Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушениями слуха.

Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах 1 вида, которая осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень-начальное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет, в зависимости от учебных предметов, или 6-7 лет, с учетом подготовительного класса);

2 ступень –основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет)

3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

В первый класс, как правило, принимаются дети с 7-ми лет. Для детей, не прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.

Наполняемость классов -6 человек.

В составе школ 1 вида организуются классы для глухих детей с ко мплексными нарушениями (умственной отсталостью, ЗПР), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам. Наполняемость таких классов -5 человек.

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зару-бежной, применяются две системы обучения глухих.

• на основе билингвистического подхода;

• на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха,основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Билингвистический подход основан на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь.

Жестовая речь— способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

• устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;

• созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

• эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;

• увеличению объема учебной информации;

• ускорению ее передачи;

• восприятию учащимися;

• усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих функционирует в странах Скандинавии, в Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.

В России билингвистическая школа - создана профессором Г.Л. Зайцевой.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речибыла разработана в 50-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы:

• потребность в общении возникает и развивается в связи с ши-роким использованием различных видов педагогически организо-ванной деятелъности',

• в целях активизации речевого общения эффективна дактильная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью.

Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка,в основе которого — использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования.

Деятельностный принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими учащимися по системе их обучения на основе словесной речипроисходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся рассматривается как база для формирования у них понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 50-х гг. в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

В Хорватии разработана верботональная методика обучения неслышащих для развития их слухового еосприятия и речи (оригинальная педагогическая технология с применением сурдотехнических достижений).

Проблемы раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ дефектологии Т.А. Власова , Е.П. Кузьмичева Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Рау, А.Д.Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, и др.

Коррекционные учреждения 11 вида создаются для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей.

Цензовый уровень общеобразовательной подготовкивыпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

1 отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, наполняемочть классов -10 человек;

2-е отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, наполняемость классов – 8 человек.

Образовательный процесс осуществляется также в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего(полного) общего образования.

В первый класс 1-го и 2-го отделений зачисляются дети с 7-ми лет, во втором отделении может быть организован подготовительный класс.

Педагогический процесс,основа которого — коррекционно-

развивающий принцип обучения, имеет особую содержатель-

ную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей с час-

тичным нарушением слухаобусловлено педагогически адапти-

рованной к особым образовательным потребностям данной ка-

тегории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта

творческой деятельности и эмоционально-ценностного отноше-

ния к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной

основе, которая обеспечивается системой специальных занятий: в процессе которых происходит:

формирование навыков чтения с губ;

овладение техникой речи (формирование двигательной, кине-

тической базы речи в единстве с развитием оптико-акусти-

ческих речевых представлений);

использование и развитие остаточного слуха.

Отечественная система сенсорного воспитанияопирается на тео-

рию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананье-

вым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем,

Л.А. Венгером и др.. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его перцептивным действиям,

с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает

в нем новые качества и свойства.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.

Обучение языкупостроено таким образом, чтобы преодолеть имеющиёся отклонения, вызванные дефектвм слуха. Первостепенными являются задачи:.

• накопление словаря;

• уточнение звукового состава речи;

• усвоение грамматической системы языка;

• овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо и чтение — основное средство овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.

Важная роль в этом процессе отводится средствам нгелядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

• в процессе усвоения чтения и письма;

• при написании диктанта и выполнении самостоятельных пись-менных работ;

• в понимании объяснений учителя;

• при чтении учебного и художественного текста (из-за его не-достаточного понимания).

У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;

• отсутствие смягчений;

• пропуски согласных при сложных стечениях;

• пропуски безударных частей слова.

Наши рекомендации