Краткое описание дисциплины. Информация о дисциплине

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины«_Теория основного иностранного языка: фонетика и грамматика»

Количество кредитов____2_______________

Курс, семестр_3______6__________________

Шифр –наименованиеСпециальности5В011900_ Иностранный язык:два иностранных языка

Институт полиязычного образования , кафедра _профессионально –ориентированных языков

Время и место проведения дисциплины Институт полиязычного образования корпус 10

Степень, звание, должность Ф.И.О преподавателя, кандидаты филологических наук, доценты

контактная информация (телефон, e-mail)_8777-297-78-99, 8701-452-65-09

_askarova.1950,Zaure.badanbekkyzy.51

Краткое описание дисциплины.

(Цель и задачи, личностные результаты изучения – предметные и общекультурные компетенции в терминах «знать», «уметь» и т.п.) не более 5 строк

1. Цели и задачи дисциплины

Настоящая программа курса «Теория основного иностранного языка: грамматика и фонетика» предназначена для студентов бакалавриата языковых педагогических специальностей и факультетов иностранного языка, имеющих педагогическую направленность и предполагающих углубленное изучение языковых теоретических дисциплин. Программа предлагает интегративный подход к изучению теорий грамматического строя иностранного языка. В определение предмета данной дисциплины положен принцип единства системного и функционального описания языка. Наличие множества типологий и классификаций функций грамматических форм в теоретической грамматике затрудняет выбор набора доминантных функций. Наиболее общей типологией функций грамматических форм, абстрагируемых от индивидуальных научно-теоретических воззрений, представляется следующая типология:

· семантико-морфологические функции (значение грамматических категорий);

· семантико-синтаксические функции (выражение синтаксических отношений);

· формально-синтаксические функции;

· стилистико-грамматические функции (функции, определенные речевым узусом);

· текстовые функции.

· Целью дисциплины«Теория основного иностранного языка: грамматика и фонетика» является представление важнейших законов грамматического строя иностранного языка, ознакомление студентов с основными аспектами грамматических явлений, а именно двумя основными разделами грамматики: морфологией и синтаксисом; дать студенту возможность осознать, что фонетика – не отдельная дисциплина, существующая независимо от других изучаемых аспектов языка. Фонетические явления определяются семантическими, синтаксическими, коммуникативно-прагматическими и другими факторами, которые, в свою очередь, обусловливаются коммуникативными намерениями общающихся и ситуациями общения. Особое внимание в курсе теоретической фонетики уделяется рассмотрению такой важной темы, как интонация, совокупность сверхсегментных средств фонации, релевантная для дифференциации фоностилей. При этом понятие речевой мелодики рассматривается в связи с другими составными компонентами интонации. Большое внимание уделяется проблемам фоностилистики, имеющим непосредственное отношение к практике обучения культуре речевого общения. Эта тема также акцентирована в содержании дисциплины «теоретическая фонетика», представленном в государственном образовательном стандарте, следующим образом (на уровне вербальных средств выражения): «Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили». Использование стилистически правильной речи и соответствующегофоностиля в этой или иной коммуникативной ситуации является актуальной задачей в настоящее время. Основные темы и разделы курса представляются последовательно от системного изложения теоретических вопросов к презентации их прагматической значимости в функционировании языка.

·

· Данная цель реализуется посредством решением комплекса следующих задач:

· - сформировать у студентов научное представление о формально-смысловой структуре языка и функционировании грамматических единиц в речи;

· - развивать умение самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию о современных тенденциях развитии системы языка;

· - развивать способности студентов делать теоретическое обобщение и самостоятельные выводы;

· - развивать педагогические навыки презентации теоретического материала.

· Роль и значение теоретической грамматики в подготовке специалистов заключается в том, что знания, умения и навыки, усвоенные в результате изучения этой дисциплины, позволяют учителю иностранного языка глубже понять грамматические явления и объяснять своим учащимся эти явления на достаточно высоком, профессиональном уровне.

· Достижению реализации целей и задач данной дисциплины способствуют формированию профессиональной компетентности учителя иностранного языка по специальности 5В011900- Иностранный язык: два иностранных языка входят следующие компетенции:

· - личностно-ориентированная;

· - профессиональная;

· - коммуникативная;

· - языковая.

· В результате изучения данного курса студент должен иметь представление:

· - о системе иностранного языка и его функциях;

· - о современных тенденциях развития теоретической грамматики;

· - о связи теоретической грамматики с другими лингвистическими дисциплинами;

· -о сегментных и сверхсегментных особенностях фонетической системы современного английского языка в сопоставлении со звуковым строем русского языка и уметь учитывать их типологические различия в практике преподавания английского языка как иностранного.

· Знать:

· -основные этапы исторического развития и современное состояние теоретической грамматики;

· - законы и закономерности теоретической грамматики, ее понятийный аппарат и основные грамматические категории;

· - современные научно-теоретические воззрения;

· - вклад ученых Казахстана в развитие теоретической грамматики;

· - основные методы грамматического анализа и описания, и как используется функциональный подход в описании грамматических явлений;

· - грамматическую норму изучаемого языка;

· - основы фоностилистики, сравнительно нового раздела фонетики.

· Уметь:

· - пользоваться научной и справочной литературой;

· - обобщать и критически осмысливать различные теории;

· - самостоятельно производить морфологический анализ слов, структурно-семантический анализ фраз, анализ предложений по четырем основным моделям членения предложения, грамматический анализ текста;

· - разрабатывать фонетический аспект занятий по английскому языку;

· - варьировать набор фонетических средств в зависимости от ситуации общения;

· - логично и адекватно построить систему обучения звукотипам и сверхсегментным явлениям английского языка, опираясь при этом на общую основу фонации, на артикуляционную (фонетическую базу);

· - умело пользоваться научной терминологией;

· - аргументировано доказывать состоятельность или несостоятельность различных точек зрения,

· - проводить сравнение грамматических явлений иностранного языка с фактами родного языка с тем, чтобы выявить трудности их усвоения в процессе преподавания;

· - уметь проводить самостоятельное исследование, самостоятельно интерпретировать грамматические явления языка, и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

·

Календарно-тематический план.

3.

Наименование тем дисциплины Недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекции (ч.) Пр/сем./лаб./ студ (ч.) СРСП СРС
Introduction into the science of grammar. The object of theoretical grammar Grammar as a science. Types of grammar, grammarians’ points of view. Theoretical grammar. Its aims. The differences between the theoretical grammar and the practical grammar. Hierarchyoflanguagelevels. (1) Grammar as a science. The plot of theoretical grammar, its aims and objectives. Paradigmatic and syntagmatic relations as a reflection system and its function . The main grammar notions. Grammatical category, grammatical form and grammatical meaning.(1) Two parts of grammar: morphology and syntax, their objects (1) History of the development of theoretical grammar as a science and its role in the general theory of language: normative grammar, theoretical grammar, structural grammar and functional grammar(1)
Two parts of grammar: morphology and syntax, their objects Paradigmatic and syntagmatic relations as a reflection of the grammatical system and its functioning. The main grammatical notions: the grammatical meaning, the grammatical form and the grammatical category. (1) Morphemic structure of a word. Problems connected with identifying the parts of speech. The main approaches to the classification of words according to the parts of speech.(1) The system of parts of speech: noun. Grammatical peculiarities of nouns. Categories of person and number. (1) Parts of speech as grammatical classes of words. Modern theories of foreign and native grammarians. Thenotionof ‘determiner’ (1)
The system of parts of speech The notional parts of speech: the noun (morphological-syntactical characteristics of noun). The verb. The non-finite forms of verbs. Theory of participle, gerund, and infinitive.(2) Grammatical features of nouns: problems category of gender, number and case, problems and modern theories.(1) The system of parts of speech: verb. The categories of tense, aspect and time-correlation(1)   Noun. Lexical-semantic classes of nouns. Category of gender in English. Nouns that gave only plural and single forms. (1)
Syntax The subject of syntax and the main syntactical notions, the main syntactical notions, the main objects of syntactic. The difference between morphology and syntactic. The main historical stages of English language. Modern tendencies in the studies of syntactic. (1) Different subtypes of the verb. Morphological-syntactical characteristics of the verb. Problemsandhistoryofgrammaticalcategoriesoftheverb. (1) Non-finite forms of verbs. The participle. The gerund. The infinitive. (1) Adjective. Lexical-semantic classes of adjectives and their difference. (1)
The Simple sentence   The simple sentence. Structural types of sentences. Communicative types of sentences. Theory of exclamatory and imperative sentences. Methods of linguistic analysis of a sentence. The main and secondary parts of a sentence. (1) The problem of defining a sentence, its classification. Structural types of sentences. Communicative types of sentences. Methods of linguistic analysis of a sentence. Models of sentences. Traditional model of the parts of sentences.(1) Active and passive voices. Peculiarities of the use of active and passive voices. (1) Adverb. Lexical-semantic classes of adjectives and their difference. Classificationofadjectives. (1)
.The Composite sentence The composite sentence. The compound sentence. Semi-compound sentence. The complex sentence. Semi-complexsentence. Mixedsentence.(1) Theproblemsofclassification.(1) The adjective. Morphological structure of the adjective. (1) Pronouns. Classification of pronouns. Semantic, morphological and syntactical peculiarities of nouns. (1)
Levels in functional grammar.   The principle types of text. Theorganizationoftext.(1) Degrees of comparison of adjectives. Classificationofadjectives. (1) Number. Correlation of number with other parts of speech. (1)
    The problem of defining a sentence, its classification. Structural types of sentences. Communicative types of sentences. Methods of linguistic analysis of a sentence. Models of sentences. Traditional model of the parts of sentences. (1) Adverb. Grammatical characteristics of adverbs. (1) Verb. Category of case and number. Modal verbs. Non-finite forms of verbs. (1)
.     Sentence. Simple sentence as a monopredicative unit. Constituent structure of the simple sentence: model of the immediate constituents. (1)   Article. Different points of view on identifying article as a part of speech. Notionsofdefinite, indefiniteandzeroarticle. (1)
      Compound sentence. Complex sentence. The predicate. Simplepredicate. (1) Functional parts of speech (the main problems of their clasification and functions in sentences, prepositions, conjunctions, modal words and particles) (1)
.     Compoundpredicate. Nominalpredicate. (1) Word-combination. Regressive and progressive word-combinations. Secondary predication. Peculiarities of coordination. (1)
      Types of coordination. Subordination. Types of subordinate clauses. (1) Sentence. Exclamatory, imperative, negative, and elliptic sentences. (1)
      Word combinations and their types. The types of co-ordinate and subordinate phrases. Thetypesofpredicativephrases. (1) Complex sentence. Semi-complex sentence. (1)
      Word-order. Sequence of tenses. Indirectspeech. (1) Compound sentence (1)
      The text. The organization of the text. Punctuation. (1) Text. Ways of connection of text (1)
  итого  

