Для студентов 3 курса живописного факультета, проходящих практику по изучению техники живописи 4 страница
Видимо в процессе работы я притрагивалась к другим местам, я их раздробила тем самым.
Рука, подпирающая голову, в начале хорошо написанная, стала вялой. Пришлось ее переписывать. Из-за этого она потеряла свежесть. Траву и деревья на заднем плане я тоже решила переписать, может быть поэтому работа стала смотреться несколько вялой и тяжелой.
Нужно было несомненно быстрее работать над копией, не переписывая уже верно проложенные куски, сохраняя их свежесть и остроту первого ощущения.
Голова смотрится лучше всего, а все окружение очень тяжело.
После двух месяцев я заметила, что некоторые куски как будто провалились, работа почернела. Это произошло, наверное, потому, что я употребляла много масла, работая над копией.
(Ред. – Из воспоминаний современников известно, что для Серова было характерно по многу раз переписывать свои портреты. Несмотря на это они создают впечатление написанных легко и за один раз.
О написании этого портрета сохранились воспоминания очевидицы событий – старшей сестры Аделаиды Симонович - Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой: «Летом 1889 года Аделаида готовилась к поступлению в один из старших классов гимназии и часто занималась за длинным столом под большими липами. Серов воспользовался ее вынужденным и без позирования сидением. Но работа шла беспокойно. Почти каждый из сеансов Серов переделывал портрет радикально: писал одно лицо сверх другого, менял позу, поворот головы. Изображение на полотне все время менялось»).
***
1976 год.
Дневник практики по копированию работ В. А. Серова «портрет А. Я. Симонович» и «Купание лошади»
Производил копирование студент III-го курса живописного факультета
Титов С. Ю.
Руководители:
Девятов М. М.
Орлов
Материалы, использованные за время проведения копирования:
1. Палитра - 2 шт.
2. Кисти: щетина, колонок.
3. Жидкость: пинен, ретушный лак для межслойной обработки, масло льняное отбеленное, лак даммарный.
4. Мастихин.
5. Масленки 2 шт.
6. Тренога-мольберт.
7. Подстилка на пол, для работы в музее.
8. Основа:
а) Подрамник с крестовиной, скосами, деревянный.
б) Холст покупной, грунтованный на заводе, эмульсионный.
9. Копирование производилось масляными красками.
7 июня 1976 года начал копировать Серова «портрет А. Я. Симонович», незаконченный, на воздухе под деревом. Первый день смотрел на работу и прикидывал, какие краски лучше использовать при копировании.
08. 06.
Начал копирование фрагмента следующими красками: белила цинковые, кость жженая, стронциановая желтая, охра светлая, сиена натуральная, кадмий красный светлый и темный, виридоновая зеленая, кобальт зеленый светлый, ультрамарин.
Сделал подготовительный рисунок углем, затем прорисовал сверху жидко разбавленной охрой.
Работа усложнялась тем, что Серов этим портретом записал одну из своих работ, о чем можно судить по оставшимся незаписанными небольшим кускам в нижней части портрета, а также по просвечивающейся живописи, почти по всему портрету. Поэтому я сделал жидкую подкладку из кости с небольшим добавлением ультрамарина.
09. 06.
Продолжал работу по копированию фрагмента.
10.06.
Продолжал работу по копированию фрагмента. Получил ряд замечаний от руководителя практики: писать более активно и сразу точно брать цвет, общий колорит сделать более холодный, чтобы добиться Серовской свежести в работе, чтобы чувствовалось состояние только что прошедшего дождя.
11.06.
Продолжаю работу с учетом полученных замечаний.
12.06.
Продолжаю работу над фрагментом. Встретился с трудностью написания лица. По совету педагога сделал более темными волосы, почти чистой костью с небольшим добавлением сиены и ультрамарина. Очень мешало работе отражение стекла.
По совету педагога закончил работу над фрагментом.
14.06.1976.
Приступил к работе над копированием всего портрета. Предварительно, по совету педагога, заказал фотографию портрета в натуральную величину, снял с нее кальку, и на основном холсте сделал более активную подготовку. Предварительно сбрызнув холст ретушным лаком, затем перенес рисунок на холст.
