Организация и руководство практикой студентов

2.4.1. Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Как важнейшая часть профессиональной подготовки студентов, практика направлена на достижение следующих целей:

· закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении теоретического материала;

· приобретение студентами практического опыта по избранной специальности;

· развитие профессионального мышления, умений и навыков управленческой деятельности по специальности;

· использование опыта, накопленного при прохождении практики, в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.

2.4.2. Объемы практики определяются государственными образовательными стандартами по специальностям и отражаются в учебных рабочих планах института.

2.4.3. Программы практик разрабатываются выпускающими кафедрами института на основании требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по соответствующей специальности, рабочих учебных планов и учебных программ дисциплин. Они обсуждаются на заседаниях кафедр и Советах факультетов и утверждаются проректором по учебно-методической работе.

2.4.4. Основными видами практик студентов института являются учебная и производственная, включая преддипломную практику.

Учебная практика включает в себя практику по получению первичных профессиональных умений, ознакомительную и др.

Содержание учебных практик определяется выпускающими кафедрами на основе требований ГОС к организации практик по специальности.

Производственная практика включает в себя, как правило, практику по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательскую, научно-педагогическую и преддипломную.

Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Перед направлением на преддипломную практику за студентом закрепляется тема дипломной работы, в соответствии с которой ему выдается задание по сбору материала к дипломной работе.

Главной целью преддипломной практики является сбор фактического материала по теме дипломной работы, а также освоение функциональных обязанностей по профилю будущей работы в объеме индивидуального задания.

2.4.5. Требования к организации практики определяются ГОС по соответствующей специальности и регламентируются Положением о порядке проведения практик студентов ВОЛГГАСУ (приказ ректора от 10 ноября 2006 г. № 62).

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениям института или на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Производственная, в том числе преддипломная, практика студентов проводятся, как правило, на предприятиях.

2.4.6. Для руководства практикой студентов приказом ректора назначаются руководители практики от института из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры и от предприятий.

2.4.7. Учебная и производственная практики на предприятиях проводятся на основе договоров между институтом и предприятиями. Согласие на прохождение практики студентами института подтверждается письмом от предприятия на имя ректора института.

Как исключение, студенты с разрешения декана факультета могут сами определять место прохождения практики, заручившись письменным согласием руководителя предприятия.

2.4.8. Студенты, совмещающие учебу с работой на предприятии или заключившие договор с предприятиями на их трудоустройство, могут с разрешения декана факультета проходить производственную и преддипломную практики на этих же предприятиях при условии, что характер выполняемой студентами работы соответствует профилю специализации.

2.4.9. Сроки проведения практики устанавливаются с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы института и предприятий и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

2.4.10. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, решением соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная практики (за исключением преддипломной). На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

2.4.11. Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

2.4.12. Форма и вид отчетности студентов о прохождении практик по специальности устанавливаются факультетами и выпускающими кафедрами. К отчетным документам относятся:

· индивидуальное задание студенту на практику;

· календарный план работы;

· дневник прохождения практики;

· отчет о прохождении практики;

· отзыв руководителя практики от предприятия.

Порядок заполнения указанных документов, их содержание и сроки представления в деканат определяются программами практик.

2.4.13. Практики оцениваются: учебная - «зачтено» / «незачтено», производственная - дифференцированной оценкой по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

2.4.14. Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практики повторно, в свободное от учебы время. При этом им предоставляется возможность пройти практики по частям с тем же объемом часов и последующей защитой отчетов.

2.4.15. Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины, получившие отрицательный отзыв о практике или неудовлетворительную оценку при защите отчета о прохождении практики, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом ВОЛГГАСУ.

2.4.16. Учебная практика оценивается руководителем практики от института или преподавателем, ведущим занятия по программе «Автоматизированное рабочее место специалиста» (для специальностей, где это определено учебным рабочим планом).

2.4.17. Защита студентами отчетов по производственной практике проводится перед комиссией, сформированной деканатом и выпускающей кафедрой. В состав комиссии, как правило, включаются руководитель практики от института, руководитель практики от предприятия (с его согласия), декан (заместитель декана) факультета, заведующий выпускающей кафедрой.

2.4.18. При подведении итогов производственной практики принимается во внимание соответствие профиля работы будущей специализации, качество выполнения программы практики и индивидуального задания, инициативность и творчество студента в процессе прохождения практики.

2.4.19. Защита отчетов по практикам должна быть завершена в течение двух месяцев следующего за практикой семестра.

Студенты, работающие постоянно по избранной специальности или специализации, для защиты производственной практики представляют в деканат отзыв, подписанный руководителем и заверенный печатью предприятия, и отчет о своей повседневной деятельности в соответствии с программой практики.

Результаты защиты отчетов по всем видам практик оформляются ведомостью и выставляются в зачетную книжку студента.

Отдельная защита преддипломной практики не производится. Итогом ее завершения является представление студентом отзыва от предприятия о прохождении преддипломной практики, решение кафедры о рекомендации к защите дипломной работы.

III. Методическое обеспечение учебного процесса

3.1. Методическое обеспечение является важной составной частью учебного процесса Института и представляет собой совокупность мероприятий, проводимых руководящим и профессорско-преподавательским составом в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества учебных занятий, разработки и внедрения новых методов, форм и средств обучения студентов.

Руководство методическим обеспечением учебного процесса осуществляет проректор по учебно-методической работе, а организацию и проведение – методический отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы на учебный год вносятся в ежемесячный план-календарь основных мероприятий института.

3.2. Методическое обеспечение включает в себя учебно-методическую и научно-методическую работу.

Учебно-методическая работа включает:

· разработку методического содержания нормативных документов по качественной реализации учебных планов и программ, тематических и календарных планов учебных дисциплин;

· создание электронной базы учебных и учебно-методических пособий по каждой специальности подготовки студентов;

· исследование состояния и перспектив методического обеспечения учебного процесса на факультетском и кафедральном уровнях;

· совершенствование и повышение эффективности применения методов, форм и средств обучения студентов;

· непрерывное повышение педагогической квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава института;

· создание условий для их творческой работы.

Научно-методическая работа включает:

· комплексирование научной деятельности структурных подразделений института по методическому обеспечению учебного процесса;

· анализ, обобщение и распространение методического опыта;

· разработку и апробацию новых методов, форм и средств обучения студентов, внедрение их в учебный процесс института.

3.3. Задачами методического обеспечения учебного процесса являются:

· совершенствование учебных планов и программ;

· разработка методических материалов, необходимых для проведения учебных занятий;

· внедрение новых методов, форм и средств обучения студентов;

· повышение педагогического мастерства и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;

· подготовка учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, отвечающих требованиям Государственного образовательного стандарта;

· методическое обеспечение контроля всех видов учебных занятий;

· проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс.

3.4. Содержание методического обеспечения учебного процесса включает:

· научно-методические исследования по различным вопросам учебного процесса;

· координацию разработки учебных планов и программ, их согласование и преемственность:

· обсуждение проблемы информатизации учебного процесса, повышения качества профессиональной подготовки специалистов на основе использования новых информационных технологий;

· рассмотрение вопросов организации и методики проведения различных видов практик, разработки и защиты выпускных квалификационных работ, других видов учебной работы;

· анализ и коррекцию учебной успеваемости студентов по результатам текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации;

· проведение методических занятий с руководящим и профессорско-преподавательским составом по вопросам педагогики и психологии высшей школы;

· обсуждение вопросов организации и методики самостоятельной работы студентов;

· выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной и методической работы преподавателей, кафедр, факультетов и филиалов;

· изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической работы других вузов;

· внедрение в учебный процесс инновационных методов, электронных учебников, компьютерных программ, видеоматериалов.

3.5. Основными видами методического обеспечения учебного процессаявляются:

· повседневная работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методики преподавания учебных дисциплин;

· научные исследования по проблемам методики обучения студентов;

· заседания Ученого совета института и Советов факультетов, кафедр и предметно-методических комиссий по вопросам повышения эффективности методики обучения студентов;

· доклады и сообщения по методическим проблемам обучения студентов, вопросам общей и вузовской педагогики и психологии;

· издание информационно-методических бюллетеней по обобщению передового педагогического опыта;

· конкурсы на лучшее учебное и учебно-методическое пособие, лучшего преподавателя, методиста, лучшую кафедру, факультет, филиал;

· комплексные проверки филиалов, факультетов и кафедр;

· контроль и анализ учебных занятий и совершенствование методики их проведения.

3.6. Координирующими органами методического обеспечения учебного процесса в институте являются научно-методический совет и учебно-методические комиссии, деятельность которых определяется соответствующими Положениями.

Научно-методический советинститута является постоянно действующим органом и предназначен для координации учебной, методической, научной и воспитательной работы в институте. Он осуществляет целенаправленную и систематическую деятельность по обеспечению высокого качества и эффективности учебного процесса, обновление его организации, содержания и методики.

На научно-методический совет возлагается решение следующих основных задач:

· согласование содержания, организации и методики учебного процесса;

· разработка единых требований к преподаванию учебных дисциплин по специальностям;

· осуществление научно-методического руководства учебной, методической, научной и воспитательной работой в институте;

· рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин, организации и методики их изучения, выработка научно-методических рекомендаций по реализации учебных планов и программ;

· разработка и внедрение в учебный процесс современных методов и форм обучения студентов, новых педагогических и информационных технологий;

· подготовка необходимых научно-методических и информационно-справочных материалов по различным вопросам учебного процесса;

· повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководящего и профессорско-преподавательского состава по всем основным образовательным программам;

· повышение профессионализма, педагогической и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;

· создание электронных баз данных научно-методического совета и учебно-методических комиссий, содержащих требования Государственного образовательного стандарта, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы и др.;

· совершенствование нормативно-правовой базы методического обеспечения учебного процесса института.

Учебно-методическая комиссияпредназначена для учебно-методической координации подготовки студентов по каждой из специальностей (специализаций), организации научно-методической работы по отдельным учебным дисциплинам или их группам. Она осуществляет целенаправленную и систематическую деятельность по учебному, методическому и научному обеспечению преподавания учебных дисциплин.

На учебно-методическую комиссию возлагается решение следующих основных задач:

· рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин по специальности, организации и методики их изучения;

· выработка рекомендаций по совершенствованию учебных планов и программ, тематических планов по каждой дисциплине;

· разработка календарных планов изучения учебных дисциплин;

· разработка методических рекомендаций по преподаванию учебных дисциплин;

· оценка и утверждение учебно-методических комплексов и учебных программ по всем дисциплинам специальности;

· разработка и внедрение инновационных форм и методов обучения и преподавания по специальности;

· совершенствование методического и дидактического обеспечения учебных дисциплин;

· обсуждение тематики дипломных работ и проектов, программ и билетов выпускных государственных экзаменов, промежуточной аттестации обучающихся, форм текущего, в том числе месячного контроля;

· отражение в учебных программах и тематических планах изучаемых дисциплин воспитательных аспектов гуманистического содержания, элементов научно-методической работы и реализация их в ходе учебного процесса;

· участие в организации и проведении научно-методических и учебно-методических конференций, семинаров, дискуссий;

· рассмотрение программ различных видов практик, методики их организации и проведения;

· определение базовых учебников по учебным дисциплинам, перечня основной и дополнительной литературы;

· экспертиза и утверждение учебников, учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам специальности;

· изучение, обобщение и распространение методического опыта преподавания учебных дисциплин;

· совершенствование качества учебно-методической документации филиалов, факультетов и кафедр.

3.7. Содержание методической работы на факультете определяется соответствующим Положением. Факультет является структурным подразделением института, в котором общие методические задачи реализуются в конкретных формах и мероприятиях. На факультете отрабатываются, как правило, все те же методические документы, что и в институте, но применительно к своим специальностям и руководимым кафедрам. Методическая работа включается в план работы факультета и по своему объему, содержанию должна занимать промежуточное положение между методической работой института и кафедр. Методическая работа на факультете включается в качестве самостоятельного раздела в общий план его работы на учебный год и месяц.

