Педагогические страшилки
Записанные во время очередного "методобъединения словесников" за лепкой пельменей
Задушевным голосом
М
оего сына двойками отучают "неправильно" понимать художественный текст. Сын перестал поднимать руку. В результате - тройка по литературе. Спрашиваю:
Ты почему не отвечаешь?
Да не могу я задушевным голосом говорить... О героизме там, свободолюбии... и так далее. Девчонки могут.
Вчера наблюдала в коридоре школы огромную очередь из шестиклассников - "сдавать стихи" (наизусть). Одно радует - что не бутылки. "Сдача" происходит обычно так: "Аня, что это ты так бодро читаешь? Что ты тут веселого нашла? Это стихотворение овеяно светлой грустью... Тройка". Или: "Леша, ирония здесь - кощунство. Поэт с чувством глубокой благодарности говорит о своей няне... Только тройка".
Вот так. Надо владеть "задушевным" голосом. И читать с выражением. Но выражать не свое понимание, а - учительницы (то бишь официальное, казенное).
Если бы Пушкин знал...
Две мои дочери-гимназистки "терзают" Пушкина: учат наизусть и при этом пробуют читать на разные голоса - с тем выражением, за которое учительница ставит "пятерку".
Даша. Если бы Пушкин знал, сколько мучений приносят ученикам его стихи, он бы так много не писал.
Настя. Или хотя бы не был таким великим.
Даша. Был бы хоть один писатель, который бы сказал: "После моей смерти мои стихи в школе ученикам не преподавать!"
Настя. Да... А вот бы все так сказали!..
И сестры-гимназистки, глубоко вздохнув, погрузились в отработку "задушевного" голоса.
Глава 4
КУЛЬТПОХОД
С личным интересом, который так обостряет грамматическую зоркость
ПЯТЬ ШТУК "САМОГО-САМОГО"
Урок словесности в музее. Прологи и эпилоги
"
Пятый класс. Пора выводить в литературный музей", - со стесненным сердцем думает городской учитель, тоскливо представляя себе детей, расползающихся, как тараканы, растекающихся, как подтаявшее мороженое, проваливающихся, как сквозь землю, растворяющихся в воздухе, ускользающих из-под носа... На перекрестке (ужас!), в метро (кошмар!), на Тверской (жуть!), в махоньком московском домике Чехова, что на Садовой-Кудринской (тоже ничего хорошего!)...
Представишь себе эту вечно мельтешащую, бубнящую, сморкающуюся, хихикающую, толкающуюся компанию в "приличном месте" - и становится тошно. Придется краснеть, выслушивая охваченных благородным негодованием бабулек: мол, совершенно невоспитанные дети, и куда только смотрят взрослые?..
Водить же ребят строем, по-фельдфебельски гаркать, держимордой обходить ряды, пылать взглядом дракона и постоянно быть начеку всеми тремя головами - можно. Хотя стыдно и скучно. А потом, в наказание, выслушать монотонную лекцию экскурсоводши, которая оживляется, только когда шикает на детей? Нет, увольте! Но, с другой стороны, надо "выполнять план мероприятий". В итоге - загубленный день, а главное - нервы.