Уровни педагогического творчества

Первый уровень. Наиболее масштабные и новаторские педагогические открытия, позволяющие увидеть новые возможности совершенствования как самой деятельности, так и включённого в неё человека. О. Связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы. Таковы, например, формы соединения обучения с трудом у Р. Оуэна, высоко оцененные К. Марксом, методика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, воспитательная система В.А. Сухомлинского.

Второй уровень. Преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями.

Создание «сводных» отрядов, «технология» параллельного педагогического воздействия, метод «взрыва» у А.С. Макаренко, магнитофонный и тихий опрос, уроки открытия мыслей у В.А. Шаталова, поурочный балл, введённый липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой - все это примеры педагогических изобретений. И все эти открытия и изобретения относятся к педагогическому новаторству.

Третий уровень. Усовершенствование, т.е. чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения

питания. Таковы, например, карточки «светофор», которыми учащиеся

iщ)1 учителю начальных классов Яснозоренской школы Белгородской

Hi И.Г. Рынзиной о своём отношении к ответу товарищей, о выполнении

'iii (зелёный свет - согласен, красный - не согласен, жёлтый - хочу

|км|. i щи, или добавить, голубой - задание выполнено и т.д.). Этот

нншизаторский уровень творчества - результат и проявление

и отческого мастерства учителя (В.И. Загвязинский).

Уровни проявления креативного процесса:

большая креативность, вносящая изменения или дополнения в i пующее знание;

малая креативность (например, умение украшать комнату цветами или иио подбирать цветовую гамму в интерьере). Фазы выдвижения идеи: фаза подготовки идеи; фаза созревания идеи; фаза озарения;

фаза проверки идеи (Г. Уоллес, 1924).

Фантазия - наиболее выраженное проявление творческого воображения, приму она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, i шлось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

Формирование ТВОрчеСКОЙ ЛИЧНОСТИ.Основой для Ф.Т.Л.

имея возраст 6-12 лет, когда проявляется созерцательная способность,

|вние задерживать внимание на восприятии или оценке результатов

.... рчества. Соотношение педагогического воздействия и развития творческих

обностей детей, позволяющих «художественно обрабатывать окружающую

lib», - основная задача, которую призвано разрешить искусство сегодня; не

I I' n.ui подросток или юноша станет художником, но «он должен стать

ПЮрцом в области избранного дела, чтобы воспринимать и переживать

ч| венное оформление жизни, бороться с антихудожественностыо».

Уровни педагогического творчества - student2.ru 118

Характеристика творческого потенциала.

Миогоуровпевость содержания (отражением является полисемантичность понятия «Т.П. личности»). Характеризуются уровнями:

- широкий: данное потенциальное образование рассматривается как
всеобщее свойство развивающихся психических сил;

- промежуточный: за основу берётся максимально возможный уровень
развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-
физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой
стороны - конкретным состоянием развития общества, принятой в нём нормой
творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе,
через систему образования;

- узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого
потенциального образования, характерный для статистического большинства
проявлений данной социально-исторической ситуации.

Диалогичность. Реализация Т.П. есть диалог потенциального и актуального личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. Диалог - это субъект - субъектное взаимодействие различных смысловых позиций. Он составляет решающий интеллектуальный центр саморегуляции личности, обеспечивая формирование и развитие индивидуальной и авторской позиции личности.

Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизиологических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение с возрастом внутренней жизненной, обогащение когнитивной сферы, потребностно - мотивационной сферы, развития сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности, наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человек, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный

....... По отношению к индивиду общество может выполнять различные

функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, 0И1 ппутренних побуждений, придавая им искажённую форму.

('истемность. Т.П. имеет системный характер, в силу чего он обладает

hi атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремлённым,

шмпразпивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и

ВМорсализации), и имеет собственную внутреннюю логику развития, не

шмую к логике суммы её подсистем (элементов) и логике развития каждой

Подсистемы в отдельности (Л.В. Сохинь, В.А. Тихонович).

