Свадьба литературных героев.
Сад (мечты, дружбы...).
Сундук (тайн, открытий...).
Спор-клуб.
Справочное бюро.
Служба (знакомств, спасения, добрых дел...).
Творческая (мастерская, лаборатория, встреча...).
Телетайп (новостей, творческий, методический…).
Тропа (испытаний, дружбы, сотрудничества).
Турнир (умельцев, знатоков...).
Урожай (веселый, рекордов, игр...).
Университет (знаний, игр...).
Фестиваль.
Фабрика (звезд, подарков, творческих сюрпризов, настроения...).
Фольклорные праздники.
Цех (творчества, сказок...).
Час (юмора, сказок, ответов, писем, почемучек, ребусов, фантазии рисунков...).
Шкатулка (мудрости, головоломок, игр, стихотворений...).
Школа (выживания, этикета, здоровья, жизни...).
Экзамен (творческий, доброты, дружбы...).
Экспедиция (по родному краю...).
Экран (настроений, интересных дел, просьб...).
Эстафета (спортивная, дел, увлечений, сюрпризов, рассказов, страшных историй...).
Юморина.
Ярмарка (поделок, талантов, русская, песенная...).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ (5-8 ЛЕТ):
§ высокий уровень активности, желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
§ лучшая награда - похвала;
§ стремление получить время на самостоятельные занятия;
§ формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;
§ кризис 7 лет - «кризис непосредственности»;
§ считают друзьями тех, кого видят чаще других;
§ любознательны;
§ отличаются конкретностью мышления;
§ подвижны;
§ не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;
§ высокий авторитет старшего товарища;
§ суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками сами детей.
Советы вожатому:
§ организуй подвижные игры при ограничении прыжков и бега;
§ развивай умения лазать и пользоваться качелями;
§ используй ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки;
§ обучай правильным навыкам труда;
§ обеспечь детей конкретными поручениями и творческой свободы;
§ предоставляй детям свободу действия, развивай способности (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.).
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (9 - 11 ЛЕТ):
§ стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
§ энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
§ часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
§ стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры
§ шумны, спорят, влюбчивы;
§ боятся поражения, чувствительны к критике;
§ интересы постоянно меняются;
§ мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
§ укрепляется волевая сфера;
§ бурно проявляют эмоции;
§ повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
§ в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
§ стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
§ увлекаются коллективной деятельностью;
§ выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
§ не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
§ неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Советы вожатому:
§ поощряй детей и хвали;
§ используй такие виды деятельности, которые дают простор проявления мускульной активности;
§ организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам;
§ организуй разумное руководство; пробуди в ребятах интерес к окружающему миру;
§ стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (12-14 ЛЕТ):
§ антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
§ мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
§ дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
§ сопротивляются критике;
§ появляется интерес к заработку;
§ возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
§ отчуждение от взрослых;
§ стремление утвердить спою самостоятельность;
§ остро ощущаемая потребность в активносте;
§ горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;
§ формируется собственная точка зрения.
Советы вожатому:
§ проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
§ отдавай предпочтение спортивным играм
§ используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий
§ воздействуй опосредованно - через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ (14-16 ЛЕТ):
§ ориентация на мир взрослых;
§ достижение личностного самоопределения;
§ стремление утвердиться в мире взрослых;
§ желание поставить себя в позиции взрослого;
§ мужество, одежда, смелость - важные связи с социальной позицией;
§ девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
§ наблюдается беспокойство о своей внешности;
§ рождается первая любовь;
§ растет социальная активность;
§ появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;
§ происходит выбор будущей профессии;
§ появляются крайности в поведении например, «я знаю все!»;
§ возникают интимные, эмоциональны отношения между юношами и девушками;
§ «пренебрежение» к советам старших;
§ кризис независимости.
Советы вожатому:
§ оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками;
§ построй руководство поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых;
§ создавай необходимые условия для отдыха;
§ организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекай в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ В ЛАГЕРЕ
Для отслеживания динамики личностного роста в условиях лагеря можно использовать различные программы. Параметры личности, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педколлективом лагеря.