1.

Наименование тем дисциплины Недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекции (ч.) Пр/сем./лаб./ студ (ч.) СРСП СРС
SubjectofTheoreticalphonetics.   Itsaim, definition. Its connection with linguistic and non-linguistic groups.(1) Four components of the phonetic structure of English language: phonemic,syllabic,accentual,intonational. (1) Theoretical phonetics and its aims, definition.Its connection with other sciences. (1) Problems of Phonostylistics. Components of phonostylistics.(1)
The phonetic structure of English language Four components of the phonetic structure of English language: phonemic,syllabic,accentual,intonational. (1) Syllabic and non-syllabic phonemes. Types and variants of a syllable.(1) Acoustic aspects of speech sounds. (1) Word stress. The degrees & position of word stress.(1)
English literary pronunciation in the British Isles. English literary pronunciation in the USA. English is the mother tongue of G.B.,the USA, New Zeаland, Australia, Canada and the Republic of South Africa. The main pronunciation types of English. Three types of pronunciation: Eastern American English, Southern American English, General American English.(2) English is the mother tongue of G.B.,theUSA,NewZeland,Australia,Canada and the Republic of South Africa.The main pronunciation types of English(1)   Classification of English sounds (1) Methods of Indicating Intonation Graphically: in the line of text and outside the line of text.(1)
Teaching norms of English pronunciation The speech mechanisms. The subjective criteria, objective criteria, decisive criteria. the crucial criteria. The four speech mechanisms: power mechanism, obstructer mechanism, vibrator mechanism and resonator mechanism.(2) Word- stress. Types and degrees of word –stress. Positions, tendencies and functions of word-stress. The articulation basis of English,Kazakh.General remarks; Differences in the articulation basis of English, Kazakh reflected in the system of consonants and in the system of vowels.(1) Phoneme theory. (1) English literary pronunciation in the USA .General remarks(1)
The articulation basis of English The articulation basis of English, Kazakh.General remarks; Differences in the articulation basis of English, Kazakh reflected in the system of consonants and in the system of vowels.(2) The subjective criteria, objective criteria, decisive criteria. The crucial criteria. Word- stress. Types and degrees of word –stress. Positions, tendencies and functions of word-stress.(1) Phonology. The phonological aspect of speech sounds. (1) The unstressed vocalism in English.(1)
    The physical properties of a sound:fundamentalfrequency,intensity,time (or duration). (1) Temporal components of intonation. (1) Articulatory transitions of vowel and consonant phonemes.(1)
    The phoneme theory.The allophones of phonemes and their types.The aspects of phonemes.(1) The unstressed vocalism in English. (1) Main types of English pronunciation in the British Isles.(1)
      Types of phonological schools.(1)   The power,vibrator,resonator and obstructor mechanisms . (1)
.     The syllabic structure of English words.(1)   Types of allophones: typical and subsidiary.(1)
      Non-syllabic phonemes.` (1) Aspects of the phoneme. (1)
.     Intonational structure of English sentences(1) Types of word accent.(1)
      Theories of syllable formation and division..(1) Modification of English phonemes in connected speech.(1)
      Types of word accent according to its positions.(1) Unstressed vocalism in English(1)
      Intonation of English sentences(1) Intonational structure of English sentences. (1)
      Methods of indicating intonation graphically.(1) Constitutive, distinctive and recognitive functions of intonation(1)
  итого  

