Выделение синтаксических морфем и формирование грамматической системы словоизменения

Для формирования названных операций следует использовать такие морфемы, которые необходимы, с одной стороны, для грамматическо­го оформления элементарного предложения, с другой — выражают наиболее легко воспринимаемые значения:

а) формы единственного и множественного числа существительных
и глаголов;

б) падежные формы в их основных значениях;

в) родовые окончания глаголов, прилагательных;

г) словообразующие аффиксы.

Заметим, что и на предыдущем этапе уже использовались указанные морфемы, однако, если на первом этапе целью упражнений было при­влечение внимания ребенка к звуковому оформлению слов, т.е. к фор­мальной стороне языка в целом, то и сопоставление слов в разных грам­матических формах являлось лишь одним из средств для достижения этой цели. Поэтому на этом этапе в упражнения включались одновременно разные морфемы.

На втором этапе важно подвести ребенка к усвоению системы окон­чаний, системы организации синтаксических морфем вязыке. С этой целью необходимо отработать связь между значением указанных морфем (как отмечалось, это значение при восприятии словоформ осознается

ребенком), выражающим это значение звукокомплексом и реализую­щими его движениями. Поэтому каждая морфема отрабатывается се­рией последовательных упражнений:

• формируется направленность внимания на звуковое оформление
морфемы путем ее многократного воспроизведения педагогом в раз­
личных ситуациях речевого общения с фиксацией внимания ребен­
ка на ее оральном образе. Причем, ребенок обращает внимание на
звуковой образ морфемы, если косвенные морфемы сопоставля­
ются с нулевыми (например, это зайка. Дай морковку зайке);

• в дальнейшем детям читают специально подобранные тексты,
насыщенные прорабатываемой морфемой, и формируют на
блюдения ребенка за использованием морфемы в речи;

• после этих упражнений проводится сопоставление словоформ с
данной морфемой и выделение последней, например: Слушай, мы
видели зайку, утку, белку, лису. Скажи, что слышится в конце
всех этих слов? Выделенная морфема соотносится с буквой.

Далее очень постепенно формируется навык самостоятельного ис­пользования морфемы путем ее добавления в слово, произносимое педагогом. Например, логопед говорит: Мальчик поймал зай-(ку). Затем ребенок самостоятельно конструирует словоформу, отвечая на вопрос педагога или дополняя произнесенное им предложение; напри­мер, логопед, демонстрируя картинку, произносит: Лиса ест... (рыбу).

Такова общая схема работы над каждой морфемой.

Рассмотрим теперь конкретные упражнения по формированию каж­дой морфемы.

Задания, направленные на формирование практического навы­ка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов и их вычленение.Дети по инструкции педагога показывают предметы в единственном и множественном числе (покажи, где белка, где бел­ки), находят и приносят один или несколько предметов (яблоко-ябло­ки). Проводится игра в лото, где один и тот же предмет изображен в единственном и множественном числе. Предъявляются задания на классификацию предметов по их количеству: детям раздают набор картинок с изображением одних и тех же предметов в единственном и множественном числе. Педагог берет 2—4 картинки и раскладывает их в разные стороны, соответственно количеству (один — много) изоб­раженных на них предметов. Далее дети самостоятельно раскладыва­ют оставшиеся картинки, педагог же называет изображенные на них предметы в единственном и множественном числе.

Организуются наблюдения ребенка за использованием форм един­ственного и множественного числа существительных в речи в процес­се чтения педагогом специально подобранных текстов с интонацион­ным выделением указанных окончаний.





состава слова в процессе нормального онтогенеза начинает развиваться именно в конечных морфемах-окончаниях, флексиях. Таким образом, вычленение синтаксических и словообразующих морфем способству­ет не только формированию грамматической системы словоизменения и словообразования, но и представлений о фонологическом и морфо­логическом составе слов, а стало быть, и росту словаря. Известно так­же, что актуализация слов в определенной грамматической форме пред­полагает актуализацию всего его фонетического и слогового состава полностью в строго фиксированном порядке, а следовательно, способ­ствует закреплению представлений о слоговых структурах слов.

Таким образом, морфемы представляют те оптимальные единицы, вычленение которых может дать толчок для развития речи при всех рас­смотренных ранее вариантах первичного речевого недоразвития. Кроме того, выделенные морфемы, особенно состоящие из одного звука, целе­сообразно соотносить с их графическим изображением — буквами. Это способствует лучшему запоминанию букв, так как в этих случаях за бук­вой закреплялось определенное значение. Только после отработки указан­ными методами элементарного словаря и усвоения системы окончаний мы считаем возможным перейти к формированию предложения. Далее при­водится конкретное содержание рассматриваемого этапа работы.

Наши рекомендации