Целеполагание - выбор учеником целей деятельности из

нрсдпоженных учителем; формулирование учениками собственных целей из

ИШЧ'тпых ранее; формулирование целей на основе рефлексии выполненной

"мпмися деятельности; формулирование тактических и стратегических

in noii. Возможны следующие группы целей учеников:

Личностные - осмысление целей образования, приобретение веры в себя, к ( ион потенциальные возможности, реализация конкретных индивидуальных • пособностей;

Креативные - составление сборника задач, сочинение ■' пччненнонаучного трактата, конструирование технической модели, inn онание картины и т.д.;

Когнитивные - познание субъектов окружающей действительности; (Мучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками, постановка эксперимента, проведение опытов;

Методологические - овладение навыками самоорганизации учебной цеятельности, умение ставить перед собой цель и планировать, развитие навыков работы в группах, освоение техники введения дискуссий;

Предметные - формирование положительного отношения к изучаемому Предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую и'му; решение типовых и творческих задач по теме.

Целеполагание педагогическое- сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.

Целесообразность педагогическая- мера педагогического

вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику.

Цель воспитания-теоретическое общение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её существу, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношения к жизни.

Цель образования— образовательный идеал, задаваемый соц. заказом, реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц.о. -передача как можно более полного объёма накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель — подготовки учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности и его собственное развитие. Интенсивная модель - подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определённых знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Ценности— предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определённого обществ или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также цели и побуждения в качестве нормы, цели, идеала: свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, добродетель; идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения.



Ценности (моральные)- одна из форм проявления моральных

ни ими общества. Под Ц. Понимаются, во-первых, нравственное значение,

in mo личности (групп лиц, коллектива) и её поступков или

п........ ,ie характеристики общественных институтов, во-вторых,

ииисся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, 11, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы 1/И.1 Ц. (в т.ч. моральных, экономических и др.) изучает аксиология. Ценность (психологическая)- это цель, удовлетворяющая моги,. Ц. бывают индивидуальные и групповые, которые в Ц. ■ i и иных сливаются с Ц. общественными. Ценностные ориентации- направленность сознания и поведения на

...... pi iионные и духовные ценности, предпочтение к тем или иным; особое

hoi i нос образование, являющееся результатом освоения его социально-\ моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в

.... идуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе,

ни шощий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом. Ценностная ориентация личности- содержание социального

........ аправленности личности, взаимодействующей со значимыми для неё

икимн окружающей действительности, окрашенными значимыми эмоциями. И'июдпыми понятиями являются престиж, уровень притязаний, ЦОЕ, ический вкус.

Ценностные ориентации ЛИЧНОСТИ- идеологические, моральные, ппеекие и другие основания оценок субъектом окружающей i нительности и ориентации в ней. Ценностно-ориентированное единство(ЦОЕ) - термин и его

.... щмнштура введены в психологию А.В. Петровским как массовое явление,

пшодпое от ценностной ориентации личности данного коллектива и 'юпн-гея основным критерием наличия коллектива и уровней его ■ чпшости и активности, страт. Отсюда - метод стратометрии для оценки



Уровни педагогического творчества - student2.ru Уровни педагогического творчества - student2.ru 122

Центр досуга- 1.Это учреждение, функционирующее как самостоятельно, так и на базе стабильного коллектива (Дворца творчества, Дворца культуры и техники, школы, колледжа, лицея, гимназии, техникума и т.д.), имеющее учредителей, коллектив организаторов и штат обслуживающего персонала.

2. Это сам процесс организации досуговой общности на основе взаимодействия взрослых и детей и на основе взаимодействия взрослых и детей и на основе создания многопрофильных (культурно-образовательных) или однопрофильных (эстетического, интеллектуального, экологического воспитания, технического творчества и т.д.) объединений с последующей разработкой содержания культурно-досуговых программ различной направленности на основе метода целеполагания.

Человек- высшая ступень развития живых существ на земле, целостное биолого-социальное существо.

