Учреждение высшего образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
Программа «Учебная практика»
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
Профиль «Логопедия»
Студентка 1 курса Психолого-педагогического института
Найда Мария Сергеевна
2015 год набора
очная форма обучения
Руководитель учебной практики:
К.п.н., доцент кафедры СПиСП
Кузьмичёва Татьяна Викторовна
Отчёт по учебной практике
Учебная практика проходила с 14 марта по 10 апреля 2016 года.
Задачи практики:
расширение и конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки;
совершенствование знаний о специфике организации коррекционно-педагогического процесса в учреждениях для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
формирование практических навыков работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
развитие личностных и профессионально-значимых качеств;
формирование мотивации к выполнению профессиональной деятельности;
формирование интереса к научно-исследовательской деятельности.
Компетенции практики:
готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);
использование методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);
готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3);
готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7);
способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10);
способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-11).
Продолжительность практики:4 недели.
Место прохождения учебной практики:
14 марта 2016 года проводилась установочная конференция, на которой нас познакомили с целями, задачами и содержанием учебной практики. Получили консультацию по оформлению отчётной документации,ознакомились с технологической картой по учебной практике, распределили график учебной практики на первую неделю, ознакомились с вариантами проектов по учебной практике (Кафедра СПиСП)
15 марта 2016 годапроводились научно-практические семинары по темам: «Адаптация молодых супругов к семейной жизни», «Как возможна толерантность», «Актуальные психологические проблемы современной семьи», «Поощрение и наказание: взгляд родителей на школьников», «Как устроена современная психотерапия». (ППИ МАГУ)
16 марта 2016 годанаша группа во главе с руководителем учебной практики, директором ППИ Кузьмичёвой Татьяной Викторовной посетили «Центр психолога - педагогической реабилитации и коррекции». Центр существует 10 лет. Директор центра:Усанова Ирина Ивановна. В Центре 3 направления деятельности:
1)Территориальная психолога-медико-педагогическая комиссия (ТП МПК). Руководитель: Гуйва Людмила Романовна
2)Служба раннего сопровождения детей с ОВЗ. Специалист службы: Лариса Викторовна.
3) Коррекционно-развивающий отдел. Учитель-логопед: Марчук Инна Владимировна. Мы познакомились с деятельностью каждого направления Центра. Узнали о целях,задачах и этапах каждой службы (Ул.Баумана,д.1)
17 марта 2016 года проводилась лекция по теме «Проблема формирования профессиональной компетенции студентов дефектологического профиля». Лекцию проводила руководитель учебной практики, директор ППИ Кузьмичёва Татьяна Викторовна. Ознакомилась с видами деятельности специалистов дефектологического профиля, а так же с видами деятельности студентов (будущих педагогов дефектологического профиля). Выполнила эксперементальное задание, в котором нужно было перечислить качества педагога (логопеда), которыми он должен обладать. (Кафедра СПиСП)
18 марта 2016 года наша группа во главе с руководителем учебной практики,директором ППИ Кузьмичёвой Татьяной Викторовной во второй раз посетили «Центр психолога-педагогической реабилитации и коррекции». Нам рассказали о деятельности ТПМПК г. Мурманска, о дефференциальной диагностики учителя-дефектолога,о педагогических и психологических составляющих, об обследовании логопеда и его методах, о содержании деятельности психолога в условия ТПМПК, о диагностике РАС. Так же ознакомились со структурой и содержанием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. (Ул.Баумана,д.1)
21 марта 2016 годапроводился семинар на тему «Употребление наркотиков». На этом семинаре нам рассказали об употреблении наркотиков, об их употреблении после Гражданской войны и по сегодняшний день.Мы узнали, какие наркотики существуют (героин,какаин,спайс). Так же ознакомились с приказами (№302,581),касающиеся наркотиков. Нам дали координаты и контактные телефоны по вопросам, касающиеся наркотиков. После семинара у нас была лекция, на которой мы составляли план статьи «Образ учителя-дефектолога:динамические и структурно-содержательные особенности», по которой мы работали дома, составляя мини-конспект. Так же нам дали план,по которому нужно составить социально-значимый проект.
(ППИ МАГУ)
23 марта 2016 года ознакомились с авторским проектом Борисовой Марии Вастльевны, студентки 1 курса магистратуры. Так же законспектировали статьи по темам: «Инновационная деятельность педагога», «Службы примирения как способ разрешения конфликтов в образовательной среде», «Социально-психологический климат педагогического коллектива ДОУ», «Ценностные ориентации студенческой молодёжи в условиях профессионального становления», «Особенности профессиональных качеств преподавателя, осуществляющих деятельность в студенческих группах», «Роль профессиональной деятельности в личностном развитии педагога ДОУ». (Кафедра СПиСП)
24 марта 2016 годанаша группа присутствовала на олимпиаде по психологии. В олимпиаде участвовало 5 команд разных профилей.
(ППИ МАГУ)
Так же мы присутствовали на уроке-памяти по теме «70 лет Нюрнбергского трибунала». (Главный корпус МАГУ,ул.Егорова,д.15).
