Развитие педагогической рефлексии
Умение анализировать собственные слова, мысли, поступки, действия, отношения играют в педагогической деятельности огромную роль, поскольку позволяют учителю своевременно скорректировать свои воздействия на учащихся, их родителей, своих коллег, свое отношение, свои психические состояния и др. Возможность для развития у студентов рефлексии складывается в основном благодаря педагогической практике, когда у будущих учителей появится некоторый опыт проведения уроков. Целесообразно познакомить студентов с некоторыми упражнениями заранее, до проведения уроков, чтобы они могли уделить специальное внимание конкретному умению. После урока полезно выяснить, удалось ли и в какой степени осуществить рефлексивные процессы.
Упражнения и задания
1. Какие педагогические способности, по-вашему, у вас развиты в достаточной степени?
2. Что вам труднее дается: беседа с отдельными учащимися во время урока или фронтальная беседа? Почему? Играет ли в этом какую-то роль умение рефлексировать?
3. Приходилось ли вам повышать тон голоса на уроке? Если да, то в каких ситуациях?
4. В каких случаях вы, как правило, меняете интонацию голоса?
5. Могли бы вы сказать, что вы управляете мимикой вашего лица во время ведения урока? Менялось ли когда-нибудь выражение вашего лица непроизвольно? Вспомните, в какой ситуации вы намеренно изменили выражение лица.
6. Что вам больше всего помогает определять результативность ваших слов и действий в классе? (Глаза детей, выражение их лица, поднятые руки, правильное положение тела за партой, записи в тетрадях, выкрики и восклицания детей, вскакивание с мест, организованное выполнение указаний, тишина в классе и др.).
7. Как вы реагируете на нарушения дисциплины учащихся во время урока: 1) болезненно; 2) понимающе; 3) осуждающе; 4) равнодушно; 5) профессионально (по-деловому)?
8. Приходилось ли вам во время объяснения нового материала или какого-либо задания повторять сказанное другими словами? Что заставило вас искать другие слова? Насколько удачным оказалось ваше объяснение?
9. Могли бы вы сказать, что во время урока распределяли свое внимание и переключали его? Докажите.
10. Проанализируйте свой урок с точки зрения коммуникативной деятельности. Что было удачным и благодаря чему, а что – нет?
11. Проанализируйте урок своего коллеги и определите, в какие моменты учитель проявлял умение рефлексировать (если они имели место).
12. Назовите признаки, по которым можно судить о проявлении учителем во время урока педагогической рефлексии.
13. Составьте свой профессиональный портрет «Какой я учитель?». Отметьте сформировавшиеся и недостаточно развитые умения, подберите примеры ситуаций, подтверждающие степень развития умений.
14. Пронаблюдайте на семинаре или лекции за деятельностью преподавателя и определите, в какие моменты он проявлял педагогическую рефлексию. Что говорило об этом?
15. Попробуйте определить, проявлял ли рефлексию ваш товарищ по группе во время своего доклада, или во время деловой игры, или во время ведения семинара (по поручению преподавателя) и т. д. По каким признакам вы об этом судили?
16. Пронаблюдайте фрагмент урока и определите, осуществлял ли учитель педагогическую рефлексию. Что свидетельствовало о рефлексии? Были ли на уроке моменты, которые требовали рефлексии, но прошли без нее?
17. Побеседуйте на любую тему с кем-то из близких и проследите за собой: а) приходилось ли вам менять свое отношение к собеседнику? б) замечали ли вы изменения в отношении к вам со стороны собеседника?
18. Во время педагогической игры на занятии попробуйте осуществить педагогическую рефлексию и продемонстрировать ее (для этого заранее продумайте типичные ситуации и варианты решений на основе рефлексии).
19. Придумайте учебную ситуацию для урока, в которой учитель должен проявить педагогическую рефлексию.
20. Во время педагогической практики в дневнике отмечайте ситуации, в которых вы подвергаете себя критике (что заставило вас сомневаться в правильности и целесообразности собственных действий?)