Учебно-методический комплекс дисциплины
Задания по Архитектонике 314 СИД стр. 38
Содержание курсовой работы стр 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра дизайна интерьера
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2014 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Архитектоника объемных форм»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 440304 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Дизайн интерьера»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплексдисциплины «Архитектоника объемных форм». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 56 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: канд. культурологи, доцент О. А. Бакеркина
канд. пед. наук, доцент В.П. Фалько
ст. преподаватель Н.А. Сафронова
Рецензент: канд. культурологии М.В. Семенова
Одобрен на заседании кафедры дизайн интерьера.
Протокол от «20» марта 2014 г. № 8.
Заведующий кафедрой В.П. Фалько
Рекомендован к печати методической комиссией ИнИс РГППУ.
Протокол от «24» марта 2014 г. № 7.
Председатель методической
комиссии ИнИс РГППУ В. П. Фалько
Директор ИнИс А.Б. Костерина
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», 2014
© О.А. Бакеркина, В.П. Фалько, Н.А. Сафронова. 2014
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Архитектоника объемных форм» – это дисциплина по выбору, входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла при подготовке бакалавров профессионального обучения профилизации дизайн интерьера, профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», направления – 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Архитектоника объемных форм является составной частью пространственно-композиционного моделирования, представляющего собой одну из ведущих форм творческой деятельности. Понятие архитектоника применяется в различных видах искусств. В него входят внешняя структура и структура составляющих частей объекта творчества. Приемы архитектоники – существенная составляющая стилевого формообразования.
Целямиосвоения дисциплины «Архитектоника объемных форм» является изучение структуры формообразования и формирование у студентов творческого объемно-пространственного мышления в процессе работы над дизайн-формой с помощью теоретического анализа и практических приемов. Данное требование обусловлено областью профессиональной деятельности выпускника: осуществлять подготовку учащихся по техническим и творческим профессиям и специальностям в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.
Для приобретения знаний, умений и владений, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Архитектоника объемных форм» преследует решение следующих задач:
1) введение в проблематику архитектоники объемных форм и в типологию используемых архитектонических средств;
2) практическое освоение методов пространственно-композиционного моделирования объемных форм;
3) развитие личностных методов вербального и невербального пространственно-композиционного моделирования объемных форм;
4) овладение приемами комбинаторики и трансформации в системе формотворчества;
5) освоение возможностей использования биоформ и природного материала в современном дизайне.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕООП ВПО
Дисциплина «Архитектоника объемных форм» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (24 - б2).
Изучение курса рассчитано на три семестра (6й, 7й и 8й), поэтому входные знания могут быть разграничены на отдельные части.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Инженерная графика с основами проектирования»
Знания:теории построения, общих правил выполнения и оформления чертежей; масштабов; теоретических основ построения объектов в различных проекциях; законов линейной перспективы и теории построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях; правил пересечения поверхностей.
Умение: выполнять развёртки объёмных фигур; анализировать конструктивные особенности объектов дизайн-проектирования; читать и грамотно составлять чертежи изделий различного назначения, пользоваться технической и справочной литературой;комбинировать геометрические пространственные формы;отображать объекты в ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях; строить тени на различных проекциях.
Владения: приемами изображения простых и комбинированных пространственных форм на плоскости; графической культурой; навыками выполнения и художественно-графического оформления чертежей в соответствии с государственными стандартами; чертежными инструментами.
2.2. Из курса «История и теория дизайна»
Знания: специфики и теоретических основ дизайнерской деятельности; классификации основных видов дизайна; принципов построения, типов и видов дизайнерских систем; основных этапов в истории развития и ведущих направлений современного художественного проектирования.
Умения: свободно оперировать понятиями и категориями теории дизайна; уверенно судить об эстетической полноценности и стилеобразующих принципах произведений композиционного творчества; определять тип дизайнерской школы или исторического периода, их доминирующие принципы, художественную основу и значимость.
Владения: специальной терминологией; методикой критического анализа дизайнерских систем;целостным представлением о дизайне, его направлениях и течениях, основных законах функционирования.
2.3. Из курса «Композиционное формообразование»
Знание: законов, принципов, методов и средств художественно-композиционного формообразования искусственных систем;
Умение: определять состав и грамотно управлять активностью средств гармонизации художественной формы для реализации творческого замысла;
Владение: алгоритмами, средствами и приемами формирования композиционных структур на основе художественно-проектного замысла, включающего тематический, функциональный, колористический и стилевой аспекты.
2.4. Из курса «Основы исследовательской деятельности»
Знания: методов научного познания, методов творческого мышления; сущности, принципов, методов и общей структуры научно-исследовательской работы;понятийно-терминологического аппарата научного исследования; принципов построения стратегии и тактики исследования.