15.06.
Продолжил копировать с учетом прежних замечаний, писал вместе лицо, волосы, фон, платье. Большую сложность в копировании представляли места, где просвечивал нижележащий слой. Так как у меня не было времени чтобы дать просохнуть полностью подготовке, то она смешивалась с верхними наложениями, приходилось часто сбрызгивать живопись ретушным лаком. (Ред. – Логика слишком частого использования ретушного лака в данном случае не ясна, см. лекции и статьи М. М. Девятова. Ретушный лак призван освежать живопись, а не высушивать ее. Межслойный лак призван размолаживать живопись и склеивать новый слой с предыдущим слоем краски.)
16.06.
Весь день писал только лицо и волосы, грудь, частично руки и почти совсем не касался фона.
Получил ряд замечаний от педагога: чаще оставлять работу, более внимательно сравнивать, а главное – понять мастера, которого копирую, его приемы наложения краски, его душу в работе. Сделать более близкими по цвету к оригиналу некоторые пятна на фоне, более внимательно разобрать лицо, написать бусы на шее.
17.06.
Продолжал работу над лицом, руками, старался разобраться в нюансах и оттенках, более внимательно писал фон. Несколько раз переписывал левую (Ред. – зачеркнуто) правую руку, стараясь добиться воздушности.
По совету педагога более внимательно списывал касания, особенно долго писал касания с головой и фон над головой, стараясь передать свежесть и легкость.
18.06.
Сегодня все время посвятил работе над фоном, платьем и книгой. Трудность заключалась в том, что Серов видимо написал фон почти в один прием, особенно его верхнюю часть, и моя задача заключалась в том, чтобы сохранить это впечатление, не нагрузить слишком много краски, так как во многих местах в этой части портрета просматривалась фактура холста.
Так же очень трудно было написать книгу, поскольку она была написана мастером в протирку, то есть на просвет с ниже лежащим слоем.
05.07.1976.
После вынужденного перерыва (в связи с травмой правой руки) я вновь приступил к копированию. Так как я до травмы успел сделать подкладку под книгу, некоторые места на рукавах и платье и особенно в нижней и средней части портрета, а также на дереве, то сегодня все это успело отлично высохнуть, чем значительно облегчило мою работу. Я написал книгу, все платье, почти закончил фон.
06.07.
Продолжал работу над фоном, деревом, особое внимание уделил правой части портрета. Получил замечание от педагога на счет неверной тональности красных в этой части, а также усилить контрастность на дереве в листве, и на волосах по отношению к фону.
07.07.
Продолжал работу над вышеуказанными частями портрета с учетом полученных замечаний, еще раз вернулся к лицу, переписал шею, долго работал над губами, стараясь точнее их взять по отношению к бусам на шее, уточнил глаза.
Снял размер с другой картины Серова «Купание лошади» и заказал для нее подрамник.
В. А. Серов. Купание лошади. 1905. Холст, масло. 72х99 |
08.07.
Продолжал работу над лицевой частью портрета.
09.07.
Продолжал работу над лицевой частью и фоном, а также перевел рисунок к картине «Купание лошади». Делал его прямо кистью на жидком ультрамарине. Прикинул, как начать писать. Исходил из того, что работа написана очень пастозно и при этом близко к импрессионистической манере, очень воздушна, полна бликов.
12.07.
Палитра красок к работе «Купание лошади»: белила, кость жженая, охра светлая и золотистая, сиена натуральная, марс коричневый, умбра натуральная, английская красная, изумрудная зеленая, ультрамарин, кобальт синий.
По совету педагога стал вести обе работы параллельно, но основной упор сделал на последнюю. Писал сразу стараясь попасть в отношения неба, воды, лошади. Руководитель посмотрел и посоветовал продолжать в том же духе.
13.07.
Продолжал работу над «Купанием лошади». Встретился со следующими трудностями: как я уже упоминал работа написана пастозно с применением большого количества белил и других красок, поэтому для копии с этой работы требовалось большое количество времени для высыхания нижнего слоя, хоть я сбрызгивал постоянно свою работу ретушным лаком. (Ред. – Ретушный лак призван освежать красочный слой, а не сушить его, см. лекции Девятова).