Черты, характерные для творческого процесса:

- самостоятельное выделение проблем в непредвиденных ситуациях;

- прогнозирование процесса непрерывной творческой образовательной
деятельности; предвидение как частичного, так и перспективного, целостного
результата;

- координация своих творческих усилий с поиском педагогического
коллектива;

перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию с опорой на опыт образовательной деятельности;

- направленность на созидание, на достижение социально-значимых
результатов и индивидуальный стиль непрерывной образовательной
деятельности;

- свобода выбор уровня, места и времени, содержания, форм, методов
обучения и самих обучающихся.

Эвристика— метод открытия нового; раздел современной психологи мышления как учение о решении задач продуктивным, творческим мышлением.

Эвристическое обучение— обучение, при котором ученик Щцм'шлыюконструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь ми ничный образовательный потенциал и эвристическую технологию и. имиi,поста. Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, Ючинсние,поделка, модель знания и т.д.) сопоставляется затем с помощью учителяс культурно-историческими аналогами, а в результате чего данный Продуктпереосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая Необходимость новой деятельности. Личное образовательное приращение ученика(его знаний, чувств, способностей, опыта, материальной продукции Йизбежно,поэтому эвристическое обучение личностно, поскольку м|"'/|полагает не столько изучение, сколько проживание учеником явлений Природы и культуры в собственном творчестве.

Эвристическое обучение отличается качественно новой задачей: рашитием не только ученика, но и траекторией его образования, включая |щ inn гие целей, технологий, содержания образования, поскольку ученик ставит Uofiii пенные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную Продукцию,то содержание образования для него оказывается вариантным и |щ питается в ходе деятельности самого ученика.

Эвристический приём— краткое правило или указание, как Преобразоватьимеющийся прототип или в каком направлении нужно искать, ЧТобыполучить искомое решение задачи технического творчества или разрешитьимеющееся в такой задаче противоречие, или найти выход из ИПруднительнойситуации, которая может возникнуть в любой области Практическойдеятельности человека.

ЭГОИЗМ(от лат. это - я) - себялюбие, предпочтение своих интересов Общественным.В это понятие иногда вкладывают и некий положительный i мысл,когда говорят о «разумном» эгоизме.

Эгоцентризм- (эго - я, centrum - центр круга) - неспособность Индивидаизменить исходную познавательную позицию по отношению к м. i шорому объекту, мнению или представлению даже перед лицом

Уровни педагогического творчества - student2.ru 124

противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него наивной концепции личности, теории личности издравого смысла, уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте ив основном преодолевается к 12-14 годам; тенденция к некоторому усилению эгоцентризма отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма: 1. Познавательный эгоцентризм, характеризующий процессы воспитания и мышления; 2. Моральный эгоцентризм, свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3. Коммуникативный эгоцентризм наблюдается при передаче субъектом информации другим людям с пренебрежением.

Экологическое воспитание- составная часть экологической культуры общества, одно из направлений нормализации взаимоотношений природы и человека. Экологическое воспитание подрастающего человека начинается в семье и осуществляется на всех ступенях образования, при этом главное внимание уделяется изучению ведущего принципа современной экологии - единства человека и окружающей среды.

Экологическая тропа- маршрут на местности для проведения экскурсий и практической деятельности экологического содержания. На экологической тропе учащиеся знакомятся с различными типами экосистем, изучают антропогенное воздействие человека на природную среду. Экологическая тропа может прокладываться как в природной, так и в культурной среде (ближайший лес, архитектурный ансамбль, этнографический заповедник и др.).

Эколого-педагогический мониторинг- комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий, проводимых через образовательные

125 |мы учителем совместно с учениками в системе школьного и

.... сныюго экологического образования.

Экстериоризация- механизм развития и обучения, переход от MVI|>''Ш1С1о к внешнему, например, переходы от мысли к образу, где

him максимум усилия, от мысли к действию, где нужны эмоциональная Экстраверт(от лат. extra - вне, снаружи и verto - поворачиваю, но), обращенный вовне. Психологическая характеристика личности, кчшой на внешний мир и деятельность в нём, отличающейся тающим интересом к внешним объектам и т.п. противоположно ННрпмсртивному.

Экстраполяция- распространение выводов, полученных из

(гний над одной частью явления, на другую её часть. Эксперимент— способ познавательной деятельности в науке и пинии, состоящий в активном воздействии на исследуемое явление путём i|" >>|>|1,гишания (комбинации и варьирования) или изоляция тех или иных

• ii... in ею существования. Эксперимент - форма практической чувственно-

пюй деятельности, наиболее отчётливо связанная с теорией, так как

I II (ксперимента не в достижении практического эффекта, а в получении
"шип, поэтому эксперимент выступает как источник познания, как способ
hi ими им и интерпретации теории, как критерий истинности полученных
11111

Экспликация— постоянное повседневное раскрытие воспитанником || шик гной сущности предметов реального мира, углубленной в ценностную умни»и, предмета, вскрытие в нём общечеловеческой значимости для своей in inn и процессе педагогического взаимодействия.

Экстенсивное самоуправляемое развитие школы - это

.... Исственноеадаптационное развитие школы посредством простого

Пришивания,например, стремясь «выжить» в условиях рыночных отношений,

II i пгормс школы вводят дополнительные учебные предметы в план.

ч/

ЭМОЦИЯ(возбуждать, волновать) - 1) психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и др.), возникающее у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей; 2) это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом...контакт между людьми происходит лишь в том случае, если они проявляют эмоции. Эверетт Шостром выделяет пять основных эмоций контакта: доверие, любовь, гнев, обида, страх.

Эмоционально-волевая готовность к школе - умение ребёнка регулировать своё поведение, деятельность в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживанием.

Эмпирические знания— знания, получаемые в результате непосредственного контакта с предметом, или явление реального мира; их содержание складывается из чувственного воспринимаемых свойств и отношений вещей; формой эмпирического знания является отдельный факт или некоторая система фактов, описывающая то или иное явление. Эндорфины- гормоны радости.

Эпикуреец- человек, выше всего ставящий личное удовольствие и чувственные наслаждения. .

Эстетический вкус- вид ценностной ориентации личности или группы людей, взаимодействующий с эстетическими чувствами.

Эспицитная концепция личности- открыто, явно выраженная концепция личности. Концептуальный образец, модель гражданина, которого должна подготовить школа для выполнения государственных целей.

Этика социального работника- реализация социальным работником в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения с коллегами, научным сообществом, клиентами.

Этический кодекс социального педагога (работника) - свод

основных принципов деятельности социального педагога (работника), в котором определены основные этические требования к работнику,

ценность социального педагога перед клиентом, своими коллегами, • ■ iu-ii, обществом, работодателем.

Этнокультурное образование- образование, направленное на i "• ши- этнокультурной идентичности личности путём приобщения к ц тыку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой 1>м

Эстетическое воспитание- это формирование эстетического

имя человека к действительности и доведение этого отношения до

К in мм пюрчества по законам красоты и гармонии. (Буров А.И.) Эстетически

Ifllitnuiiibif]человек - это человек, который умеет находить, чувствовать,

in. прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты

.......... ощего мира по законам гармонии и красоты. Раскрывать красоту

кчкого общения., учить создавать и поддерживать красоту быта,

i ....... 'in, эстетическое восприятие окружающей п ироды, учить понимать и

...... т. искусство, возбуждать в детях интерес к художественной деятельности,

11. ил творческие способности - в этих основных направлениях ' пня сущность эстетического воспитания.

Эвристическое предписание для творческого саморазвития: I Определите свои проблемы, приоритетные стратегии своего

.... м не кого саморазвития.

Какие личностные качества, привычки вы бы хотели у себя изменить? I Какие знания вам бы хотелось приобрести и какие умения

•ii.noбыло бы развить? 4. Какую философскую, психологическую, педагогическую,

..... цическую литературу вы планируете прочитать?

