Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. 2 страница

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео- и аудиоматериалы.

Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.

ФИЛОСОФИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в профессиональном обучении, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений; развитие интереса к гуманитарным и естественнонаучным знаниям, потребностям к философским оценкам достижений в области техники.

Задачи дисциплины — научить студентов:

- пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии;

- методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике;

- ответственности за принимаемые решения;

- анализу проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об интеллектуальной деятельности в различных сферах науки и практики.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен:

· знать:

- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;

- структуру научного познания, ее формы и методы;

- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;

- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;

· уметь:

- аргументировано выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;

- оперировать философской терминологией;

- вести интеллектуальную дискуссию;

· получить навыки:

- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества;

- постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества. - -
Исторические типы философии. Античная философия. - -
Философия средневековья и Возрождения. - -
Философия Нового времени. - -
Немецкая классическая философия. - -
Философия в России. - -
Западноевропейская философия 19-20 вв. - -
Философское понимание мира. - -
Философская концепция сознания. - -
Познание, его возможности и границы. - -
Смысл человеческого бытия. - -
Философия культуры. - -
Человек в мире культуры. - -
Культура и цивилизация. - - -
Философия общества и истории. - -
Роль научной рациональности в развитии общества. - -
Человечество и глобальные проблемы современности. - -
Всего: - -
Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и техническими дисциплинами, методологическое значение философии для инженерной специальности.

Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии в развитии научно-технического знания.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

2. Философское мировоззрение. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность.

3. Функции философии. Философия и наука.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

Тема 2. Исторические типы философии. Античная философия.

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей.

Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита.

Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика.

Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) трактовка бытия.

2. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуре.

3. Философия и естественнонаучные знания в Античности.

4. Философия Древнего Рима.

5. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Аристотель. Метафизика / Аристотель. – СПб.: Алтейя, 2002.

3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

4. Платон. Федон; Пир; Федр / Платон. – М.: Мысль, 1999.

5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

Тема 3. Философия средневековья и Возрождения

Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории.

Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия.

Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля.

Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук.

Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания.

Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религиозный, символизирующий характер средневекового мировоззрения.

2. Патристика. Проблема отношения бога, мира и человека у Августина.

3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского. Проблема гармонии веры и разума.

4. Философия и инженерные теории эпохи Возрождения.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.

5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.

Тема 4. Философия Нового времени

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дзвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Критика неполной индукции и понятия причинности.

Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии.

Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18 в. (Дидро Ламетри, Гольбах и Гельвеций).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема познания – центральная проблема философии Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.

2. Математика и механика – как одни из основ философии Нового времени.

3. Экспериментальное естествознание и материализм Ф.Бэкона.

4. Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм: (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц).

5. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

3. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.


Тема 5. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив.

Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени.

Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Роль естествознания и общественных наук в формировании немецкой классической философии.

2. Критическая философия И.Канта. Наука и нравственность. Естественнонаучные идеи И.Канта.

3. Послекантовский немецкий идеализм (Диалектика «Я» и «не-Я» Фихте, натурфилософия Шеллинга).

4. Система Гегеля и его диалектический метод.

5. Антропологический материализм Фейербаха.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа / Г. В. Гегель. – М.: Мысль, 1977.

3. Кант, И. Критика чистого разума. Введение / И. Кант. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

4. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

Тема 6. Философия в России

Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Славянофилы и западники: П.Чаадаев, А.Герцен, А.Хомяков, И.Киреевский.

2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

3. Философия свободы как учение о человеке Н.Бердяева.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.

3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.


Тема 7. Западноевропейская философия 19-20 вв.

Формирование «неклассической» философии. «Философия жизни», её предвосхищение в трудах А. Шопенгауэра. Фридрих Ницше как критик классической философии и морали. Мартин Хайдеггер и превращение феноменологии в онтологию и герменевтику человеческого бытия. Герменевтика. Её историко-философские и экономические предпосылки. Ханс Георг Гадамер. Понимание и язык.

Позитивизм и его эволюция: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм. Постпозитивизм. Карл Поппер Фальсификационизм и критика принципа верификации. Томас Кун. Научные парадигмы и исследовательские программы. Пол Фейерабенд. Методологический анархизм.

Структуализм и постструктуализм. (Клод Леви-Стросс. Мишель Фуко). Фрейдизм и неофрейдизм.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль). Неопозитивизм (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун).

2. Математика и философия неопозитивизма (Л.Виттгенштейн, Б.Рассел).

3. «Философия жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон,). Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю).

4. Теория психоанализа и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Юнг, Э.Фромм).

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. – СПб.: Кристалл, 2002.

4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.

5. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.

Тема 8.Философское понимание мира

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Анализ проблемы бытия в истории философии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры: от Парменида до современных представителей различных философских течений (И. Канта, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера). Что есть «бытие», в чем суть проблемы соотношения бытия и небытия? Бытие как всеобщее, единичное и особенное. Характеристика форм бытия. Сущность материальной субстанции бытия. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.Научные, философские и религиозные картины мира.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Бытие как фундаментальная категория философия. Основные формы бытия.

2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.

3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.

