Как фактор формирования социокультурной идентичности молодежи

Исследование культурного потенциала обуславливается той огромной ролью, которую играет культура в системе жизнеобеспечения социума в условиях глобализации и общественных трансформаций. Особое значение предмета реализации ценностно-ориентационных и идентификационных потенциалов культуры имеет для молодого поколения, которое в наше время остро переживает переломный период, связанный с утратой общественных идеалов и разрушением традиционных механизмов социокультурной преемственности.

Процесс модернизации в России выявляет наиболее слабо консолидированную и экономически несостоятельную группу в обществе - молодежь. Происходит понижение социально- экономического статуса, растущая безработица, ограничение доступа к образованию и культурным ценностям, что увеличивает рост девиантных форм поведения и повышение межэтнической напряженности в регионах.

Глубинным социокультурным фактором, порождающим эти проблемы, является кризис идентичности, который на индивидуальном уровне проявляется в слабой включенности в социально-культурные институты, скептическом отношении к опыту прошлого и отсутствия образа будущего.

Наиболее эффективным фактором реализации идентификационного потенциала культурного наследия выступает регион - территория, необходимая для воспроизводства жизнедеятельности, которая поддерживается различного рода объективизированными формами культуры, социальными институтами, связями и мировоззренческими представлениями различных населяющих его социально-территориальных групп, существующими в форме общественного сознания [1].

Региональная культура, по мнению Ю.М. Беспаловой, является, с одной стороны, открытой культурой, стремящейся к диалогу с другими культурами и постоянному приращению ценностного богатства, с другой стороны, проявляющей уединенность и стремление сохранить определенный иммунитет к нововведениям [2].

Являясь средой «общественного бытия», формирующей человеческую индивидуальность, идентификационный ресурс на региональном уровне востребован не в полной мере, что подтверждается утратой региональными институтами традиционных форм воспитания и социально-культурной деятельности.

Используя вторичный социологический анализ материалов исследования культурного потенциала и социального самочувствия жителей Тюменской области (см. таблицу 1), можно выявить проблемные аспекты в процессе формирования фундаментальных норм, ориентирующих повседневное поведение людей. Прежде всего, наибольшую тревогу вызывает низкий уровень такой составляющей, как самостоятельность индивида, причем данная оценка сопрягается с ощущением свободы и независимости, но не с самостоятельностью принятия решений. Такие основополагающие ценности как семья, традиционность занимают невысокий ранг в системе базовых ценностей и ценностных суждений, что, несомненно, негативно отражается на духовно-нравственной направленности профессионального и социально-ролевого самоопределения молодежи [3].

Таблица 1

Равным образом инновационный потенциал населения региона оказался довольно низок: в ХМАО никогда не участвовали в создании нового 56%, в ЯНАО – 61%, на юге области – 62% опрошенных. Население редко посещает учреждения культуры (библиотеки, клубы (дискотеки), кино, стадионы). Относительно более широкий диапазон культурно-досуговых интересов обеспечивают жители г.Тюмень, поскольку в центре больше возможностей и шире круг интересов. С другой стороны, ниже среднего и продолжает снижаться в динамике активность традиционных клубов по интересам, библиотек (см. таблицу 2).

Таблица 2

Одна из ключевых проблем формирования условий востребованности идентификационного потенциала нашего региона - востребованность личностного потенциала. Социокультурный портрет характеризуется недостаточностью разработанности механизма формирования и размещения заказов, привлечение молодежи к экспертизе, разработке и реализации государственных и муниципальных программ (совместные обсуждения проектов в органах исполнительной власти, создание рабочих групп по подготовке программ, включение в эти группы представителей молодежных общественных объединений и т.д.).

На сегодняшний день имеет смысл говорить о необходимости качественного исследования культурного потенциала Тюменского региона. На наш взгляд, требуется актуализация потенциала культурного наследия, которая поможет приобщить молодое поколение к историко-культурным ценностям, повысить уровень групповой консолидированности и транслировать опыт старшего поколения социального воспроизводства коллективов как устойчивых сообществ.

Можно также выделить факторы формирования национально-культурной идентичности в молодежной среде:

1) наличие базовых исторически устойчивых ценностей, фиксирующих самобытность отечественной культуры. Актуализация в сознании молодежи референтных личностей, представляющих собой персонифицированное воплощение духовных традиций и ментальности культуры.

2) совершенствование образования и досуга как ведущих социальных институтов культурной преемственности необходимо для сферы социальной интеграции молодого поколения. Молодежные организации и самодеятельные движения создают дополнительные возможности личностной самореализации, с другой стороны, обеспечивают саморазвитие культуры, сохранение культурной преемственности. Участие в деятельности молодежных объединений компенсирует недостающие условия идентичности.

3) ориентация региональной молодежной политики на создание новых форм культурного диалога и взаимодействия государственных структур и инициативных групп молодежи (советы, общественные слушания) с привлечением инвестиций для реализации проектов и оформлением реальных результатов.

Создание определенных условий для успешной реализации социокультурной инициативы, способствующей культурному самоопределению молодежи с точки зрения видения своего места в жизни, понимания векторов развития региона и страны в целом, приведет к повышению качества культурной жизни населения, и тем самым будет способствовать социальному и экономическому развитию территории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исторический словарь галлицизмов русского языка//Епишкин Н. И. М.2010.

2. Беспалова Ю.М. Региональная культура в социокультурном пространстве России // Словцовские чтения/99: Тезисы докладов, сообщений научно-практической конференции / Под ред. Н.В. Яблонского. – Тюмень, 1999. 237с.

3. Социокультурный портрет Тюменской области. //под ред. Г.С. Корепанова, Г.Ф. Ромашкиной. – Тюмень: Тюменская областная Дума. ТГУ. ТюмГНГУ/Вектор Бук.2010г. -92с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

4. [Электронный ресурс] Региональная молодежная политика в условиях инновационного развития страны: опыт Тюменской области. http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/sport_youth_department/interview/more.htm?id=10640901@cmsArticle

Р.Г. Миргатулина

Наши рекомендации