Равновесие между организмом и средой.
Эти 3 случая – основа для развития эмоционального поведения.
Таким образом, Эмоции – результат оценки организмом соотношения со средой и организатор поведения.
Выготский говорит о том, что переход к психическому типу поведения несомненно возник на основе эмоций (гедонистическое сознание, чувствования удовольствия/неудовольствия влияли на реакцию) и подчеркивает активный характер эмоциональных реакций (трехмерная модель чувств Вундта, где каждое чувство имеет 3 измерения, причем в каждом имеет 2 направления).
Воспитание всегда означает изменение. Какие изменения должны осуществляться в чувствах?
Всякое чувство – реакция на среду. Воспитание чувств – всегда перевоспитание чувств, т.е. изменение в направлении эмоциональной прирожденной реакции.
Воспитательное воздействия: Организация среды.
механизмы:
1) Простейший механизм переноса – воспитание условного рефлекса.
необходимо так организовать жизнь и поведение ребенка, чтобы чаще всего сталкивались те раздражители, между которыми должно быть установлено взаимодействие.
2) Предупредительная реакция. Самостоятельная связь между 2-мя эмоциями, например, когда сильно пережитая эмоция боли вызывает эмоцию страха.
Если вы хотите, чтобы ребенок питал страх к чему-нибудь, свяжите это с болью и страданием и нужный страх возникает сам собой.
Таким образом, эмоции приходится рассматривать как систему предварительных реакций, сообщающих организму ближайшее будущее его поведения и организующих формы этого поведения.
Необходимо позаботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональные реакции должны составлять основу воспитательного процесса. Забота педагога заключается не только в том, чтобы ученики продумали и освоили георграфию.
Насущной педагогической задачей является овладение эмоциями, т.е. включение их в общую сеть поведения.
Умение владеть эмоциями – умение владеть их внешним выражением. Владение эмоциями – это не подавление чувства, а его подчинение, связывание с остальными формами поведения, его целесообразная направленность.
Игра – лучшая форма организации эмоционального поведения. Игра – это первые формы сознательного поведения, возникающие на основе инстинктивного и эмоционального.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ТИПЫ ТРУДОВЫХ ШКОЛ | ||
Профессиональная (=ремесленная) | Иллюстративная | Понимание трудовой школы в советской системе образования |
Труд – предмет обучения и самоцель. Главная задача: подготовить к данному труду. Минусы: 1) Образовательное значение такого труда не большое (количество теоретических знаний невелико) 2) Кершенштейнер: «идеалом трудового воспитания является воспитание добропорядочных граждан и ремесленников». Больше заботы о строе, а не о личности ученика. 3) Школа культивирует формы труда, принадлежащие прошлому. | Труд – новый метод, средство для изучения предметов. Основная черта: наглядность, труд выступает как иллюстрация. Например, если мы изучаем историю, ты мы лепим горшки, делаем оружие и так далее. Минусы: 1) Стремление наглядности и облегчению образования – прожитый этап. 2) Несоответствие между навыками требуемыми специально для труда и для предмета, который этот труд призван иллюстрировать. 3) Труд в роли чистописания поведения: бесплодная и ненужная трата сил. Плюсы: Труд получает расширенное психологического значение по сравнению с ремесленной школой: «воспитатель общего поведения» (самоконтроль, планирование, самооценка) | Труд как основа воспитательного процесса. Отличительная черта: политехнизм по экономическим, техническим и психологическим особенностям. Образовательное значение велико, так как для полного овладения им необходимо полнейшее овладение всем веками накопленным материалом науки. Труд имеет чисто воспитательное воздействие (высшее напряжение ума и внимания, труд рабочего возводится на высшие ступени творческого труда). Выготский предлагает вводить в школу формы индустриального и технически совершенного труда. Цель: организовать труд ребенка так, чтобы поставить его в активные и творческие отношения к процессам, выпадающим на его долю. Ребенок сразу (не постепенно) вводится в смысл всего производства. Труд как предмет изучения позволяет психологически объединить: · Процесс, происходящий между человеком и природой. Всецело опирается на естествознание. · Процесс координации социальных усилий. Является базой для гуманитарных и социальных наук. |
Отличие современного индустриального труда: политехнизм по
· Экономическим особенностям:
Перемещение рабочих масс: требуется min общее техническое развитие (умение обращаться с машинами), а не специальные и профессиональные навыки.
· Техническим особенностям:
Машинный прогресс нивелирует различия отдельных механизмов и приводит к боле или менее однообразным типам максимально экономных, выгодных и дешевых машин.
· Психологическим особенностям:
Двойственный труд – Человек одновременно источник физической энергии и организатор труда. В составе труда начал преобладать момент управления и организации производства.
Политехнизм – это не многоремеслиннечество, а соединение множества специальностей в одном лице.
ТРУД как синтетическое знание, объект изучения одновременно гуманитарных и естественных наук. Мост между миром природы и миром человека. | |
Познание природы через труд | Координация трудовых усилий |
Материал выступает как носитель общих свойств (общие законы физики, химии, научная механика и так далее). Практическая и динамическая наука: каждый рабочий день – живой экзамен. Выгода индустриального труда: момент удовлетворения и победы не от оценки (отметки), а от результата труда. Рабочие массы выступают как резонатор и эти эмоции многократно усиливаются. (Также не происходит сдвига мотива на цель, как в случае с отметкой.) | Любые формы труда требуют координации усилий людей. Это незаменимая школа социального опыта. Научение одновременно подчинению и господству, что схоже с воспитательным действием детской игры. |
Выготский пишет о том, что критерием знания является его жизненная ценность, надобность для жизни или принцип реальности. Труд отвечает этим критериям.
Трудовое воспитание дало новые дидактические приемы обучения.
Уподобление психологического пути трудового обучения кругу: воспитание описывает круг и в результате работы возвращается к исходной точке, с которой его движение началось. Только возвращение происходит при новом состоянии ученика, те же самые вещи он видит новыми глазами, обогащённый новым опытом.
При трудовом обучении достигается слитность и цельность педагогического процесса, объединение всех его частей в одно целое.
Политехнизм – это правда завтрашнего дня, на которую должна ориентироваться школа в своей работе. В этом отношении связь общего и специального образования описывается фразой «каждый должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь».