Сантики - фантики - лимпомпо

Играющие стоят в кругу. Один - водящий - выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После этого все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики - фантики - лимпомпо»: Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска, притопывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит «лидера», то последний становится водящим, предыдущий водящий встает в общий круг и игра начинается сначала.

Эта игра дает возможность сконцентрировать внимание и всмотреться в движения всех участников группы. А также одновременные и ритмичные движения создают эффект групповой сплоченности.

Себе - соседу

Играющие стоят в кругу, их руки вытянуты в центр. В центре стоит водящий. Одна рука неподвижна, другой играющий передает монетку в любую сторону по кругу, кладя ее на ладонь соседа. Но все одновременно делают характерное движение другой рукой, имитируя передачу монеты, со словами «себе — соседу». Задача водящего «поймать» монетку. Тот участник, в чьих руках в этот момент оказалась монетка становиться водящим, а он, в свою очередь, становиться на его место.

Эта игра дает возможность сконцентрировать внимание и создает эффект групповой сплоченности. Кроме того, позволяет преодолеть тактильные барьеры в общении, особенно в подростковых группах.

Сидячий круг

Группа образует тесный круг (плечами участники касаются друг друга). После этого ведущий просит участников повернуться на 90 градусов направо. Задача участников – медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем кругом.

Слепой» слалом

Из группы выбираются два добровольца, которые встают на расстоянии около 2 м друг от друга. Они изображают столбы, которые надо обойти.

Все остальные выстраиваются, как в спортивных соревнованиях, в один ряд. Задание: обойти «столбы» с закрытыми глазами, не задев при этом ни один из них. Двигаться игроки должны медленно, держа руки перед собой. «Слепые» слаломисты могут воспользоваться помощью «столбов», спросив: «Как далеко я от тебя нахожусь?» Во всех остальных случаях разговаривать не разрешается.

Снежный ком

Играющие сидят в кругу.

Первый называет свое имя, второй — имя первого и свое, третий — имена первого, второго, потом — свое и так далее, пока круг не замкнется. В итоге, последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним — полезнее.

При множественном повторении имен каждого происходит эффек­тивное запоминание, и каждому участнику приятно от других слышать свое имя. В группе с большим количеством участников целесообраз­нее использовать модификацию «Ёлочка».

Статуя любви - 1

Выбираются четверо желающих (2 девушки, 2 молодых человека), трое выходят из комнаты, четвертый выбирает пару из оставшихся, и «лепит» из них статую любви, используя их тела, как глину. По окончании работы «скульптор» встает на место участника своего пола в статуе. В комнату приглашается участник противоположного пола и т.д. Каждый водящий изменяет уже готовую статую по-своему.

Статуя любви - 2

Выбирается пара. Девушке говорится, что она – скульптор, молодой человек – статуя. Скульптору дается рабочий материал – туалетная бумага, ей предлагается обмотать статую по своему желанию, т.е. сделать скульптуру.

По окончании работы молодой человек больше похож на мумию, чем на статую, поэтому девушке предлагается привести его в порядок, но снимать руками туалетную бумагу она не может, следовательно, она делает это губами.

Счет до десяти

«Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.»

Счеты

Ведущий называет числа, сразу одновременно должны встать именно столько человек, какое число прозвучало. Задание выполняется молча. Участники не имеют права диктовать друг другу стратегию выполнения задания. Тактика вырабатывается в процессе упражнения.

Телеграмма

Помещение должно быть достаточно большим, чтобы участники, объединившись в группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.

Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию. Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.

Каждая буква — это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.

Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л., Б., У., Н., В., 0., П., Н., 3., Н., И., П. Тогда телеграмма может быть следующей: «Любимый босс, у нас все о'кей. Постарайтесь ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится 20 минут.

Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.

Темп

Задача участников – по команде ведущего быстро дотронуться до всех четырех углов комнаты, до пола и до шести пар колен. Как только участник выполнил задание, он быстро возвращается на свое место.

Трибуна

Задача участников – в свободном порядке выходить к импровизированной трибуне (встать за спинку собственного стула) и в формате самопрезентации, в течение 1-2 минут рассказать о себе от третьего лица. Начинать выступление следует таким образом: «Я имею честь представить Вам...».

Можно поставить вопросы, на которые участники должны ответить в своем выступлении. Например: - Зачем я приехал на Программу? – Что меня привлекает в работе вожатого? и т.д.

Три музыкальных слога

Один - водящий уходит. Все выбирают какое-то слово из трех слогов. Потом делятся на 3 команды, сидя в кругу. Например, это слово «ма-ши-на». Когда водящий возвращается, одна команда поет слог «ма» на мотив, скажем, «Пусть бегут неуклюже...», вторая, одновременно, поет слог «ши» на мотив, допустим, «Подмосковных вечеров», а третья - слог «на» с музыкой «Отчего на голове не растут цветочки». Водящий прислушивается и пытается отгадать, какое слово загадано. На это ему дается 3 попытки по 10 секунд.