Педагог пошел мне навстречу и дал экспериментальные быстросохнущие белила, которые полностью высыхают в течении 4 часов.
14.07.
До получения белил оставил, вернулся к работе над «Портретом Симонович». По совету педагога постоянно отставлял копию к стене и сравнивал с оригиналом, а также опять же более внимательно отнесся к касаниям всей фигуры с фоном.
15.07.
Продолжил работу над касаниями. Еще раз вернулся к доделкам правой руки и правому рукаву блузки. Работал над касаниями между рукой и головой фигуры.
16.07.
Продолжил работу над касаниями руки с головой и руки с фоном, а также левой руки с фоном и деревом и головой портрета. Получил быстросохнущие белила.
17.07.
Вернулся к копии картины «Купание лошади» и применил быстросохнущие белила в работе над водой, солнечных бликах, на крупе и голове лошади. Смешиваются эти белила очень хорошо и сохнут действительно очень быстро. Единственный их недостаток, на мой взгляд, в том, что они в смесях не вплавляются в общую массу краски, то есть при высыхании смеси в которой они участвовали чуть темней общего тона, в который были положены, а также в отличии от обыкновенных, их нужно намного больше для получения одного и того же тона. Но в целом это хорошая краска и она мне очень помогла в работе.
19.07.
Продолжил работу над водой, касаниями неба и воды. Писал фигуру нагнувшегося перед лошадью мальчика, старался добиться контраста света и тени, а также писал бегущих на горизонте мальчиков.
20.07.
Весь день посвятил работе над лошадью. Получил замечание от педагога касательно ее общего тона, то есть сделать его более горячим в некоторых местах, а также замечания на счет общего тона неба к воде и более подробной разработки переднего плана воды, сделать некоторые блики на воде более холодными.
21.07.
Работал над теми же местами, с учетом полученных замечаний. Долго работал над тенью от лошади, мальчика на воде, стараясь добиться ее прозрачности и в то же время сохранить локальность тени с бесчисленными бликами.
22.07.
Продолжал писать воду, стараясь достаточно нагрузить холст краской, и в то же время сохранить впечатление пространства воды, ее уход к горизонту, прозрачность и воздух всей работы.
23.07.
Вновь вернулся к первой работе. Еще раз смотрел касания, сбрызнул ретушным лаком. Поправил некоторые места в правой части портрета на фоне, и по совету педагога закончил над ней работу.
24.07.
Вернулся ко второй работе. Вновь писал лошадь, ее касания с небом и водой, еще раз проложил блики на крупе. Писал лессировками гриву лошади.
26. 07.
Продолжал писать воду, касания воды с ногами лошади и мальчика. Еще раз переписал воду на переднем плане.
27.07.
Писал воду, небо, мальчика.
28.07.
Занимался доделками, больше смотрел, сравнивал. Списывал касания. Тронул голову лошади и блик на морде.
29.07.
Закончил копию. Забрал обе копии из музея и сдал в грунтовочную под расписку.
***
1977 год.
Дневник.
Технический отчет к копии «портрет Симонович» В. Серова.
Быков А. Д.
5 курс.
Копировать «Портрет Симонович» я начал после копирования работ Репина «Портрет Головиной» и «Портрет Драгомировой в национальном костюме».
И. Е. Репин. Портрет графини Н. П. Головиной. 1896. Холст, масло. 90/59 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. | И. Е. Репин. Портрет С. М. Драгомировой. 1889. Холст, масло. 98,5/78,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. |
Поскольку Репин был учителем Серова, то техника во многом продолжает развиваться, и в работе Серова достигает виртуозного сочетания попадания в тоне и в цвете.