4. Мир как единая система. Бытие мира и человека.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

Тема 9. Философская концепция сознания

Постановка проблемы сознания в философии. Метафора сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Проблема сознания в Новое время и в немецкой классической философии. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения. Сущность психического отражения. Психический образ как субъективная реальность. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Творческая активность сознания. Проблема бессознательности. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Категория сознания. Происхождение сознания. Структура сознания, его знаковая природа.

2. Личность – реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание.

3. Назначение человеческого разума. Ноосфера.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.

Тема 10. Познание, его возможности и границы.

Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его формы. Проблема соотношения субъекта и объекта, познания. Познание, творчество, практика. Функции практики. Знание, отражение, информация. Многообразие форм знания.

Проблема истины. Объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность истины. Истина и заблуждение. Вопрос о критерии истины в истории философии и науки. Соотношение чувственного и рационального в познании. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция, и ее роль в познании. Понимание и объяснение. Основные проблемы гносеологии. Вера и знание.

Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Структура научного познания, его методы и формы. Свобода научного поиска и ответственностьученого.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и Рациональное.

2. Знание и вера. Научные и вненаучные формы знания.

3. Понятие истины. Истина и ценность.

4. Наука как знание, деятельность и социальный институт.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.

Тема 11. Смысл человеческого бытия.

Проблема человека и личности в истории философии, ее значение для социальных наук и современной общественно- экономической практики. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сознание, самосознание и личность. Взаимоотношение личности и общества. Интериоризация и экстериоризация. Становление личности. Понятия «социальная роль», «статус». Взаимосвязь физической, социальной и духовной сторон личности. Социальные типы личности. Человек в системе социальных связей.

Демократический процесс и перспективы реализации личности в различных социокультурных системах.

Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Категория свободы в философских учениях. Развитие способностей и формирование разумных потребностей личности. Общественный и личный интерес. Проблема ценностной ориентации личности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Природа, сущность, предназначение человека.

2. Соотношение природного и общественного в человеке.

3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

4. Личность и общество.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.

3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.

Тема 12. Философия культуры

Философское понятие культуры. Формационная и цивилизационнаяконцепции общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Основные модели культуры: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская. Насилие и ненасилие. Специфика определения культуры. Множественность подходов к осмыслению феномена культуры: аксиологический (ценностный), деятельностный, семиотический, структуралистский, социологический, гуманистический. Виды культур: экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая. Культурные нормы. Традиции и новации. Развитие культуры. Мораль, справедливость, право. Деление культуры на две формы: материальная и духовная. Россия в диалоге культур.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение культуры и цивилизации.

2. Специфика мышления в культуре.

3. Соотношение философии и культурологии.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

3. Русская философия: имена, учения, тексты: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001.

4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

Тема 13. Человек в мире культуры

Механизмы исследования культуры. Личностная и транскультурная социализация. Культурно-традиционные основания самосознания. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Традиции и обычаи. Религиозные ценности и свобода совести.Межличностная коммуникация как механизм наследования культуры.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Культура как предмет философского анализа.

2. Человек в мире культуры.

3. Понятие культуры и цивилизации и их роль в познании общества.

4. Восток-Запад-Россия: диалог культур.

Литература:

1. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.

3. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.

5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.

Тема 14. Культура и цивилизация

Понятия культуры. Три подхода к пониманию цивилизации: унитарный, стадиальный и локально-исторический. Типизация культур и цивилизаций философами (Н. Я, Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, М, Вебер). Региональные культуры: Запад – Восток, Север – Юг.

Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. История как развитие локальных цивилизаций. Цивилизация как завершение и гибель культуры.

Тема 15. Философия общества и истории

Общество и его структура. Три основных подхода к объяснению общества в истории философии: натуралистический, идеалистический, материалистический. Современные социально-философские концепции общества: атомистическая (М.Вебер), субъективная (Э.Дюркгейм), формационная (К.Маркс), культурно-деятельностная. Гражданское общество и государство.

Общество как саморазвивающаяся система. Материальное производство – основа общественного развития. Специфика законов развития общества. Человек в системе социальных связей. Социальная сфера жизни общества.

Общественное сознание, его уровни и формы. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания: политическое сознание, право, мораль, наука и техника, искусство, философия, религия.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика философского осмысления общества и техники.

2. Духовное и материальное в жизнедеятельности людей. Место общества в иерархии форм бытия.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Формы общественного сознания.

2. Общество и природа.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.

2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.

5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.

Тема 16. Роль научной рациональности в развитии общества

Наука как внутрифилософское явление. Генезис философско-научной рациональности как сущность исторического ''осевого'' времени (К. Ясперс). Классическая рациональность как основание новоевропейской культуры и техногенной цивилизации. Неклассическая и постнеклассическая рациональность как определяющий стиль мышления в современной науке, включающей в себя самоопределяющиеся системы и человеческое измерение. Социокультурная детерминация научного знания. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.Идея прогресса общества в учении И.Гердера.Социальный эвдемонизм Г. Спенсера. Прогресс как самосовершенствование людей, развитие нравственного сознания (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П. Прудон). Прогресс как процесс развития свободы (Гегель). Понимание развития общества в марксизме. Рубежи всемирной истории. Современные представления о прогрессе в обществе. Отличительные признаки прогресса, застоя, тупиковых ситуаций «регресса». Неравномерность» общественного развития стран и народов.Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Наши рекомендации