Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. 2 страница
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео- и аудиоматериалы.
Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».
Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.
ФИЛОСОФИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в профессиональном обучении, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений; развитие интереса к гуманитарным и естественнонаучным знаниям, потребностям к философским оценкам достижений в области техники.
Задачи дисциплины — научить студентов:
- пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии;
- методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике;
- ответственности за принимаемые решения;
- анализу проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения.
Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об интеллектуальной деятельности в различных сферах науки и практики.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен:
· знать:
- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;
- структуру научного познания, ее формы и методы;
- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;
- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;
· уметь:
- аргументировано выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией;
- вести интеллектуальную дискуссию;
· получить навыки:
- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества;
- постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества. | - | - | |||||
Исторические типы философии. Античная философия. | - | - | |||||
Философия средневековья и Возрождения. | - | - | |||||
Философия Нового времени. | - | - | |||||
Немецкая классическая философия. | - | - | |||||
Философия в России. | - | - | |||||
Западноевропейская философия 19-20 вв. | - | - | |||||
Философское понимание мира. | - | - | |||||
Философская концепция сознания. | - | - | |||||
Познание, его возможности и границы. | - | - | |||||
Смысл человеческого бытия. | - | - | |||||
Философия культуры. | - | - | |||||
Человек в мире культуры. | - | - | |||||
Культура и цивилизация. | - | - | - | ||||
Философия общества и истории. | - | - | |||||
Роль научной рациональности в развитии общества. | - | - | |||||
Человечество и глобальные проблемы современности. | - | - | |||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение в философию. Роль философии в жизни человека и общества
Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и техническими дисциплинами, методологическое значение философии для инженерной специальности.
Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии в развитии научно-технического знания.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
2. Философское мировоззрение. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность.
3. Функции философии. Философия и наука.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 2. Исторические типы философии. Античная философия.
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей.
Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита.
Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика.
Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) трактовка бытия.
2. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуре.
3. Философия и естественнонаучные знания в Античности.
4. Философия Древнего Рима.
5. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Аристотель. Метафизика / Аристотель. – СПб.: Алтейя, 2002.
3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
4. Платон. Федон; Пир; Федр / Платон. – М.: Мысль, 1999.
5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 3. Философия средневековья и Возрождения
Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории.
Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия.
Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля.
Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук.
Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания.
Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Религиозный, символизирующий характер средневекового мировоззрения.
2. Патристика. Проблема отношения бога, мира и человека у Августина.
3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского. Проблема гармонии веры и разума.
4. Философия и инженерные теории эпохи Возрождения.
Литература:
1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.
2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.
4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.
5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 4. Философия Нового времени
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дзвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Критика неполной индукции и понятия причинности.
Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии.
Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18 в. (Дидро Ламетри, Гольбах и Гельвеций).
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема познания – центральная проблема философии Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.
2. Математика и механика – как одни из основ философии Нового времени.
3. Экспериментальное естествознание и материализм Ф.Бэкона.
4. Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм: (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц).
5. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.
Литература:
1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.
2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.
3. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.
4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.
Тема 5. Немецкая классическая философия
Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив.
Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени.
Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Роль естествознания и общественных наук в формировании немецкой классической философии.
2. Критическая философия И.Канта. Наука и нравственность. Естественнонаучные идеи И.Канта.
3. Послекантовский немецкий идеализм (Диалектика «Я» и «не-Я» Фихте, натурфилософия Шеллинга).
4. Система Гегеля и его диалектический метод.
5. Антропологический материализм Фейербаха.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа / Г. В. Гегель. – М.: Мысль, 1977.
3. Кант, И. Критика чистого разума. Введение / И. Кант. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
4. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 6. Философия в России
Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Славянофилы и западники: П.Чаадаев, А.Герцен, А.Хомяков, И.Киреевский.
2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.
3. Философия свободы как учение о человеке Н.Бердяева.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.
3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 7. Западноевропейская философия 19-20 вв.
Формирование «неклассической» философии. «Философия жизни», её предвосхищение в трудах А. Шопенгауэра. Фридрих Ницше как критик классической философии и морали. Мартин Хайдеггер и превращение феноменологии в онтологию и герменевтику человеческого бытия. Герменевтика. Её историко-философские и экономические предпосылки. Ханс Георг Гадамер. Понимание и язык.
Позитивизм и его эволюция: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм. Постпозитивизм. Карл Поппер Фальсификационизм и критика принципа верификации. Томас Кун. Научные парадигмы и исследовательские программы. Пол Фейерабенд. Методологический анархизм.
Структуализм и постструктуализм. (Клод Леви-Стросс. Мишель Фуко). Фрейдизм и неофрейдизм.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль). Неопозитивизм (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун).
2. Математика и философия неопозитивизма (Л.Виттгенштейн, Б.Рассел).
3. «Философия жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон,). Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю).
4. Теория психоанализа и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Юнг, Э.Фромм).
Литература:
1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.
2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.
3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. – СПб.: Кристалл, 2002.
4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.
5. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.
Тема 8.Философское понимание мира
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Анализ проблемы бытия в истории философии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры: от Парменида до современных представителей различных философских течений (И. Канта, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера). Что есть «бытие», в чем суть проблемы соотношения бытия и небытия? Бытие как всеобщее, единичное и особенное. Характеристика форм бытия. Сущность материальной субстанции бытия. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.Научные, философские и религиозные картины мира.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Бытие как фундаментальная категория философия. Основные формы бытия.