Почему я выбрал работу Серова «Портрет Симонович»? Мне хотелось почувствовать, как пишет мастер на пленэре. А Серов в этом достиг необычайной правдивости передачи освещения. И в то же время он не разрушает форму как импрессионисты. И хотя поздней ему пришлось заниматься официальными заказными работами, «портрет-портретычами» как он их называл, Серов все время мечтал вернуться к пленэру, как в дни юности, когда, собственно, он открыл себя двумя работами: «Девушка, освещенная солнцем», и «Девочка с персиками», которые, к сожалению, находятся в Третьяковской галерее и потому копировать их нет возможности. А для понимания пленэра эти работы покопировать бы очень хотелось.
Копировать «Портрет Симонович» я начал в 1977 году, о начале копирования я писал в предыдущем дневнике.
Холст я взял обычный синтетический, фактура среднезернистая, похожая на ту, что в портрете Симонович. Предварительно я на синтетический грунт нанес легкую проклейку.
О работе Серова над портретами я читал Грабаря.
Эта работа выполнена а ля прима, причем холст был записан ранее и по работе видны следы кисти не совпадающие с направлением мазков, которые Серов нанес позднее. Поэтому я решил подготовить основу так, чтобы фон играл такую же объединяющую роль. Для этого я взял темперу и сделал подмалевок, в котором попытался сохранить движение кисти мастера. Фон я сделал через умбру с добавлением в выпуклых местах белил. Затем добавлял ультрамарин для придания холодной глубины.
В первый день я нанес рисунок с помощью кальки. Причем на темном фоне пришлось взять светлую краску, чтобы был виден контур. Затем взбрызнул смесью даммарного лака с пиненом, чтобы закрепить темперу. (Ред. – логика этого действия не ясна, так как темпера (как водорастворимая краска) высыхает быстро и масляными красками не размывается. Может быть это было сделано для проявления тона темперы и как род межслойной обработки, чтобы лучше соединить красочные слои).
Во второй день я поправил рисунок и начал искать на палитре сочетание, которое бы приближалось к оригиналу. Самое интересное - конечно лицо, где очень теплая теневая часть, что дает очень сильный контраст с холодными полутонами. (Ред. – При солнечном освещении свет теплый, а тень холодная, имеющая внутри теплый рефлекс (рефлекс – это отражение, в данном случае отражение теплого света). Теневые части, обращенные к голубому небу, чаще отражают небо и дают поэтому голубоватый рефлекс, а те, которые обращены больше к земле или отражают освещенные теплым светом предметы – дают теплые рефлексы). Я попробовал на маленьком эскизе это сочетание. На палитру я выдавил: охру, умбру натуральную ленинградскую, белила, охру красную, кобальт синий, ультрамарин, кость жженую, сиену натуральную, кобальт фиолетовый, изумрудную зеленую, окись хрома, кадмий желтый светлый, краплак, сиену жженую. После этого начал пробовать на палитре. Составил теневую часть – охра и чуть кадмия, попробовал сразу же свет. Свет идет небольшой полоской, несколькими ударами кисти. Но эти удары, несмотря на кажущуюся небрежность поставлены на место, и это выдает импрессионистическое видение момента, момента погружения в чтение, где трепет атмосферы лишь слегка касается ее волос и лица, но не мешает ее чтению. Волосы я попробовал через ультрамарин с умброй и чуть с охрой – получился колер близкий, но пришлось добавить чуть кадмия желтого. Снова не получилось. Попробовал умбру натуральную отдельно с кадмием желтым в тень и в тени же, в холодном месте – ультрамарин с умброй.
На третий день я приступил к работе на холсте.
Судя по всему, Серов вплавлял краску в краску на холсте и прием касания очень тонкие. Как сказал Михаил Михалыч: «пальцем работал». Но прежде я заложил теневую часть через кадмий желтый и сиену натуральную. Охра для теневой части оказалась недостаточной в тоне. И сразу же тронул волосы для тонового камертона. Сразу же появился сильный заряд в холсте. И к нему я уже начал подтягивать лицо.
4-ый день.
Я по сырому стал продолжать писать лицо. Продолжением славился в свое время Серов – его сеансы длились довольно долго и все же сохранялась свежесть. А в этой работе свежесть особенно чувствуется. Тем более, что писана она быстро, а ля прима. Поэтому я спешил мешать прямо на холсте.
5-ый день.