J Опыт какого учителя вы планируете изучить?

бС каким докладом (сообщением) вы планируете выступить на Ml (одическом или научно-методическом семинаре?

/ Какую работу планируете вести по овладению технологией обучения нишия) или её совершенствованию?

8. Какие курсы, семинары, конференции вы планируете посетить?

9. Что планируете сделать в направлении совершенствования
организации досуга, свободного времени?

Этапы творческого процесса педагога:

- возникновение педагогического замысла, направленного на решение
педагогической задачи;

разработка замысла;

- воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с
людьми;

- анализ и оценка результатов творчества.

Эффект Зейгарник(эффект незавершенного действия) - явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое педагогическое воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к её пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.

Юношеский возраст- период жизни и развития человека примерно от 15 до 18 лет. Ранняя юность - "третий мир", существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап первичной социализации. Главная социальная задача этого возраста -психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь. Это прежде всего выбор профессии, потребность в общении и владение способами его построения, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, художественном, правовом, этическом), потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками. Будучи сформированными, эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников - центрального новообразования раннего юношеского возраста. Отмечая его многоаспектность, в качестве главного признака этого явления психологи выделяют потребность юноши



I. внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве

Ч/ieiniобщества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои

ожиости наряду с пониманием своего места и назначения.

Пажнейшими процессами переходного возраста Курт Левин считает

Mi ишрсние жизненного мира личности, круга ее общения, групповой

Принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Главная

ЩюПлсма 14-17 летних, по Шпрангеру, кризис, связанный со стремлением к

П Оождению от детской зависимости. Главное новообразование - открытие

и . развитие рефлексии, осознание Собственной индивидуальности и ее ■ Юйства,проявление собственной жизни; постепенное врастание в различные вфсрыжизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "я" к up и шческому включению в различные виды жизнедеятельности. Юношеское "Ч" еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное |» i иокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то ЦМопннть,Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается ||Х) избирательность, потребность в уединении. Эти две противоположные с и к-нции отличают юношеское общение, расширение его сферы, с одной • гороны,и растущая индивидуализация - с другой. Первая проявляется в \1и1шчении бюджета свободного времени, которое расходуется на него {3-4 ч.ь п в сутки в будни. 7-9 часов в выходные и праздничные дни), в Вущественном расширении его социального пространства, в расширении Географииобщения и. наконец в особом феномене, получившем название "ожидание общения", постоянной готовности к контактам. Вторая тенденция -мм/шиидуализация отношений: строгое разграничение природы шлммоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских Привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению. Эти

и нденции направлены на удовлетворение разных потребностей школьников:

а) пережить новый опыт, испытать себя в новой роли; б) самовыявиться и in гретить понимание.

 
  Уровни педагогического творчества - student2.ru

Уровни педагогического творчества - student2.ru

Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единства во взглядах, потребность самоутвердиться. Поэтому проблемы приобретения и развития навыков общения, умений вступать в контакт с людьми различного психологического склада, формирование культуры общения в широком смысле слова - суть функции досуга в этот возрастной период.

Одной из основных задач досуга, организуемого различными объединениями и учреждениями, является помощь Старшеклассникам в выявлении, развитии и формировании интересов. Понятие "интерес" рассматривается ведущими психологами как избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, как тот внутренний социальный стержень личности, который определяет ее духовный облик, характер, гражданские свойства. Виды интересов;

1. По направленности - материальные, общественно-политические,
профессиональные, познавательные, эстетические и т.д.

2. По уровню действенности - пассивные и активные. Активный интерес -
один из побудителей развития личности, формирования знаний, навыков,
способностей и характера. Пассивный интерес - это состояние, при котором
познавательные, творческие и иные функции досуга сводятся до минимума или
вообще отсутствуют, это существенно замедляет либо тормозит позитивное
развитие личности, снижает её способности и продуктивную деятельность.

