Определение средств обучения и их классификации

Средства целостного педагогического процесса – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления образовательного процесса. В современной учебной литературе [4; 5; 6; 7; 9 и др.] в отношении данного термина нет разногласий. Под средствами обучения Определение средств обучения и их классификации - student2.ru понимают материальные и идеальные объекты, которые “помещены” между учителем и учащимися и используются для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.

Средства обучения обладают разнообразными дидактическими возможностями:

– организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности;

– оказывают влияние на сенсорную сферу школьника, в результате чего развивается наблюдательность, мышление, воображение;

– стимулируют познавательную и творческую активность;

– обеспечивают долговременное запоминание:

– способствуют наполнению обобщений конкретным содержанием;

– повышают качество усвоения и понимания воспринимаемого материала.

Для лучшего осознания сущности и специфики дидактических средств полезно представить их классификации:

– по назначению:

◦ источник информации (учебник, хрестоматия и т. д.);

◦ инструмент освоения учебного материала (микроскоп, транспортир и т. д.);

– по адресности:

◦ средства учения (для обучающегося);

◦ средства преподавания (для педагога);

– по уровню применения:

◦ на уровне урока (для изучения только одной конкретной темы);

◦ на уровне учебного предмета (глобус – для обучения географии, мяч – физической культуре, лакмусовая бумага – химии и т. д.);

◦ на уровне образовательного процесса (доска и маркеры, мультимедийный проектор, видеодвойка и т. д.);

– по видам:

◦ материальные (объемные и графические пособия, технические средства и т. д.);

◦ нематериальные (речь, мимика, пантомимика, знания, умения, опыт и т. д.).

Именно последняя классификация средств обучения (см. рис. 7) является наиболее распространенной, поэтому рассмотрим ее подробнее.

Определение средств обучения и их классификации - student2.ru

Рис. 7. Классификация средств обучения

Напомним, что нематериальные средства являются важными средствами осуществления педагогического общения. Они уже были рассмотрены ранее (см., например: Педагогика: в 5 ч.: Ч. 2: учебно-методический комплекс: учеб. пособие / авт.-сост. А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. + CD-ROM; Ряписов, Н.А. Основы педагогического общения: учеб.-метод. пособие / Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2004).

В основе данной систематики, разработанной С.Г. Шаповаленко [7, с. 387], материальные средства обучения подразделяются на две группы: натуральные объекты (растения, животные, минералы и т. д.) и средства изображения и отображения, представленные объёмными и графическими пособиями (нередко их называют наглядными средствами обучения), а также разнообразными техническими средствами.

Технические средства обучения включают как средства, давно пришедшие в образовательный процесс, так и средства новых информационных технологий (компьютер, компьютерные сети, интерактивное видео, средства мультимедиа и т. п.). Для столь распространённых теперь в образовательной практике технических средств обучения характерны следующие преимущества:

– информационная насыщенность;

– возможность преодоления временных и пространственных границ;

– показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

– реальность отображения действительности;

– выразительность, богатство изобразительных приемов.

Классифицировать технические средства обучения можно по самым разным основаниям. Например:

· по функциональному назначению:

– для передачи учебной информации (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны);

– для контроля знаний (перфокарты, кассеты, специальные компьютерные программы);

– тренажерные (учебно-тренировочные устройства, содержащие программы действий, составленных на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности);

– для обучения и самообучения (обеспечивающие предъявление учебной информации, самоконтроль усвоения знаний и автоматический анализ правильности);

– вспомогательные (экран, электронная доска, указка, радиомикрофон, устройства для затемнения кабинетов, перемещения плакатов);

– комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы);

· по принципу устройства и работы (механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные);

· по роду обучения (технические устройства индивидуального, группового и поточного пользования);

· по логике работы (с линейной, разветвленной и комбинированной программой);

· по характеру воздействия на органы чувств (визуальные, аудиальные и аудиовизуальные);

· по характеру предъявления информации (экранные, звуковые и экранно-звуковые).

Наши рекомендации