Продолжал писать шею и зелень рядом. На шее теплый рефлекс. Я пошел через сиену с кадмием желтым. Получилось близко. Рядом вплавил красную охру, которую с кадмием желтым можно довести до сильного теплого. Зелень в свету (несколько мазков) – кадмий желтый светлый с окисью хрома. В тень – изумрудную с ультрамарином, причем жидко.
6-ой день.
Взбрызнул ретушным лаком для того, чтобы сбить пленку и начал втирать пальцем глаза и сближать по тону, чтобы не выскакивали из тени отдельные пятна. В оригинале, на расстоянии это читается очень цельно. А когда подойдешь ближе, видна живопись из очень многих вплавлений и цвет как бы переливается.
7-ой день.
Нанес рефлексы на голове, холодные, падающие, и спереди пряди волос теплые. От них дальше зелень тронул. Соскоблил старую краску. Добавил кадмия желтого (для контраста с холодными волосами) с окисью хрома.
8-ой день.
Взбрызнул ретушным лаком и начал записывать от куска верх холста. Где зелень уходит в холодную темноту, и где виден старый записанный холст. Вот здесь-то хорошо со старым темперным подмалевком.
9-ый день.
Продолжал писать зелень, одновременно тронул руку в тени из сиены натуральной и окиси хрома. Свет скользящий, холодный: кость, охра и белила.
10-ый день.
Взбрызнул ретушным лаком и продолжал руку, по сырому быстро, мазками, поперек руки и пастозно на свету.
11-ый день.
Начал рубашку по подмалевку (темному) сухой почти кистью, чтобы просвечивалась фактура старого письма.
12-ый день.
Писал книгу и вторую руку. На книге явно чувствуются следы от кисти, что было пройдено по старой записи.
Холодным колером взял отношения рубашки рядом с книгой.
13-ый день.
Писал окружение второй руки, которая обрезана рамой. Рука списана и мазки ложатся поперек. А рядом розовое. Розовое писал через краплак с белилами и кость жженую чуть добавлял. (Ред. – Краплак обладает свойством мигрировать, то есть подниматься в верхние слои краски. Поэтому его лучше использовать в верхних слоях живописи. По своей природе это лессировочная краска, см. лекции Девятова).
14-ый день.
Ретушным лаком взбрызнул поверхность руки, держащей голову и писал зелень рядом с рукой, а также руку.
15-ый день.
Писал зелень и слегка касался одновременно головы, чтобы не было разрыва.
16-ый день.
Поставил модель в приближенном состоянии к той, что копировал и начал писать. Писал несколько дней. Многое стало яснее, когда чувствуешь в натуре состояние освещенности и взаимодействия рефлексов на коже. Щеки горят пунцовым кадмием, а боковые стороны лица от зелени рефлексы ловят и становятся мягко-холодновато-зеленоватыми, снизу шея горячая становится.
После нескольких дней вернулся и на свежий глаз обобщал лицо.
На следующий день писал все сразу и уточнял по рисунку.
***
В. Серов. Дети.
В. А. Серов. Дети. 1899. |
1973 год.
Дневник технологического отчета по копийной практике
Студента III курса живописного факультета
Ли Мансей
Рецензия М. М. Девятова: «Честная работа, но отчет слишком многословен и недопустимо неясный почерк».
+ + - Девятов
03.06.1973.
Картина «Дети» написана Серовым в 1899 году, летом в своем имении близ Финского залива. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым, и отмечено: «+»). По соседству жил художник-график Матэ. По уговору Матэ, Серов купил дачу по соседству с ним. Серов всегда приезжая в Петербург, останавливался у Матэ.
И вот в один из летних сезонов Серов пишет своих детей. Работа не так уж большая, она имеет размеры 71/54.
После внимательного изучения картины, я пришел к выводу, что картина написана на очень мелкозернистом холсте, имеющем почти гладкую поверхность. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым и отмечено: «+»). Очевидно Серов делал подмалевок темперой, а поверх его заканчивал маслом. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым и отмечено: «+»).