Руководство методической работой осуществляет Совет факультета и декан факультета (его заместитель), непосредственную методическую работу проводят методисты факультета.

Деканат решает следующие задачи:

· руководит методической работой факультета и входящих в его состав кафедр, координирует ее с другими структурными подразделениями института;

· формирует и развивает методическое мастерство профессорско-преподавательского состава и методистов факультета;

· проводит научно-методические исследования по различным проблемам учебного процесса;

· организует и проводит контроль учебных и методических занятий;

· проводит педагогические и методические эксперименты, внедряет их результаты в учебный процесс;

· изучает и внедряет в учебную практику передовой педагогический и методический опыт;

· совершенствует качество учебно-методической документации.

3.8. Кафедра является центром методической работы в вузе и на факультете. На нее возлагается проведение всех видов учебных и методических занятий, осуществление комплексного методического обеспечения учебных дисциплин. Методическая работа на кафедре включается в качестве самостоятельного раздела в ее план на учебный год и месяц. На кафедре проводится целенаправленная и систематическая работа по накоплению, научному обобщению и внедрению в учебный процесс передового методического опыта, совершенствованию частных методик преподавания дисциплин и разработке учебно-методических материалов. Особое внимание уделяется целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя.

Методическая работа на кафедре включает:

· подготовку и проведение заседаний кафедры, методических совещаний и научно-методических семинаров;

· разработку и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;

· научно-методические исследования по вопросам обучения студентов и разработку частных методик преподавания учебных дисциплин;

· проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс;

· самостоятельную работу профессорско-преподавательского состава по повышению методического мастерства;

· проведение контроля учебных и методических занятий и др.

3.9. Ведущее место в методическом обеспечении учебного процесса принадлежит профессорско-преподавательскому составу кафедры.

Методическая работа преподавателя должна быть отражена в его индивидуальном плане. Она включает в себя:

· разработку учебно-методических комплексов по вновь вводимым дисциплинам и подготовка их к изданию;

· переработку учебно-методических комплексов и подготовку их к изданию;

· разработку тематических планов изучения учебных дисциплин;

· переработку лекций;

· разработку планов для проведения групповых занятий;

· разработку методических материалов: тестов, заданий, вопросов, экзаменационных билетов и др.;

· разработку дидактических материалов для применения технических средств обучения в учебном процессе;

· контрольные посещения заведующим кафедрой, его заместителем и профессорами кафедры учебных и методических занятий, проводимых профессорами, доцентами, преподавателями и ассистентами;

· участие в работе научно-методического совета и учебно-методических комиссий;

· участие в научно-методических конференциях, совещаниях, семинарах;

· участие профессорско-преподавательского состава в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Профессорско-преподавательский состав кафедры обязан:

· вести на высоком профессиональном уровне методическую работу;

· организовать методическое обеспечение всех видов учебных занятий;

· повышать свой научно-методический уровень, совершенствовать методическое мастерство;

· повышать свою профессиональную квалификацию и проходить переподготовку;

· изучать и активно использовать опыт методической работы других преподавателей кафедр, факультетов, филиалов.

Обязательным учебно-методическим документом преподавателя является план проведения учебного занятия. Он включает: тему, учебные и воспитательные цели, номер учебной группы, время и место проведения, учебно-материальное обеспечение (литературу, дидактические мате­риалы и технические средства обучения), учебные вопросы и расчет времени, их содержание, вступительную и заключительную части. План подписывается преподавателем и утверждается заведующим кафедрой.

3.10. Основными формами методической работы вуза являются: учебно-методические и методические совещания, межкафедральные методические семинары и совещания, научно-методические конференции и семинары, методические занятия, педагогические и методические эксперименты.

Учебно-методическое совещание в институте проводится перед началом или в начале учебного года. Оно, как правило, начинается пленарным заседанием, на котором подводятся итоги работы за прошедший учебный год (семестр) и ставятся задачи на новый учебный год (семестр). При этом особое внимание уделяется вопросам учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, новым методам и приемам обучения и воспитания аспирантов и студентов. В основном докладе подводятся итоги учебной работы, конкурсов на лучшую кафедру и лучшего преподавателя (методиста). На пленарном заседании целесообразно представить вновь назначенных на должности преподавателей. Дальнейшая работа учебно-методического совещания проходит по кафедрам, на заседаниях которых подводятся итоги работы профессорско-преподавательского состава кафедр за прошедший период, определяются задачи на новый учебный год (семестр), рассматриваются и обсуждаются вопросы совершенствования преподавания учебных дисциплин, учебно-лабораторной базы и другие важные вопросы обучения студентов.

Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебного процесса: методики проведения учебных занятий, взаимосвязи смежных учебных дисциплин организации и проведения практики, подготовки выпускной квалификационной работы и др. Они организуются и проводятся на факультетах и кафедрах.

По отдельным частным методическим вопросам в течение учебного года под руководством декана (заместителя декана) факультетов проводятся межкафедральные методические семинары и совещания, на которых обсуждаются вопросы согласования программ учебных дисциплин, особенности методики проведения учебных занятий на всех формах обучения студентов, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, организация и проведение различных видов практики, организация и подготовка дипломных работ и проектов.

Научно-методические конференции и семинары проводятся на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов научно-методических исследований по проблемам учебного процесса, путей дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросов внедрения новых информационных технологий, методов и средств обучения и др. На научно-методических конференциях разрабатываются рекомендации, утверждаемые должностными лицами, по решению которых они проводились.

Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам института, факультета и кафедры.

Инструкторско-методические занятияпланируются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики занятий, освоения новых, более эффективных педагогических технологий. Они проводятся перед профессорско-преподавательским составом кафедры, как правило, лектором по соответствующей дисциплине и ее разделам.

Инструкторско-методические занятияорганизуют и проводят заведующие кафедрами, их заместители, опытные профессора и доценты кафедры.

Инструкторско-методические занятия позволяют профессорско-преподавательскому составу кафедры уяснить организацию и методику изложения материала по учебной дисциплине (разделу, теме).

Показные занятия(мастер-класс) проводятся по наиболее сложным и недостаточно разработанным в методическом отношении темам и призваны передать профессорско-преподавательскому составу кафедры педагогический опыт, показать образцовую организацию и методику их проведения.

Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий с обучающимися в присутствии всего профессорско-преподаватель­ского состава и аспирантов кафедры.

Открытые занятияпредставляют собой важную форму методических занятий, которые проводятся в целях изучения, обобщения и обмена опытом проведения учебного занятия, оказания помощи преподавателям и аспирантам в формировании и совершенствовании методики его организации и проведения.

Открытые занятия проводятся всеми преподавателями кафедры в соответствии с расписанием учебных занятий с обучающимися в присутствии профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедры.

Пробные занятияявляются одной из форм методических занятий, которые проводят начинающие преподаватели и аспиранты в присутствии профессорско-преподавательского состава кафедры в целях определения их подготовленности и допуска к самостоятельному проведению учебных занятий со студентами. На пробных занятиях рассматриваются организация и методика проведения учебных занятий по новым темам и вопросам, определяется целесообразность использования новых технологий обучения студентов.

Периодичность проведения методических занятий на кафедре должна быть, как правило, следующей:

· инструкторско-методические занятия – одно-два занятия за учебный год;

· показные занятия – не менее одного раза в семестр;

· открытые занятия – не менее двух раз в семестр;

· пробные занятия – по числу начинающих преподавателей и аспирантов.

Показные, открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры, протоколы которых хранятся на кафедре. Результаты проведенного методического занятия и его оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий.

Педагогический и методический эксперименты – это специально организованная проверка того или иного метода и приема учебной деятельности в целях выявления его действенности и эффективности. Эксперимент предполагает рождение нового учебного и методического опыта, в котором активную роль должны играть предполагаемые и проверяемые педагогические новые знания.

Педагогический и методический эксперименты организуются по решению Ученого совета института (Совета филиала) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научно-методических исследований в области высшего профессионального образования, внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, достижений педагогической науки и практики. Результаты экспериментов обсуждаются на кафедре и на заседании Совета факультета.

План-программа педагогического и методического экспериментов включает: тему, время проведения эксперимента, группу студентов (аспирантов) и целевую установку. В плане-программе фиксируются: научная гипотеза, порядок проведения эксперимента, его результаты, их обработка и порядок обоснования выводов и рекомендаций по их реализации.

При проведении педагогического и методического экспериментов ведется протокол наблюдений и хронометрирование занятий. Данные о его результатах накапливаются в ходе бесед со студентами, анкетирования, проведения контрольных работ (летучек) и т. п.

Важной задачей анализа результатов эксперимента является оценка эффективности используемых приемов и методов обучения по определенным критериям.

Обработка данных эксперимента завершается формированием выводов и заключения, которые включают:

· заключение о реализации гипотезы, положенной в основу эксперимента, соотношение выводов с общей и частной гипотезой;

· четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;

· оценку степени надежности и обоснованности выводов;

· практические предложения о внедрении в практику учебного процесса результатов проведенного исследования.

3.11. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения студентов, оказания помощи профессорско-преподавательскому составу в повышении их педагогического мастерства при учебном отделе института создается методический кабинети учебные кабинеты кафедр. Они ежемесячно планируют и проводят лекции, доклады, научные сообщения и консультации по вопросам обучения и воспитания, обеспечивают накопление научно-методических материалов, ведут библиографию, организуют выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета и учебных кабинетов организуются и проводятся занятия с молодыми преподавателями, аспирантами и студентами, а также с методистами факультетов.

Организация методической работы определяется соответствующими положениями и инструкциями, утверждаемыми ректором института (директором филиала), на основе которых разрабатываются соответствующая документация факультетов и кафедр, а также функциональные обязанности должностных лиц вышеуказанных подразделений.

3.12. Комплект дидактических материаловпредставляет собой совокупность натурных, печатных, рукописных (машинописных), графических и других носителей учебной информации, накопленных на кафедре по данной дисциплине и используемых при ее изучении.

Полнота комплекта и степень разработки каждого из его элементов, а также их соответствие современным требованиям являются одними из важных качественных критериев. Совокупность таких критериев и общий показатель обеспеченности учебных дисциплин дидактическими материалами в определенной степени позволяют оценить качество учебной и методической работы в институте.

Комплект дидактических материалов должен включать:

· учебную литературу: учебники, учебные пособия, тексты лекций, методические разработки, задачники, справочники и другие печатные материалы, необходимые для всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся;

· предметно-образные наглядные пособия: натурные объекты, макеты, модели, стенды и другие демонстрационные средства, используемые на занятиях;

· статические наглядные пособия: плакаты, карты, планы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы;

· динамические наглядные пособия: кинофильмы, видеофильмы, магнитофильмы;

· раздаточные материалы в виде копий схем, таблиц, графиков, размножаемых тем или иным способом на ротапринте, ротаторе, светокопированием и выдаваемых студентам на занятиях;

· материалы для контроля знаний: тесты, опросные карточки, бланки и другие материалы, используемые для текущего, промежуточного и итогового контроля студентов;

· материалы для планирования и организации самостоятельной работы студентов.

Состав и соотношение элементов комплекта дидактических материалов определяются содержанием учебной дисциплины, целями и задачами обучения, особенностями данного контингента обучающихся и творческими особенностями преподавателей.

Наглядные пособия представляют собой изобразительные средства учебного процесса, они играют вспомогательную, но важную роль в процессе обучения. Их главное назначение сводится к тому, чтобы способствовать активизации учебного процесса, облегчать преподавателю разъяснение, а обучающимся понимание и усвоение различных вопросов учебной программы.

Каждое из наглядных пособий, предназначенное к использованию при проведении аудиторного занятия, должно удовлетворять следующим требованиям: педагогической целесообразности и идейности; научности (отражать современное состояние изучаемой науки); доступности (соответствовать уровню подготовки обучаемых); содержательности (раскрывать теорию и перспективу развития); целостности (сохранять полноту восприятия); системности (воспроизводить материал в логической взаимосвязи); специализации (соответствовать профилю подготовки специалистов); композиционной стройности; эстетичности и принципам эргономики; экономичности и простоты в использовании.

Экспериментальная аудиторияпредназначается для обеспечения и проведения педагогических и методических экспериментов как с обучающимися, так и с оборудованием, используемым в ходе учебных занятий.

Экспериментальная аудитория предназначается для решения следующих задач:

· определения целесообразного комплекта технических средств обучения и компьютерной техники для учебных занятий по конкретной учебной дисциплине;

· выявления оптимальной последовательности использования технических средств обучения и компьютерной техники для наиболее эффективного достижения различных учебных и воспитательных целей;

· определения наиболее рациональной структуры и разме­щения технических средств обучения и компьютерной техники, вспомогательного оборудования в аудитории;

· определения требований к дидактическим материалам: по содержанию и техническому выполнению;

· выявления воздействия используемого комплекта технических средств обучения и компьютерной техники на уровень понимания обучающимися преподносимого материала;

· определения требований и содержания подготовки преподавателя к учебным занятиям в условиях комплексного использования технических средств обучения и компьютерной техники.

В соответствии с указанными задачами экспериментальная аудитория должна удовлетворять следующим требованиям:

· в аудитории должна быть предусмотрена возможность быстро и сравнительно просто изменять размещение рабочих мест и оборудования;

· иметь определенный избыток технических средств как по типам, так и по количеству и обеспечивать возможность проведения экспериментальной оценки и сравнения их дидактических и технических качеств;

· обеспечивать соответствие количества, расположения и оформления органов управления техническими средствами аудитории основным требованиям эргономики (минимальное число, удобство расположения и пользования, бесшумность и т. п.);

· обеспечивать возможность фиксации хода педагогического и методического экспериментов средствами звуко- и видеозаписи.

3.13.По каждой специальности создаетсяучебно-методический комплекс,включающий:

· Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности;

· рабочий учебный план по специальности;

· оперативный учебный план по семестрам и годам обучения по специальности;

· программы учебных дисциплин;

· программы практик;

· фонд оценочных средств итоговой государственной аттестации;

· программы государственных экзаменов;

· методические указания (руководство) по выполнению дипломных работ и проектов;

· методические указания (руководство) по проведению итоговой государственной аттестации.

3.14. По каждой учебной дисциплине кафедры разрабатывается учебно-методический комплекс, включающий:

· требования Государственного образовательного стандарта (дидактические единицы) по учебной дисциплине;

· программу учебной дисциплины;

· календарный план изучения учебной дисциплины;

· фондовый курс лекций (конспект, тезисы);

· тематические планы изучения учебной дисциплины (по всем формам и срокам обучения);

· учебно-методические указания (разработки) по проведению семинарских и практических занятий;

· учебно-методические указания (разработки) по самостоятельной работе студентов;

· учебно-методические указания (разработки) для студентов заочной формы обучения;

· методические указания по подготовке курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом);

· график самостоятельной работы и текущего контроля знаний студентов по учебной дисциплине;

· тестовые материалы;

· экзаменационные билеты (вопросы к зачету) для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине;

· карту обеспеченности студентов учебной литературой по учебной дисциплине;

· учебно-методические и информационные материалы (методические рекомендации по подготовке рефератов, по подготовке к зачетам (экзаменам); учебно-методические пособия по преподаванию и изучению учебной дисциплины; информационно-дидактические материалы для ТСО;

· обучающие программные средства; альбомы схем и других наглядных пособий и т.д.).

Наши рекомендации