По минимальному снижению слуха

Проводится методами анализа анамнестических данных и на­блюдения за реакциями детей в различных коммуникативных си­туациях.

1. Метод анализа анамнестических данных. При изучении анамнеза следует учитывать, что минимальное снижение слуха может быть вызвано нарушениями функции звукопроводящего и/ или звуковоспринимающего отдела слухового анализатора.

 

Звуковосприятие страдает при поражении волосковых клеток кортиева органа, различных участков слухового нерва и харак­теризуется как сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость. Нейросенсорное нарушение слуха может возникнуть после пере­несенных инфекционных заболеваний (менингит, корь, скарла­тина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп), череп­но-мозговых травм, лечения ототоксическими антибиотиками (гентамицин, стрептомицин, канамицин, мономицин, амикоцин, неомицин и др.). При нейросенсорном нарушении отмечаются сложности восприятия высокочастотных формант (И, Э, С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ф) и высокотональных неречевых звуков, например писка, звона т.д. Аудиограмма, отражающая нейросенсорное минимальное нарушение слуховой функции, характеризуется нисходящими кривыми воздушной и костной проводимости, от­сутствием разрыва между ними

. Двусторонняя сенсоневральная тугоухость I степени

По минимальному снижению слуха - student2.ru

Звукопроведение страдает при нарушении трансмиссии (про­ведения) акустических сигналов в воспринимающий отдел слу­хового анализатора и возникает при различных воспалительных процессах в наружном и/или среднем ухе: тубоотитах, евстахеитах, отитах, аденоидитах, обтурации слухового прохода ино­родными телами или серными пробками. Расстройство звуко-проведения (кондуктивное нарушение) обусловливает затрудне­ния восприятия низкочастотных (У, О, М, Н, Л, Р, П, В, Д, Г) и среднечастотных (Ы, Т, Ц, К, X) формант, низкотональных не­вербальных звуков, например гудения. Аудиограмма, отражаю­щая кондуктивное минимальное нарушение слуховой функции, характеризуется разрывом между кривыми воздушной и кост­ной проводимости

Минимальное снижение слуха может быть двусторонним (бинауральным) или односторонним (моноауральным). При двусто­роннем незначительном нарушении слуха происходит равномер­ное понижение громкости в процессе восприятии разнообразных акустических стимулов (речи, музыки, звуков природы и т.д.). При одностороннем легком снижении слуха возможности вос­приятия в 2 раза ухудшаются по сравнению с бинауральным. Моноауральное нарушение слуховой функции обусловливает расстройство пространственного слуха, т.е. выраженно страда­ет различение направления звучаний, определение источников звука.

Таким образом, нужно обратить внимание на сведения в анам­незе о перенесенных заболеваниях, травмах и их терапии, а так­же об актуальном состоянии ЛОР-органов. Например, наличие у ребенка аденоидов П-Ш степени является фактором риска по ми­нимальному снижению слуха (на 15-25 дБ), т.к. аденоидные ве­гетации такого размера могут перекрывать устье слуховой (Евста­хиевой) трубы, нарушая ее аэрацию (проходимость). При аденои­дах отмечаются затрудненное носовое дыхание и, как следствие, — гипоксия, беспокойный сон, чрезмерная утомляемость. Подобные явления наблюдаются при хронических и аллергических ринитах, вызывающих воспалительные процессы в слуховых трубах (евстахеит).

2. Метод наблюдения за реакциями детей в различных комму­никативных ситуациях заключается в выявлении специфических особенностей восприятия устной речи. Наблюдая во время беседы за детьми с минимальным нарушением слуховой функции, мож­но отметить мимику напряженного вслушивания, частое переспра­шивание вопросов, зрительный контроль артикуляции говоряще­го. Собственная речь детей при таком нарушении характеризует­ся невыразительностью, монотонностью. У многих отмечается тихий голос, часто с носовым оттенком. В ситуациях непринуж­денного общения, например со сверстниками, тихий голос обыч­но сменяется чрезмерно громким, доходящим до крика.

Выявление у ребенка факторов риска по минимальному сниже­нию слуха обусловливает дальнейшее тщательное исследование состояния его слуховой функции.

Наши рекомендации