Упражнения на координацию движений языка и челюсти и выдоха

1. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко
открыть рот и произвести длительныйвыдох.

2. Поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот
и произвести длительныйвыдох.

3. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе­
редне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот ипро­
извести выдох.

4. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
заднюю часть спинки языка, широко открыть рот ипроизвести
длительныйвыдох.

Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха

Кончик языка зафиксировать у нижних резцов

1. Широко открыть рот, как при звуке а, ипроизвести дли­
тельный выдох.

2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке и. и произвести
длительныйвыдох.

3. Округлить губы, как при звуке о, ипроизвести длительный
выдох.

4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у. и про­
извести длительный выдох.

5 Вытянуть губы вперед, округлить их,как при звуке э, и произвестидлительный выдох.

Кончик языка зафиксировать у верхних резцов.

1. Широко открыть рот,как при звуке а, и произвести дли-
гельный выдох.

Растянутьгубы в улыбку,как при звуке и, ипроизнести длительный выдох.

3. Округлить губы, как при звукео. ипроизвести длительный
выдох.

4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у. ипро­
извести длительный выдох.

5. Зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере­
численные положения губ ипроизвести выдох.

6. Надутьобе щеки (25). вытянуть губы вперед трубочкой
(23) ипостепенно выдыхать.

Каждое упражнение выполняется вначале с закрытыми носо­выми ходами, затем попеременно с закрытыми иоткрытыми, ав заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных имышечных ошушений.Ребенок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительностьструи воздуха, выдыхаемой логопедом и им самим.

Для развития дифференцированного кинестетического вос­приятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее кон­трастными. В дальнейшем отрабатываются артикуляционные по­зиции, необходимые для производства тех звуков, которые нуж­даются в коррекции

Пршюжение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕИГРОВЫХ ПРИЕМОВДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Сказка о Веселом Язычке

Может быть использована для выработки артикуляционного уклада звуков Г, Р\

Жил на свете Язычок. Был у него своп ломик. Догадайтесь, что это за домик?

В домике этом Красные двери. Белые звери Сидят у дверей. Любят зверюшки Конфетыи плюшки.

Правильно. Этот домик — рот. Двери в домике то открыва­ются, то закрываются — вот так (рот закрыт, рот открыт)

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, выглянул на улицу (язык широкий, «лопаточкой»). Посмотрел наверх — све­тит ли солнышко, потом посмотрел вниз — нет лилуж на земле (упр. «Качели»). Заглянул под крылечко(широкий язык вставить между губой и зубами). Осмотрелся, увидалкачели и побежал на качели. Смело вверх — вниз (широкий язык прикасается к бугор­кам за верхними зубами, затем — к бугоркам за нижними зубами, рот открыт). Все выше взлетают качели.

На качелях я качаюсь. Вверх — вниз, вверх — вниз. Я все выше поднимаюсь. А потом — вниз.

(Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами,затем поднимать язык вверх к мягкому нёбу)

Затем увидел маляра. Красить потолок пора. Стала кисточка плясать, Нам потолочек не узнать.

(Упр. «Маляр»)

Вот ибанка с краскойрядом. Обновить заборчик надо.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

Язычок наш кончил дело,Отдыхать он может смело. Он с лошадкой погуляет.

(Упр. •Лошадка*)Грибов насобирает.

(Упр. «Грибок»)

На гармошке он сыграетИ песенку споет: «На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму. Ниже челюсть отведу».

(Упр. «Гармошки») А потом попляшет.

(Упр •Пощелкатькопчиком языка»)

Язычок наш много сделалдел. пел и танцевал.Очень сильноон устал. Чтобы сил больше набрать, решил он поесть вкусного варенья. Варенье сладкое, душистое, ароматное. Испачкалась верхняягуба, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).

Язычок поел, лег надиван, включил телевизор иувидел назеленой поляне жеребят ииндюшат. Жеребята скачут наполяне, играют, резвятся (упр. «Фырканье»), а малышата-индюшата весело болбочут: «Бл-бл-бл» (упр. «Индюк»). Переключил Язычок теле­визор надругую программу. На экране — цирк. Искусные фо­кусникипоказывают фокусы (упр. «Фокус»). Веселые клоуны со­ревнуются встрельбе по воздушным шарикам. «П-т-> — есть по­падание! (упр. «Автомат»). А вот и барабанщиков отряд, звонко палочкистучат: «л-д» (упр. «Барабан-/»). Дробь веселая слышна «да-ды» (упр. «Барабан-/!») Посмотрел Язычок телевизор, и за-хотелось ему спать. Выключил телевизор.Дверь онзапер наза­мок. Лег в кроватку иумолк.

Упражнения на координацию движений языка и челюсти и выдоха - student2.ru Стихотворные тексты и загадки

Наши рекомендации