Холст заключает в себе многослойную живопись с теплой подкладкой, а поверх этого написано холодным, в результате чего нижняя подкладка местами очень просвечивает.
Анализируя состав красок, которыми писал Серов, я пришел к выводу, что картина написана максимум пятью красками, а именно: охра, ультрамарин, кость жженая, английская красная, белила и желтая.
На палитре были разложены основные краски и ими попробовал написать этюд. К холсту не прикасался. (Ред. – Выделено Девятовым и отмечено: «+»).
04.06.1973.
Рисунок был переведен на холст. Решил сделать подмалевок темперой казеино-масляной. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Работа была начата. Первые слои холста были покрыты темперой теплого тона из вчерашнего вывода и заключения. Но когда высыхает, темпера начала быстро темнеть и садиться. Она потеряла первоначальный тон, и мне показалось очень темно (…) и я начал покрывать ее заново, более светлым тоном, но картина получилась - то же самое, что и до этого. Я начал сомневаться в своих заключениях. (Ред. – отмечено Девятовым: «+ -»).
Но в это время подошел руководитель практики Михаил Михайлович, и он сказал, что это ошибка, у Серова не так. И мы подошли снова к картине. Обследовали картину, и мы пришли к общему выводу, что Серов писал без подмалевка и подкладки - сразу. Следы чистого холста были этому доказательством. Мои выводы по отношению подкладки были заблуждением. Пришлось холст подготовить заново.
05.06.1973.
Рисунок был переведен на новый холст, и я сразу же приступил к письму. На этот раз стало сразу легче, так как учтя ошибки старого, новый холст повел по-другому, то есть начал писать сразу. К концу рабочего времени холст был весь перекрыт. Пишу пятью красками, из них можно создать очень разные оттенки, то есть составить всю палитру. В конце работы холст был поставлен с оригиналом, и я заметил, что некоторые места очень близко попал, а остальные еще очень приблизительно. Мне кажется, я правильно поступил при выборе красок. На палитре участвуют следующие краски: охра, ультрамарин, черная кость, английская красная, желтый кадмий и белила. (Ред. – Отмечено Девятовым: «+»). Пока обхожусь этими красками. Только лицо еще не записал. Этим займусь завтра. Местами приобщал темперу, например – небо (белое).
06.06.1973.
Сегодня при осмотре своей работы со свежими глазами, обнаружил, что фон немного светлее по тону и красновато, небо немного светлее. В общем, весь холст выглядит светлее в тоне, чем в оригинале. (Ред. – При высыхании масляные краски несколько темнеют, см. лекции Девятова).
На сегодня решил заняться сначала с фоном, а оставшееся время подставкой под ребятишек. Развел колер по-прежнему на палитре и начал писать. Не могу добиться того тона, не то переборщу или недоберу. Решил попробовать применять мастихин, стало плотнее и в нужном тоне, потом пробовал пройти поверх этого местами кистью. По теплому прошел холодком. И что-то стало немного ближе к истине.
Пока возился с фоном, пролетело время. Ничего.
07.06.1973.
То, что не успел сделать вчера, принялся делать сегодня.
Вчера почти закончил с фоном. Сегодняшняя задача написать подставку под ребятишек. То, что было на холсте, было немного светлее, чем в оригинале. Решил писать немного в тоне. При внимательном рассмотрении подставка написана очень сложно, в несколько слоев. И я начал подготавливать основу под верхний слой, то есть - написать основание немного теплее, чтоб потом пройтись холодком. Это не так много стоило труда, к концу рабочего дня было уже подготовлено, то есть она была теплее и темнее в тоне. По приготовленной основе - писать завтра.
Взял голову, замазал общим тоном в цвете и в тоне. Тоже сделал подготовительную работу к основному. Так день прошел – все на подготовку.
08.06.1973.
Вижу холст. Небо и ярче по тону, по сравнению с другими местами, вот первое, что бросилось в глаза на свежий взгляд. Немного близко оно к оригиналу, но с мелкими погрешностями в тоне. Пришлось писать заново по написанному. Пока не хватало фигур ребятишек. Стало немного лучше, употребляю в качестве разжижителя эмульсию с воском. (Ред. – Воск придает масляным краскам матовость, см. лекции Девятова).
Не знаю, что скажет М. М. на счет моего холста, он же не видел его, как я начал. Хотелось бы узнать, что посоветует на этот раз. Это возможно, наверное, в понедельник.
09.06.1973.
Сегодня – думаю, что самая ответственная работа, так как местами собираюсь заканчивать окончательно.
Работу начинаю с осмотра и сравнения с оригиналом. Думаю, примерный план на сегодня. Вот задача сегодняшнего дня: по подготовленному основанию пройтись холодком, то есть вводить холодные цвета, так как это есть в оригинале. Составляю новую палитру и приступаю к делу, местами иногда исправляя рисунок. Работа двинулась еще больше. Чувствую – надо уже писать голову, так как остальная часть почти готова, а голова и рубаха еще нет. Мне бы очень хотелось, чтоб краски на рубахе высохли. Волосы подмалеваны темнее, чем в оригинале и теплее, так как в понедельник собираюсь пройтись холодным цветом по темному и теплому, чтоб основа играла местами. Как сегодня быстро пролетело время. Не успел много, а хотел большего. Завтра выходной.
Воскресенье, 10.06. – выходной.
11.06.1973.
Перед тем, как начать писать на холсте, я поставил холст к стенке и в течении часа смотрел и сравнивал его с оригиналом. Пришел к выводу, что надо писать голову, только голову. Писал до конца голову и ничего не могу делать с этими кистями, придется писать местами пальцем, а завтра принесу более мелкие и мягкие кисти. Очень тонко написана голова.
День к концу сеанса стал совсем темным. Пришлось отложить все на завтра. День очень был пасмурный и лил в конце сеанса дождь. Ничего не мог сделать за целый день.
13.06 1973.
Сегодня решил писать одну только голову, сколько сумею, и поправлять немного рисунок. Взял сначала раствор, составленный из эмульсии, развел в пинене и этим же раствором еле касаясь чистой кистью провел по волосам и по лицу. После этого начал трогать кое-где красками, то есть уточнять по тону и цвету. Очень мучительно попадать в тон и цвет в лице младшего сына. Укоротил немного нос и приподнял губу, кое-где уточнил в рисунке глаза. На щеке тон очень теплый (полутон), а свет холодный. Не могу уловить точную пропорцию теплого и холодного (…). Вроде местами получается.
Чтоб отдохнуть несколько от лица, перешел к его руке. Пришлось местами заново писать, поверх высохшего слоя. Теперь рука более-менее соответствует по цвету и тону.
Прошелся по воде и счистил столб позади головы мальчика лезвием дочиста и заново написал. Вроде стало лучше. Сейчас явно видно, что берег, то есть земля очень недобрана в тоне. Придется снова пройтись по высохшему. Но это после.
14.06.1973.
Приготовил состав из эмульсии и ретушного лака, прежде чем приступить к работе. После всего начал опрыскивать волосы и лицо, то есть те места, где собираюсь писать. Покрываю пульверизатором. Временами на работе появляются крупинки, очевидно – наверное не растворившийся воск. Это немного меня не удовлетворяет. После опрыскивания приступил к работе. Лицо казалось перед началом немного разбеленным, придется уплотнять и кое где проходить по темным местам волос. После уплотнения лицо и волосы стали лучше, исчезла разбеленность. Думаю, оставить пока одну голову и приступаю ко второй голове.
После первой головы и учтя ошибки, вторую быстро написал близко к оригиналу.
Мне очень что-то не понравилось, как написаны штаны. Взял лезвие и соскоблил немного, спрыснул раствором и приступил к переписке. Хотя не совсем попал, но мне это нравится лучше, чем было.
Подошел М. М., когда я писал вторую голову и сделал несколько замечаний и дал советов.
М. М. сказал то, что местами берег немного светлее, чем в оригинале. Можно оставить, это не так опасно и можно не трогать. Беречь то ценное, что получилось сразу и доводить постепенно до конца. Подставка деревянная тоже может быть так оставлена, но потом кое-где пройтись теплом, так как ей немного не хватает.