4. Литература для изучения (не более 5-6 источников)

Основная литература:

Список рекомендуемых источников:

1. Blokh.M.Y.Course in Theoretical Grammar. M.,2000

2. LaimutisValeika, JaninaBuitkiene. An Introductory Course in Theoretical English

Grammar. Vilnius Pedagogical University, 2003

3. Theoretical Grammar of English. Tashkent 2006 A.T. Iriskulov

4. Кобрина. Н.А., Корнеева. Е.А. Аn English Grammar. L.,2000

5.Vassilyev V.A. English Phonetics : A Theoretical course.-M.,1970

6.Sokolova M.A. and others. English Phonetics. ATheoreticalPhonetics-M.,1991.

7.О.И.Дикушина. Фонетика английского языка. Теоретический курс. Москва- Ленинград:

Просвещение,1965, стр.173-175

8.Ахманова О.С. Фонология, морфонология, морфология - М., 1966.

Дополнительная литературане более 5-6источников

1. QuirkR.A. AUniversityGrammarofEnglish.London 1982

2. Кошевая. И.Г. Теоретическая грамматика английского языка.М.,1982

3. Leech. G., Svartic .J. A Communicative Grammar of English.L.,1976

4.Морховская. Э.Я. Основы теоретической грамматики английского языка. Киев,1981

5. Слюсарева .И.А. Проблемы функционального синтаксиса английского языка. М.,1981

6. Askarova S. English grammar: theory and practice. Almaty,2006

7. Askarova S., Badanbekkyzy Z., English and Kazakh grammar in comparison Almaty,2008

8.Close. R. A reference grammar for students of English.L.,1977

9.Quirk. R., Greenboum.S.., Leech G. SvartvicA Comprehensive Grammar of the Еnglish language.LondonandNew York,1997

10.Ахманова О.С. Фонология, морфонология, морфолгия - М., 1966.

11. ЗиндерЛ.З. Общаяфонетика. - Л., 1979

12. BolingerD. Intonation-Ldn, 1972

13. Crystal D. The English Tone of Voice.-Ldn,1975.

14. EdmudGussmann .Phonology.Analisis and Theory. -Cambridge, 2002

15. Jennifer J. The Phonology of English as an International language.-Oxford, 2000.

Интернет -источники:

  1. engramm.su
  2. www.alleng.ru/mybook/3gram/grammar.htm
  3. www.Native-English.ru/grammar
  4. engblog.ru/grammar-tests
  5. www.multikulti.ru/.../info/English_info_104.html

6.http:// Youreng.narod.ru./ theor ph.html

7.http :// www.ozon.ru/content/detail/id/99198/

  1. Критерии оценки

Критерии оценки

Вид работы Оценка (max балл) Количество Сумма
Посещение 0,25
Рубежный контроль
Домашнее задание 0,25
Экзамен
  Итого

Преподаватели подпись

Наши рекомендации