Чтение дополнительной литературы

При изучении природы большое значение приобретает чтение учащимися научно-художественной и научно-популярной литературы. Петросова Р.А. предлагает это делать в урочное время. Большинство же педагогов склоняются к необходимости внеурочного чтения.

Вообще, Петросова Р. А. выделяет следующие виды чтения:

1. чтение в связи с самостоятельными наблюдениями учащихся;

2. чтение после предметных уроков;

3. чтение после демонстрации опытов;

4. чтение после рассмотрения наглядных пособий;

5. чтение после экскурсии.

Характеристика основных форм внеклассной работы по естествознанию.

Внеклассная работа – дополнительная форма учебно-воспитательной работы с учащимися по естествознанию. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. В отличие от других форм внеклассная работа по естествознанию не имеет обязательной программы, не регламентирована жёсткими временными и возрастными рамками.

По степени охвата учащихся внеклассная работа подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную.

Массовая внеклассная работа.

Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы. Примерами массовых внеклассных мероприятий являются праздники, экскурсии, походы, конкурсы, олимпиады и др.

Праздники проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Аквилева Г.Н. считает, что праздник надо рассматривать как показ результатов какой-либо деятельности учащихся. Тематика праздников может быть самой разнообразной: «Праздник урожая», «День птиц», «День леса» и др. Методика проведения праздников предусматривает наличие следующих этапов:

1. подготовительная работа: определение темы, изучение теоретического материала по теме, проведение работы, отбор и оформление экспонатов;

2. проведение праздника: тематическая выставка, концерт художественной самодеятельности, конкурсы и соревнования;

3. подведение итогов праздника: отбор лучших экспонатов, награждение участников праздника.

Другие виды внеклассных массовых мероприятий – экскурсии, походы, конкурсы – значительно менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом. Методика проведения этих мероприятий такая же, как методика проведения праздника.

Массовые внеклассные мероприятия, как правило, носят эпизодический характер.

Групповые внеклассные занятия.

Групповые внеклассные занятия носят более регулярный характер. К ним относятся разнообразные кружки и факультативы.

Примерами кружков являются разнообразные кружки юных геологов, географов, натуралистов, животноводов, цветоводов и т.п. Занятия кружков проводятся с определённой периодичностью (раз в неделю, раз в месяц). Работа проходит по заранее составленному плану, который предусматривает не только изучение особенностей объекта, но и непосредственную (зачастую исследовательскую) работу с ним.

При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать правила гигиены и безопасности детей. Эти правила желательно оформить в виде плаката и напоминать о них детям на каждом занятии, пока их выполнение не станет для учащихся привычкой.

Деятельность кружка может быть отражена при проведении специального праздника, выставки.

Факультативы, как и кружки, учитывают индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентированы: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. От факультативов могут быть освобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязательной учебной нагрузкой.

Наши рекомендации