II. Формирование новых знаний, умений и навыков. Постановка целей и задач урока.
Постановка целей и задач урока.
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся. Под картинками начерчены схемы к этим словам.
гуси гусь
Выясняется, что согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и.
Устанавливается, что слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, образующих один слог).
Дети внимательно рассматривают схемы к словам.
Учитель показывает букву ь, называет ее и объясняет, что эта буква сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука.
2. На доске – предметные картинки с изображением леса и лося.
Учитель предлагает прочитать слово лес, напечатанное на доске, и разобрать его. (Оно состоит из слияния и твердого согласного звука; три звука образуют один слог.)
Вопрос учителя:
– Как мы узнаем, что последний звук в этом слове твердый согласный? (После буквы С никаких других букв нет.)
– Как произносится последние звуки в слове лось? (Мягко.)
– Как узнали, что последний звук в слове лось при чтении этого слова надо произносить мягко? (После буквы с особая буква – ь, знак мягкости согласного.)
▲ Чтение слов в столбиках, с. 135.
Образование слов единственного и множественного числа.
Физкультминутка
3. На что похожа буква ь?
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась
В. Степанов
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
– Подумайте, на что похожа буква ь?
▲ Чтение текста на с. 135.
Вопросы:
– О ком говорится в рассказе?
– Чем питается лось?
– Что насыпали мальчики лосю?
– Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)
Дети повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь. Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?
● Игра «Кто больше?».
Придумать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, пень, конь, печь, дочь, голубь, лебедь.)
Физкультминутка
4. Работа по картинке, с. 134–135.
– Назовите слова, в которых есть буква ь.
Составление предложений.
▲ Чтение пословиц, с. 134.
Учитель выясняет, как ученики поняли их смысл.
5. Разгадывание ребуса.
(Угол + ьки = угольки.)
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были трудности?
Урок 64. буква Ь В КОНЦЕ СЛОВА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о букве ь; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока