

Цели:

· обучать навыкам выражения критики или негативных чувств социально приемлемыми способами;

· тренировать навыки выражения одобрения и оказания психологической поддержки.

Процедура проведения:

Дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу.

Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …»

Критика произносится в форме пожелания или доброго совета.

«А эту розу я дарю тебе за то, …»

Отмечаются положительные качества и поступки людей.

По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.

Упражнение «Шиворот навыворот».

Цели:

· закрепить информацию, обсуждаемую на занятии;

· побудить к анализу собственного поведения;

· снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения:

Участники делятся на 2 группы: дети и родители.

Каждой из групп предлагается написать рекомендации для родителей и детей.

Группа родителей составляет следующие рекомендации:

1. Что нужно делать, чтобы потерять доверие ребенка.

2. Как отучить ребенка от самостоятельности.

3. Как занизить самооценку ребенка.

Группа детей работает над аналогичными рекомендациями:

1. Что нужно делать, чтобы потерять доверие родителей.

2. Что необходимо делать, чтобы родители постоянно контролировали и читали нотации.

3. Как потерять уважение родителей.

Затем рекомендации зачитываются и обсуждаются.

Ритуал прощания и рефлексия занятия.

Каждому участнику по кругу предлагается закончить фразу: «Сегодня я …».

Далее оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (анонимно, индивидуально).

Также важно пересмотреть окружение подростка. Школа играет важную роль в развитии личности подростка. Большая часть времени подросток проводит именно в школе, здесь происходит его становление. Необходимо поддерживать здоровое окружение в школе, что позволит сформироваться полноценной личности. Очень важна наблюдательность и профессиональная компетентность преподавателя. Поскольку учебная деятельность приобретает для подростка второстепенную роль, учителю необходимо вовремя заметить этот момент и сменить тактику взаимодействия с подростками, чтобы сохранить интерес к обучению и воспитанию.

В связи с изменением самосознания подростка, необходимо изменить и подходу к нему. Именно с этой целью рекомендуется применять в школе другую концепцию – концепцию личностно – ориентированного взаимодействия, которая уже апробируется в многих высших учебных заведениях и колледжах. С введением в практику концепции личностно-ориентированного образования появилась потребность пересмотреть сам процесс организации воспитательных и образовательных мер. Большинство преподавателей не ощущают необходимости пересмотреть образ мышления и свою профессиональную позицию.

На этапе общения с подростком и организации учебного процесса, важно осуществить переход от преподавателя-транслятора или интерпретатора общеизвестных истин к оказанию психологической и педагогической поддержки ученикам в освоении новых знаний, выборе своего жизненного пути, творчестве, самореализации. На современном этапе развития педагогики термин «психолого-педагогическая поддержка» весьма сужен и часто рассматривается как помощь квалифицированного специалиста нуждающимся в ней школьникам, которая оказывается в случае острой необходимости [15].

Теперь успешный педагог может полностью раскрыться и реализовать свои преподавательско-творческие способности только в том случае, если он имеет всеобъемлющее представление о сути образования. Известно о двух составляющих образовательного процесса: формирование и развитие способностей и получение знаний. Ум, интуиция занимают позиции выше, чем знания. Как утверждает П.Ф. Каптерев, человек, обладающий умом или интуицией всегда сумеет приобрести знания, обратное же явление наблюдается значительно реже. Главным приобретением выпускника должно стать умение правильно мыслить, проявлять рассудочную деятельность, говорить. Также человек приобретает способность к самостоятельному поиску необходимой информации, умение учиться и выстраивать межличностные коммуникации.

Также поддержка подразумевает различные виды помощи в решении индивидуальных, жизненных проблем учащихся. Нужно уделять время и внимание общению с подростками в неформальной обстановке, во внеурочное время. Это позволяет установить доверительные отношения между педагогом и подростком, дает ему возможность раскрыться, проявить свой внутренний мир, раскрыть переживания и страхи и таким образом получить помощь и поддержку, которая требуется любому подростку. Педагогу необходимо помнить, что становление и развитие личности - важная составляющая общего развития как отдельного человека, так и общества в целом [16].

"Интегральная индивидуальность" - важнейший показатель развития общества и человека в нем. Важную роль играет понятие "жизненный путь" человека для анализа развития личности. Все стадии жизненного пути находятся в тесной связи с возрастом (онтогенетическое понятие). Концепция Ш. Бюлер приобрела огрромную значимость для современной педагогики. В зависимости от преобладающих типов мотивации и видов общественной активности жизненный путь разделяют на пять стадий. Первая стадия (возраст 14-20 лет) - самая сложная и попадает именно на школьные и студенческие годы. Бюлер, утверждает, что этот период только создает предпосылки к самоопределению личности, поэтому требует особого внимания и деликатного обращения.

Подростковый период — это возраст юности. Необходимо помнить о том, что у школьников – подростков формируется особый коллектив. Школьный коллектив- это категория молодых людей, которая объединена образовательным учреждением. Это может быть единственное, что объединяет молодых людей, имеющих различные взгляды, суждения. Отсюда возникают многочисленные скандалы, агрессии. Подростки с завышенной самооценкой стремятся занять лидирующие позиции по отношению к тем, кто имеет заниженную самооценку. Также наблюдается гендерное неравенство, дискриминации. В тоже время школьники отличаются наиболее высокой социальной активностью, мобильностью. В связи с этим необходимо организовывать различные мероприятия, кружки, соревнования. Это позволит занять свободное время подростков, направить энергию и силу в нужное русло и определенным образом управлять и контролировать развитие и становление психики подростков [16]. Различные виды досуговой деятельности и правильная организация учебного процесса, с обеспечением полноценной психолого – педагогической поддержки, консультированием подростка и родителей позволяет подростку проще перенести переходный период, быстрее адаптироваться к взрослой жизни. Особую актуальность приобретают те виды деятельности, которые направлены на реализацию естественной потребности подростка – потребности в общении и самореализации. В данную группу относят организацию встреч, вечеров, различные танцы, дискотеки, вечеринки, творческие мероприятия, клубы, кружки, театрализованную, художественную деятельность. При помощи таких мероприятий развиваются коммуникативные умения, у ребенка формируются возможности для межличностного взаимодействия, способность адаптироваться к любым социальным ситуациям [3].

Привлечение подростка к творчеству, художественной, театрализованной деятельности оказывает положительное воздействие на формирование самосознания. Включение подростка в театрализованную деятельность формирует эстетическую культуру. Посредством театра у ребенка развиваются эстетические, актерские способности, а также культура речи. Кроме того, театр обеспечивает подростку личную практику, постоянную занятость. Появляется возможность саморазвития и самопознания, открытия собственного внутреннего мира. Через призму театрального героя подросток имеет возможность пережить свои переживание, познать внутреннюю сущность. Ребенок имеет возможность освоить новый вид деятельности – режиссура, элементы оформления спектакля, способы вербальных и невербальных коммуникаций, воплощение в роли, актерское мастерство и актерская пластика. Реализация театра осуществляется посредством театральных постановок, организации вечеров театральных жанров, кукольные театры, театры импровизаций [4].

Нужно помнить о том, что школьники имеют направленность на осуществление дальнейшего выбора профессии, подготовку к дальнейшей деятельности в рамках выбранной специализации, что осложняется физическим и нравственным созреванием, формированием интеллекта, мышления. Эти процессы всегда строго индивидуальны и изменчивы. Необходимо не упустить момент, когда школьник находится в поиске и сомнениях и помочь ему в выборе нужного и правильного пути, профессии. После того, как закончится переходный период, школьник переходит на новый этап развития, считает себя самоопределившимся и идет по выбранному им жизненному пути. Но если в нужное время не оказать психолого – педагогическую поддержку подростку, не помочь ему в выборе правильного жизненного пути, он может потерять интерес к обучению и любым видам деятельности. Результатом неоказания подобной поддержки являются подростки, которые становятся наркоманами, алкоголиками, преступниками. У подростка, получившего такую поддержку, как правило начинается следующий этап, на который приходятся студенческие годы. Вновь резко меняются интересы, уходит эмоциональная нестабильность, агрессивность [17].

Основные виды деятельности студента - учебная, научно-исследовательская, резко возрастает и экономическая самостоятельность. Получаемые навыки, умения, знания уже рассматриваются как средства для осуществления дальнейшей профессионально-трудовой деятельности. Студенческие годы совпадают с наиболее критическим периодом для человека, который связан со становлением личностных качеств и переходом в зрелый возраст. Возникают и укореняются такие качества и личностные черты, как ответственность, целеустремленность, умение самостоятельно принимать решение, упорство, инициатива, умение вежливо и убедительно аргументировать собственое мнение. Появляется рассудительность и самоконтроль, формируются социальные, морально - нравственые каноны поведения. Возрастает заинтересованность проблемой выбора, чести, долга, формируется понимание дружбы и предательства, любви и верности. Устанавливаются привычки, определяется смысл и образ жизни.

Олег Самойлович Газман занимался изучением данной проблемы и разработал основные положения: поддержки. По его мнению, успешное становление личности возможно лишь при согласованном сосуществовании процесов индивидуального и социального развития. Ученики и единомышленники О.С. Газмана несколько модернизировали его взгляды и сформулировали следующие постулаты:

1. Педагогика не должна противостоять воспитанию. Эти отрасли тесто взаимосвязаны;

2. Педагогическая поддержка - важнейший элемент современного обучения и образования;

3. Цель - развитие социальных и индивидуальных качеств учащегося [18].

Однако, на практике возникает ряд факторов, препятствующих организации процесса и способствующих противоречиям:

1. Подросток - субъект самостоятельного поиска и необходимость воспитания и контроля;

2. Формирование высокой мотивации к самоопределению и недостаточная компетентность преподавателя в этом вопросе;

3. Важность самосовершенствования педагога и недостаточность методов и технологий.