2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.
3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.
4. Мир как единая система. Бытие мира и человека.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 9. Философская концепция сознания
Постановка проблемы сознания в философии. Метафора сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Проблема сознания в Новое время и в немецкой классической философии. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения. Сущность психического отражения. Психический образ как субъективная реальность. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Творческая активность сознания. Проблема бессознательности. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Категория сознания. Происхождение сознания. Структура сознания, его знаковая природа.
2. Личность – реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание.
3. Назначение человеческого разума. Ноосфера.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.
Тема 10. Познание, его возможности и границы.
Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его формы. Проблема соотношения субъекта и объекта, познания. Познание, творчество, практика. Функции практики. Знание, отражение, информация. Многообразие форм знания.
Проблема истины. Объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность истины. Истина и заблуждение. Вопрос о критерии истины в истории философии и науки. Соотношение чувственного и рационального в познании. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция, и ее роль в познании. Понимание и объяснение. Основные проблемы гносеологии. Вера и знание.
Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
Структура научного познания, его методы и формы. Свобода научного поиска и ответственностьученого.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и Рациональное.
2. Знание и вера. Научные и вненаучные формы знания.
3. Понятие истины. Истина и ценность.
4. Наука как знание, деятельность и социальный институт.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.
3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.
Тема 11. Смысл человеческого бытия.
Проблема человека и личности в истории философии, ее значение для социальных наук и современной общественно- экономической практики. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сознание, самосознание и личность. Взаимоотношение личности и общества. Интериоризация и экстериоризация. Становление личности. Понятия «социальная роль», «статус». Взаимосвязь физической, социальной и духовной сторон личности. Социальные типы личности. Человек в системе социальных связей.
Демократический процесс и перспективы реализации личности в различных социокультурных системах.
Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Категория свободы в философских учениях. Развитие способностей и формирование разумных потребностей личности. Общественный и личный интерес. Проблема ценностной ориентации личности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Природа, сущность, предназначение человека.
2. Соотношение природного и общественного в человеке.
3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.
4. Личность и общество.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.
3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 12. Философия культуры
Философское понятие культуры. Формационная и цивилизационнаяконцепции общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Основные модели культуры: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская. Насилие и ненасилие. Специфика определения культуры. Множественность подходов к осмыслению феномена культуры: аксиологический (ценностный), деятельностный, семиотический, структуралистский, социологический, гуманистический. Виды культур: экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая. Культурные нормы. Традиции и новации. Развитие культуры. Мораль, справедливость, право. Деление культуры на две формы: материальная и духовная. Россия в диалоге культур.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение культуры и цивилизации.
2. Специфика мышления в культуре.
3. Соотношение философии и культурологии.
Литература:
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.
2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
3. Русская философия: имена, учения, тексты: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001.
4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 13. Человек в мире культуры
Механизмы исследования культуры. Личностная и транскультурная социализация. Культурно-традиционные основания самосознания. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Традиции и обычаи. Религиозные ценности и свобода совести.Межличностная коммуникация как механизм наследования культуры.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Культура как предмет философского анализа.
2. Человек в мире культуры.
3. Понятие культуры и цивилизации и их роль в познании общества.
4. Восток-Запад-Россия: диалог культур.
Литература:
1. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.
3. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.
4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.
5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 14. Культура и цивилизация
Понятия культуры. Три подхода к пониманию цивилизации: унитарный, стадиальный и локально-исторический. Типизация культур и цивилизаций философами (Н. Я, Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, М, Вебер). Региональные культуры: Запад – Восток, Север – Юг.
Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. История как развитие локальных цивилизаций. Цивилизация как завершение и гибель культуры.
Тема 15. Философия общества и истории
Общество и его структура. Три основных подхода к объяснению общества в истории философии: натуралистический, идеалистический, материалистический. Современные социально-философские концепции общества: атомистическая (М.Вебер), субъективная (Э.Дюркгейм), формационная (К.Маркс), культурно-деятельностная. Гражданское общество и государство.
Общество как саморазвивающаяся система. Материальное производство – основа общественного развития. Специфика законов развития общества. Человек в системе социальных связей. Социальная сфера жизни общества.
Общественное сознание, его уровни и формы. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания: политическое сознание, право, мораль, наука и техника, искусство, философия, религия.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика философского осмысления общества и техники.
2. Духовное и материальное в жизнедеятельности людей. Место общества в иерархии форм бытия.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Формы общественного сознания.
2. Общество и природа.
Литература:
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.
2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.
5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 16. Роль научной рациональности в развитии общества
Наука как внутрифилософское явление. Генезис философско-научной рациональности как сущность исторического ''осевого'' времени (К. Ясперс). Классическая рациональность как основание новоевропейской культуры и техногенной цивилизации. Неклассическая и постнеклассическая рациональность как определяющий стиль мышления в современной науке, включающей в себя самоопределяющиеся системы и человеческое измерение. Социокультурная детерминация научного знания. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.Идея прогресса общества в учении И.Гердера.Социальный эвдемонизм Г. Спенсера. Прогресс как самосовершенствование людей, развитие нравственного сознания (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П. Прудон). Прогресс как процесс развития свободы (Гегель). Понимание развития общества в марксизме. Рубежи всемирной истории. Современные представления о прогрессе в обществе. Отличительные признаки прогресса, застоя, тупиковых ситуаций «регресса». Неравномерность» общественного развития стран и народов.Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.