Эта игра позволяет развить умение выделения из общего звукового фона, к которому мы так быстро привыкаем, определенную информацию.

Узнай меня

Один из участников садится на стул в угол, спиной к группе. Участники по очереди задают вопросы. Задача участника, который си­дит на стуле, — назвать имя человека, который задает вопросы. Ведущий сам назначает людей, которые будут задавать вопросы. Можно усложнить это задание следующим образом: та же инструкция, только теперь люди, которые задают вопросы, пытаются изменить голос или интонацию.

У дядюшки Абрама

Участники сидят в кругу. Сначала разучиваются слова:

У дядюшки Абрама было 7 сыновей,

7 сыновей и 7 дочерей.

Они не ели, они не пили, они никогда, ничего не говорили.

Слова произносятся быстро и ритмично. Потом добавляется «Правая рука!». Добавляются ритмичные хлопки правой рукой по правой коленке. Считалочка повторяется снова. Потом добавляется «Правая рука, левая рука!». Появляются хлопки и левой рукой. Постепенно добавляются разные части тела, например: правая нога, левая нога, плечи, локти, уши голова и т.д.

Ведущему необходимо задать достаточно высокий темп изначально, постепенно его увеличивать и внимательно следить и контролировать динамику игрового взаимодействия.

Узел

Участники выстраиваются в шеренгу. Им выдается длинная веревка, и каждый берется за нее двумя руками. Задача группы – завязать на веревке узел, не отпуская рук.

Учим имена

Участники начинают ходить по комнате. Их задача – поздороваться за руку с каждым участником группы, во время рукопожатия они называют свое имя: «Привет, я – Коля», «Привет, я – Катя». Нужно запомнить каждого, с кем поздороваются. (Первый круг заканчивается, когда все представятся друг другу.)

После этого участники снова начинают ходить по комнате. Им снова нужно поздороваться за руку с каждым участником группы, но на этот раз назвать имя того, с кем здороваются.

Ха!

Участники ложатся на пол: второй головой на живот первому, третий второму и т.д. до тех пор, пока все не улягутся. Первый участник громко произносит слово: «Ха!», второй произносит его дважды, третий – трижды и т.д. Главная задача не ошибиться в количестве слов, которые нужно произнести и не ошибиться, если правила нарушаются, все начинается с начала.

Хи-хи хо-хо

Вслед за ведущим участники с руками, сложенными, как для игры в волейбол, 5 раз дотрагиваются до левого плеча на 5 счетов, затем 5 раз – до правого, 5 раз – до левой ноги, 5 раз – до правой, 5 раз произносят «хи», опустив голову вниз, и 5 раз - «хо», - смотря в потолок. Затем проделывается все то же самое на 4 счета, потом на 3, на 2 и на 1, постоянно увеличивая темп!

Это внешне простое и несерьезное упражнение, на самом деле, помимо того, что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и на настрой на взаимодействие.

Цепная реакция

Участники стоят в кругу друг за другом, на расстоянии вытянутых рук. Каждый участник должен повторять все движения, которые делает стоящий перед ним. Нужно очень внимательно наблюдать за движениями головы, тела, рук, ног. Повторяя движения, можно слегка усиливать, утрировать их.

Цепочка фигур (телеграф)

Участники становятся в шеренгу спиной к ведущему. Ведущий хлопает первого по спине, тот поворачивается, и ведущий показывает ему продолженное действие, например — вытаскивает пистолет из кобуры — крутит барабан — достает из кармана пули — заряжает — прицеливается и стреляет.

Участник, увидев все это, без слов и каких-либо звуков, хлопает по спине следующего и передает ему все, что понял и запомнил, и так далее, как во всем известном «испорченном телефоне».

Это упражнение позволяет развить также творческое мышление, отслеживать невербальные проявления и развивает креативность.

Циклоп

Участники становятся в круг, водящий выходит на середину. Задача играющих — установить контакт с товарищем на противополож­ной стороне круга (визави) только с помощью взгляда. Нельзя произносить звуки и делать движения для привлечения внима­ния. Как только они установили контакт, они должны одновременно поменяться местами, пробежав через середину круга.

Водящий, в свою очередь, внимательно наблюдает за участниками и старается догадаться о перемене мест, чтобы занять место одного из перебегающих. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, т.е. на его место встал водящий, становится новым водящим.

Помимо того, что это упражнение помогает лучше познакомиться с пространством помещения, в котором проходит тренинг, благодаря перемещению, оно позволяет участникам группы снять физическое напряжение и повышает уровень эмоционального настроя группы.