При перегрузке учебной работой старшеклассники все же обладают более продолжительными и более разнообразным досугом, чем взрослые (от 2 до 5 часов свободного времени). Но большинство старшеклассников не имеют устойчивых художественных предпочтений, искусство для них - развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг.

Причина "избирательности" досуга старшеклассников лежит не только в природе его интересов и потребностей, а в предлагаемых ему условиях,

,1,1'>1>1>ишен1пе досуговых услуг, обеспечивающих его занятия, в организации

1.ПШГИЙ. Часто пассивность в досуге - это неумение его организовать. Для

ючемия в досуговую деятельность старшеклассник должен обладать

....... it: гствующей "досуговой квалификацией", пройдя соответствующий курс

ними. Игра, демонстрация результатов деятельности объединений, i ■■ пи мивов, участие в конкурсах, турнирах - это средства выявления Hi к уптых интересов. Именно здесь формируются группы по интересам:

11<ч.... л, имеющие аморфный интерес, эпизодический, многосторонний,

ОДМос торонний, интерес с профессиональной направленностью.

1'ачвитию интереса старшеклассника соответствуют следующие этапы допсльности: от новизны содержания к новизне формы, к новому методу и • ннишленному процессу деятельности; от новизны взаимоотношений в ВПьсдинении к новой целевой программе деятельности и стойкому однопрофильному интересу с профессиональной направленностью.

Чтобы досуг помогал становлению самостоятельной, творческой, м| ни i пенно воспитанной личности в этот период развития, он должен отвечать iосновным требованиям:

а) его проведение должно быть содержательным, требующим
ииинлектуалыюго и эмоционального напряжения;

б) досуговая деятельность должна быть достаточно самоуправляемой, где
допускаются разнообразные варианты и способы достижения результата. Лишь
мри таких условиях старшеклассник эмоционально вовлекается в досуговую
hi -я il-льность целиком и берет на себя ответственность за ее результат.

11ри нормальной организации досуга происходит снятие психического Напряжения, познание окружающей действительности, удовлетворение II гуальной потребности в общении, творческое обогащение личности. Хорошо о|м анизованная досуговая сфера может успешно нейтрализовать те негативные Влияния, которые старшеклассники испытывают в неблагополучной семье, ■ in се, а также компенсировать им внимание, уважение, возможности в i пмоу 1 перждении. Участие в неорганизованных формах проведения досуга

                 
  Уровни педагогического творчества - student2.ru
    Уровни педагогического творчества - student2.ru
      Уровни педагогического творчества - student2.ru
 
 
      Уровни педагогического творчества - student2.ru
 
 
    Уровни педагогического творчества - student2.ru

 

помогает многим тем, что развивает интересы и способности, нравственные формы поведения, вырабатывает жизненные ориентации, направленные н а появление удивления, эффекта неожиданности, эмоционального комфорта. Методика взаимодействия участников выстраивается следующим образом: от предмета, интереса к особому подбору содержания деятельности, и рассмотрению проблемной ситуации, позволяющей максимально развить самостоятельность и инициативу.

Ведущими тенденциями развития досуговых интересов старшеклассников являются стремление к содержательному, разнообразному проведению свободного времени; усиление избирательности к массовым досуговым действиям; расширение диапазона любительских увлечений, что дает толчок к созданию неформальных групп; наиболее привлекательными становятся малые формы досуговой деятельности (салоны, гостиные единомышленников, связанных общим интересом).

Формирование досуговой активности личности в этот возрастной период предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти штампов обыденных представлений,, искать новые содержательные формы организации досуга, а с другой - развитие самоконтроля, организованности, умения себя реализовать.

Я - результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.

ЯКонцепция— устойчивая, в большей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит своё поведение.

РУСАНОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА

Словарь-справочник

социального педагога-организатора досуга детей и подростков

Редактор В.И. Антонова

Челябинская государственная академия культуры и искусства 454091 г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а. Ризограф. Заказ№ П.л. Тираж 200 экз. ( дано в печать 15.05.03

Наши рекомендации