Исходя из всего вышесказанного, возникает потребность не только в развитии и обучении подростка, но и в разработке теоретического и методического обеспечения, а также необходимость обеспечить реализацию новейших взглядов на образовательную концепцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У подростка возникает сложность в общении, особенно затруднительным для них представляется выстраивание отношений со взрослыми. Связано это с особенностями характера подростка. Взрослые относятся к нему как к ребенку, не видят в нем абсолютно взрослого человека, а подросток чувствует чрезмерную опеку и попечительство, что существенно снижает уверенность подростка и оскорбляет его чувства. В то же время, подросток довольно упрям, практически не идет на уступки и компромиссы, отношение зачастую резко негативное. Подросток стремиться проявить и показать свой характер, доказать взрослым, что он не нуждается больше в их опеке, имеет собственное мнение, суждение. Семья теряет для подростка важность, так как он больше не может найти в семье то, что он ищет, ощущает только опеку, которая кажется ему оскорбительной. Именно по этой причине подросток ищет возможности для реализации в других сферах и областях жизни. В первую очередь важность приобретают сверстники, друзья, одноклассники, среди которых они пытаются завоевать и поддерживать авторитет [2].

Основным типом деятельности для подростка является именно общение со сверстниками и поиск путей самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.

Поскольку устранить физиологические, гормональные факторы, способствующие появлению тревожности, стресса и напряжения в подростковом периоде невозможно, рациональным решением является устранение социальных факторов, оказывающих воздействие на ребенка. Между подростком и родителями часто возникают конфликты и непонимание. Одним из мероприятий помощи ребенку в адаптации к взрослой жизни и достижения взаимного понимания между ребенком и родителями является организация психологического консультирования детей и родителей.

Также важно пересмотреть окружение подростка. Школа играет важную роль в развитии личности подростка. Большая часть времени подросток проводит именно в школе, здесь происходит его становление. Необходимо поддерживать здоровое окружение в школе, что позволит сформироваться полноценной личности. Очень важна наблюдательность и профессиональная компетентность преподавателя. Поскольку учебная деятельность приобретает для подростка второстепенную роль, учителю необходимо вовремя заметить этот момент и сменить тактику взаимодействия с подростками, чтобы сохранить интерес к обучению и воспитанию.

В связи с изменением самосознания подростка, необходимо изменить и подходу к нему. Именно с этой целью рекомендуется применять в школе другую концепцию – концепцию личностно – ориентированного взаимодействия, которая уже апробируется в многих высших учебных заведениях и колледжах. С введением в практику концепции личностно-ориентированного образования появилась потребность пересмотреть сам процесс организации воспитательных и образовательных мер. Большинство преподавателей не ощущают необходимости пересмотреть образ мышления и свою профессиональную позицию.

Список использованной литературы

4. Кон И.С. «Открытие «Я». М. 2007г. 254 с.

5. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 2010г. 287с.

6. Чеснокова И.И. «Проблема самосознания в психологии». М.: Издательство «Наука». 2011г. 234с.

7. Столин В.В. «Самосознание личности» М.: МГУ. 2012г.180с.

8. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.2013г. 321с.

9. Мухина В.С. «психология детства и отрочества». М.:ИПП. 2009г. 281с.

10. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» М.: «Педагогика». 2012г. 212с.

11. Ермолаева М.В. «Психология развития». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.

12. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.: «Просвещение». 2013г. 210 с

13. Фельдштейн Д.М. «Психология взросления». М.: МПСИ «Флинта». 2013г. 203.с

14. Митина Л.М. «Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//«Вопросы психологии». 2000. № 4. 28 – 38с.

15. Каган М.С. «Особенности самосознания подростков» М. 1973г.154 с.

14. «Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В.Дубровиной. М.: «Педагогика». 2013г. 254 с.

15. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» //»Вопросы психологии». 2014г. № 3. 43-52 с.

16. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М.: НПО «МОДЭК». 2012г. 234 с.

17. Психология современного подростка / Под редакцией Д.М. Фельдштейна. М.: «Педагогика». 2011г.256 с.

Приложение 1.

АНКЕТА «Отношения подростка с коллективом»


1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто.
А – знает больше, чем я;
Б – все вопросы стремится решать сообща;
В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А – используют индивидуальный подход;
Б – создают условия для помощи со стороны других;
В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:
А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
А – некому помогать;
Б – не мешают при выполнении задачи;
В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
Б – мои усилия достаточно вознаграждены,
В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:
А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.
А – создают дух соперничества между учениками;
Б – не уделяют им достаточного внимания;
В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
Б – возможность получения новой информации от других людей;
В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.
А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:
А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
Б – чувствуешь себя ненужным в группе;
В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:
А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей,
Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.
А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,
Б – работать индивидуально с преподавателем,
В – работать со сведущими в данной области людьми.

Наши рекомендации