Умения: применять эффективные способы ведения научно-исследовательской работы; самостоятельно составлять программу конкретного исследования, свободно оперировать понятиями и категориями, системно излагать мысли, доказывать и опровергать, вести дискуссию.
Владения: технологиями поиска и работы с различного рода источниками информации;методами теоретического и творческого мышления;навыками проведения исследований различного уровня.
2.5. Из курса «Проектирование интерьера»
Знания:основных методов и форм дизайнерского проектирования; последовательность, алгоритм работы над дизайн-проектом; виды проектно-графических изображений.
Умения: методически последовательно вести дизайнерское проектирование; применять эффективные способы ведения проектной работы, методы эвристической деятельности; выполнять планы, развертки, функциональные и технологические схемы, перспективные изображения интерьера; проектировать жилое или общественное пространство в соответствии с проектным заданием и требованиями нормативной литературы.
Владения: приемами анализа и выявления сущностных качеств проектируемого объекта; навыками выполнения и оформления проекта и его натурных элементов; навыками публичной защиты проекта.
2.6. Из курса «Рисунок»
Знания:методических и технологических основ рисунка; законов линейной и воздушной перспективы;современных методов графического изображения и технологических свойств используемых графических материалов; конструктивной основы формы простых геометрических тел и сложных объектов; правил распространения освещения на объемно-пространственной форме.
Умение: использовать графический язык в качестве средства проектирования;гармонично компоновать изображение в формате изобразительного поля;применять на практике средства, приемы и способы графического моделирования объемных и пространственных форм, интерьерной среды.
Владение: профессиональными навыками рисования; навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур; графическими средствами моделирования плоскостной, объемной и пространственной формы; графической культурой.
2.7. Из курса «Химия и физика цвета»
Знание:основ полихромии и закономерностей выбора гармоничных цветовых сочетаний; физических, психологических и образно-эстетических свойств цвета; формообразующих и пространственных характеристик цвета;
Умение: разрабатывать схему колористического решения художественной формы;
Владение: материалами и техниками цветографической подачи проекта.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Художественное моделирование интерьера и предметной среды
· Выполнение ВКР
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Архитектоника объемных форм» студент должен приобрести следующие общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции (ОК):
· способен к когнитивной деятельности (ОК-24);
· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
· владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29);
профессиональные компетенции (ПК):
· способен проектировать и оснащать образовательно-пространствен-ную среду для теоретического и практического обучения специалистов (ПК-16);
· способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);
профессионально-специализированные компетенции:
· знает теоретические основы и владеет алгоритмами, средствами и приемами графического, живописного и пластического ручного моделирования (ПСК-1);
· владеет методами и технологиями (алгоритмами) решения художественно-проектных задач (ПСК-3);
· владеет навыками анализа и профессиональной рефлексии художественно-проектной деятельности по созданию дизайн-продукта (ПСК-5);
· способен создавать новые, прогрессивные художественно-проектные решения, основанные на своих оригинальных концепциях (ПСК-6).
По окончании изучения курса студент должен:
знать:
- теоретические основы архитектоники объемных форм в области дизайна; предмет и понятийно-категориальный аппарат архитектоники объемных форм;
- композиционные закономерности развития объемно-пространственных форм и кинетических структур, средства и методы построения композиции и гармонизации зрительного восприятия формы;
- влияние материала, конструкции и технологии на композиционно-художественное формообразование и стилевое решение формы;
- современные технические средства и инструменты для воплощения художественно-проектного замысла;
уметь:
- анализировать конструктивную целесообразность форм в дизайне, выбирать и применять изученные приемы пространственного формообразования в творческом процессе;
- выбирать материал, необходимый для воплощения в форме найденного творческого решения;
- выявлять композиционно-формообразующие акценты для проектирования дизайн-объекта и создавать эстетические и гармоничные образно-пластические решения пространственно-композиционных форм;
- воплощать собственные креативные концепции в реальный дизайн-продукт;
владеть:
- теоретико-практической подготовкой в области пространственно-композиционного моделирования объемных форм;
- графическими приемами пластики образного решения формы и методами создания объемно-пространственной композиции;
- методами использования выразительности композиционных средств (цвета, фактуры, текстуры и др.) для усиления эмоционального звучания формы;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц: 360 часов, из них 152 аудиторных часа.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
· аудиторная – 4 часа в неделю в 6-м семестре; 3 часа в неделю в 7-м семестре; 3 часа в неделю в 8-м семестре.
· самостоятельная работа студентов – 3 часа в неделю в 6-м семестре; 4 часа в неделю в 7-м семестре; 8 часов в неделю в 8-м семестре.