Цып-цап

Участники сидят в кругу. Водящий выходит в центр круга. Ему понадобится мягкая игрушка или теннисный мячик. Водящий ки­дает этот мячик кому-либо из участников. Если он говорит «цып!», то тот, кому он кинул мяч, называет имя своего левого соседа, если «цап!», то имя своего правого соседа. Водящий считает до трех, если участник не успел назвать имя соседа или назвал его неправильно, то он становится водящим. Если водящий подкидывает мячик и говорит «цып-цап!», то все меня­ются местами, а он старается занять свободное место. Тот, кому не хватило свободного места, становится водящим.

Ведущему важно контролировать динамику игры и правильность выполнения задания.

Часы

Упражнение проводится в группе из 12 человек (возможно 13-14). Участники сидят в кругу. Группа — это большие часы. Ведущий определяет цифры каждого игрока на циферблате часов. Затем он называет время, например 18:40, тогда сначала тот, на чьей цифре стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, на чьей циф­ре стоит минутная, говорит «бом».

Если обе стрелки смотрят на одного человека, то он сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Если участников больше чем 12, то время называют 13-й и 14-й по­очередно.

Ведущий называет время в быстром темпе так, чтобы участники быстро переключались и прикладывали усилия к тому, чтобы следить за тем временем, которое называется.

Однако задача ведущего здесь еще сложнее, так как он должен следить за правильностью выполнения заданий участниками.

Четыре позиции

Ведущий говорит: «Посмотрите на своих соседей слева и справа, запомни­те то место, на котором сидите, и тех, кто являются вашими соседями. То положение, которое вы сейчас занимаете, обозначим цифрой 1. На счет 2 все должны поменяться местами, но только не с соседями, и снова постарайтесь запомнить своих соседей». Это будет положение 2, так же находятся положения 3 и 4. Все они должны быть разными. После этого ведущий называет любую из цифр (1, 2, 3 или 4), задача участников — за­нять соответствующее место.

Это упражнение достаточно сложное для выполнения, поэтому проводить его необходимо в хорошо подготовленной группе после уже проведенного ряда занятий, когда сформировался достаточно высокий уровень групповой сплоченности. Иначе оно станет просто невыпол­нимым и нарушит динамику развития группы, создаст напряжение, с которым будет сложно справиться.

Шарики

Участники встают в колонну друг за другом, им даются воздушные шарики. Участники держат шарики, прижимая их к впереди стоящим. Руками до шариков дотрагиваться нельзя. На полу начерчена траектория, по которой движется группа. Задача группы – пройти этот путь, не уронив и не лопнув шарики.

Школа огородных пугал

Ведущий говорит всем в кругу: «Поднимем руки вверх, покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим «ш-ш-ш-ш-ш-ш». Спасибо! Вы с успехом закончили школу огородных пугал».

Электрический ток

Участники стоят в кругу, взявшись за руки.

По сигналу ведущего играющие, не размыкая рук, запутываются между собой (закручиваются, переступая через руки, проходя под руками). После этого ведущий пускает «электрический ток» по цепи: хлопает по плечу одного из участников, тот кричит «ой!» и пожимает руку соседу, тот в свою очередь кричит «ой!» и передает импульс следующему и т.д. Если ток по цепи бежит медленно, то нужно увеличить темп. Когда импульс вернется к 1-му игроку и цепь замкнется, «электриче­ство» нужно «заземлить»: для этого все вместе по знаку ведущего под­прыгивают.

Здесь представлен вариант классической игры «Путаница», в кото­рой можно акцентировать внимание на тактильном контакте. Эта игра проходит динамичнее, чем классическая «Путаница», и, тем самым, более приемлема для подростков и детей младшего школьного возраста.

Эхо

Группа делится на две команды. Члены команд встают, как при перетягивании каната. Задание состоит в том, чтобы передавать звук от игрока к игроку так, чтобы он становился все тише и тише, и, в конце концов, смолкал (последний игрок произносит его почти беззвучно). Приведите сравнение с эхо, которое летает между склонами ущелья, пока не отзвучит.

«Толчок» эху поочередно дает каждая команда. Первый игрок команды №1 кричит отдельное слово или короткое предложение. Первый игрок команды №2 повторяет слово или предложение уже несколько тише, а затем звук идет от одного ее игрока к другому, постепенно затухая. Когда эхо в команде №2 отзвучало, ее первый игрок предлагает задание команде №1. Таким образом, команды меняются ролями. В каждом новом раунде предложение должно исходить от следующего игрока.

Я вижу мишку

Участники стоят в кругу. Ведущий говорит: «Я вижу мишку». Группа должна дружно спросить «Где?». Ведущий отвечает «Там» и показывает в какую-либо сторону, участники также показывают в эту сторону. Вопрос повторяется несколько раз, при этом ведущий, показывая каждый раз новые направления, выбирает самые различные позы, а участники должны повторять. В последний раз ведущий принимает наименее устойчивую позу, и когда вся группа ее тоже принимает, как бы невзначай падает и тем самым сбивает соседа. Таким образом, все участники группы падают как по принципу домино.

Наши рекомендации