25 марта 2016 года мы обсуждали наши будущие социально-значимые проекты. Обсудили и дали оценку тезисам, по которым мы работали, оставили свои отзывы в тезисах, которые нам понравились и были очень интересны и познавательны. (Кафедра СПиСП)
28 марта 2016 годабыла беседа по проекту на тему «Мультстудия для детей дошкольного возраста 5-7 лет». Беседу вела воспитатель детского сада №97 Александра Сергеевна. Был проведён мастер-класс, в котором вся наша группа приняла участие. Были сделаны две аппликации. По окончании мастер-класса руководитель учебной практики, директор ППИ Кузьмичёва Татьяна Викторовна собрала нас для распределений учреждений, к которым мы будем закреплены для прохождения учебной практики. (Кафедра СПиСП)
29 марта 2016 годапосетила «Центр социальной помощи семье и детям». Меня направили в отделение «реабилитация несовершеннолетних, с ограниченными умственными и физическими возможностями». Заведующая этим отделением -Онопа Оксана Алексеевна прикрепила меня к логопеду Ларисе Михайловне Русаченко. Присутствовала в группе №1-дети от 4 до 8 лет-дневное пребывание. В группе присутствовало 6 человек. Дети с разными нарушениями в развитии. Наблюдая за детьми я увидела, что есть говорящие и неговорящие, игровая деятельность от приметивной, до более развитой, реагируют на звуки, на игрушки-нет. Коммуникация нарушина, обращаются криком, воплями или отбирают то что им нужно. У детей есть любимые виды деятельности (рисование, лепка). Им нравятся предметы (материалы), которые развивают мелкую маторику, конструктор с мелкими деталями,мозаика. Особенно хорошо воспринимают информацию с помощью мультимедийных ресурсов. Дети не умею играть, взаимодействовать, общаться друг с другом. Обучение-элементам ролевых игр (медиа-ресурсы, развивающие игры). (Ул.Фрунзе,д.7)
30 марта 2016 года наблюдала за индивидуальным занятием логопеда Русаченко Ларисы Михайловны. Познакомилась с детьми группы №2-дети от 8 до 15 лет-круглосуточное (ночное) пребывание. В группе обычно 7 детей.В этой группе находятся дети с нарушениями в развитии. Наблюдая за мальчиком, у него очень сильная спастика, он не говорит, на вопросы реагирует кивая головой(то есть понимает), кушать самостоятельно не может, ему помогают. Деятельность-ручной труд (лепка на развитие мелкой маторики, ходить не может,сит в коляске. С ним занимаются специалисты, учителя. (Ул.Фрунзе,д.7)
1 апреля 2016 годанаблюдала за детьми группы № 4-дети от 2 до 4 лет-дневное пребывание.В группе присутствовало 4 челвека. В этой группе находятся дети с задержкой речи. Наблюдая за детьми я заметила, что у большинства детей задержка речевого развития, игровая деятельность и навыки самообслуживания сформированы не по возрасту, обращённую речь понимают полностью, активный словарь ниже нормы, есть познавательный интерес. С детьми занимается логопед. В назначенное время по графику детей берут на процедуры по физеотерапии. (Ул.Фрунзе,д.7)
Работала над социально-значимым проектом «История в лицах», нашла и подготовила материал про научных деятелей (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, И.И. Данюшевский, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина, А.Н. Граборов, Х.С. Замский);
4 апреля 2016 годанаблюдала за индивидуальным занятием логопеда Русаченко Ларисы Михайловны. Так же наблюдала за детьми группы №3-дети от 6 до 18 лет-дневное пребывание. В группе присутствовало 8 человек. В группе находятся дети с разными нарушениями в развитии. Наблюдая за детьми, я заметила, что большинство детей этой группы не контролируют себя, речи нет, только звуки. Нарушена мелкая маторика, несамостоятельны (только помощь взрослых), внимания нет, агрессивное поведение, деятельность-рисование, лепка. Обучающей программы нет. Сними заниются учитель-дефектолог, логопед, психолог. Проводятся занятия по ЛФК, процедуры по физиотерапии. (Ул.Фрунзе,д.7)
Работала над социально-значимым проектом «История в лицах», подобрала фотографии учёных, дополнила актуальность проекта.
5 апреля 2016 годадома работала над социально-значимым проектом «История в лицах»,описала этапы проекта, предполагаемый результат проекта,анализ результатов проекта.
6 апреля 2016 годанаблюдала за индивидуальными занятиями логопеда Русаченко Ларисы Михайловны. Мальчик (6лет), в этом году появилась активная речь. При просмотре музыкальной презентации «Считаем пальчики» начал называть цыфры, некоторые слова произносил хорошо, а в некоторых словах-только контурные слова, посчитал от 1 до 10. Так же собирал кубики, а потом сам собрал кубики в коробочку.
(Ул.Фрунзе,д.7)
Так же занималась оформлением социально-значимого проекта по теме «История в лицах»(делала презентацию).
7 апреля 2016 годанаша группа собралась для контрольной проверки наших социально-значимых проектов. Руководитель учебной практики,директор ППИ Кузьмичёва Татьяна Викторовна проверила каждый наш проект,выявила недостатки, мы их разобрали и обсудили. Дома каждый должен был откорректировать и доработать свой социально-значимый проект. (Кафедра СПиСП)
8 апреля 2016 годадома работала над изменениями социально-значимого проекта «История в лицах». Подготовила вопросы по биографии Л.С. Выготского и «Школе Выготского»,составила анкету по биографии Л.С. Выготского.
Самоанализ:
Практика мне очень понравилась. Хотя в первый день я очень испугалась по-поводу того,как я должна себя вести с такими детьми, смогу ли я справиться с этими трудностями. Но в ходе беседы с воспитателями, общении с детьми, я успокоилась и мне стало очень интересно.
Наблюдая за детьми, в некоторых случаях я могла определить заболевания ребёнка, так как изучала их по специальной педагогике и мне это было очень интересно.
В ходе наблюдений за детьми в этом отделении, я узнала много нужной и полезной информации для себя и это поможет мне в моей будущей профессии.
А главное я поняла, что работая с такими детьми нужно иметь очень огромное терпение, быть профессионалом в своём деле и любить детей.