Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук».
— Мы с Ромой будем называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [р], поднимите руку, если услышите звук [р']. Слова дорога, тротуар, деревья, рука, озеро, трактор, троллейбус.
Произношение звуков в словах
(Выставляется картина «Если бы художниками были мы».)
— Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (Из бревен, дерева.)Какой он? (Бревенчатый, деревянный?)Он покрыт ... (черепицей). Крыша у него ... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук [р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с ... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.)
Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных
— Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.)Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.)Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.)
Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов.
Развитие функции языкового анализа и синтеза
— Рома предлагает вам игру «Угадай-ка».
Предлагаемые задания:
1) узнавание слов по первому и последнему звуку, например: первый звук [к], последний [о] (крыльцо);
2)узнавание слов с перепутанными слогами;
3) составление слов укроп, груша из «разбросанных» звуков;
4) «разбрасывание» звуков слов астры, конура. Дети сопровождают проговаривание звуков действием руки влево, вправо, вперед;
5) составление схем по указанному количеству кружочков (выкладываются два синих, затем один красный кружок, еще один синий и последний — красный). Какие слова подходят к этой схеме? (Труба, крыша.)Объяснения детей.
Физминутка
— Помогаем Ирине и Роме.
Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью. Например:
Оры-оры-оры, собираем помидоры.
Ец-ец-ец, кладу в корзину огурец.
Ур-ур-ур, мы кормим кур.
Ор-ор-ор, подметаем двор.
Ру-ру-ру, мастерим мы конуру.
Цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо.
Произношение звуков [р], [р'] в предложениях
— Расскажите, что вам понравилось в деревне. В предложении должны звучать слова со звуками [р], [р'].
Анализ словесного состава одного, двух предложений.
Произношение звуков [р], (р'] в стихах. Развитие логического мышления
— Послушайте, какие стихи прочтет нам Ирина.
Приготовим вкусный суп
Из картошки и из круп,
Из моркови и петрушки,
Из деревьев и игрушек.
— Из чего нельзя приготовить суп? (Из деревьев и игрушек.)
Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Рассуждения детей, почему такого не может быть. Повторение стихотворения хором.
Развитие воображения и связной речи
— Давайте пофантазируем, что мы могли бы увидеть в деревне такое, чего на самом деле не бывает. Это будут сны детишек-врунишек.
Итог занятия
Звук [л ]
Подготовительный этап
Занятие 1
Развитие пространственного восприятия. Релаксация
Птицы готовятся к полету. У них сильные крылья (напряжение). Имитация полета (расслабление).
— Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?
Развитие моторики пальцев рук
Сорока
Сорока, сорока.
Сорока-белобока.
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости во двор —
Кашу на стол.
Этому — на тарелочке,
Этому — на блюдечке,
Этому — в чашечке,
Этому — в мисочке,
А этому ничего не дала.
— Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
— Вот тебе ложечка
Свари себе кашку.
Тут пень,
Тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Массаж или самомассаж
Упражнение на дыхание
Выработка правильного диафрагмального дыхания.
Игровое задание «Мячик — ямочка».
— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.
Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.