Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
Не менее важным, а подчас и самым главным фактором социаль- ного развития и воспитания является сама личность. Включение ее в активную самосозидательную деятельность — важнейшее условие ди- намичного и направленного развития. Роль личности ребенка в его самосовершенствовании очень значительна, но она может быть совершенно разной. Наиболее типичными формами самопроявления (позициями) личности являются: самодеятельно-творческая, без- удержно-активная (гиперактивная), пассивно-исполнительская, без- различно-пассивная (гипоактивная), протестная (протестно-каприз- ная, протестно-негативная).
Самодеятельно-творческая позиция формируется при «свободном воспитании». Этому способствует педагогика сотрудничества. Она наиболее полно создает условия для проявления самостоятельности и творчества с самого раннего детства. В воспитательной работе такая позиция ребенка наиболее благоприятна. Однако следует подчерк- нуть, что слишком нечетная грань проходит между сотрудничеством и вседозволенностью в воспитательной работе.
72 Раздел П. Социальное формирование личности
Безудержно-активная (гиперактивная) позиция формируется при определенной предрасположенности ребенка (как правило, холери- ческого темперамента). При таких его особенностях она может прояв- ляться в его высокой активности. В этом случае недостатки воспита- ния ведут к попустительству, вседозволенности.
Пассивно-исполнительская позиция личности формируется при авторитарном стиле воспитания и определенной предрасположен- ности ребенка (как правило, меланхолического характера) и др. В этом случае говорят, что воспитатель «лепит» ребенка по своему образу и подобию либо по тому «идеалу», которого ему самому хо- телось бы достичь. Делается это «во имя ребенка», однако редко со- гласуется с его индивидуальными особенностями и возможностями. Главным недостатком такой позиции является безынициативность ребенка. У него мало оптимизма, стремления идти вперед, преодо- левать трудности, что негативно сказывается на его развитии. В то же время такая позиция скорее всего изменится при педагогически умелой работе с ним, возможно и достижение положительных ре- зультатов.
Безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция также формирует- ся при определенной предрасположенности, заторможенности ребен- ка (как правило, меланхолического темперамента) и недостатках вос- питания: попустительстве, вседозволенности. В работе с ним воспитателю приходится сложнее. Переломить ситуацию довольно трудно. Этому может способствовать стимулирование мотивации ак- тивности ребенка, активизации его самопроявления. При получении позитивных результатов позиция ребенка может постепенно менять- ся. Однако ошибки во взаимодействии с ним будут вести к дальней- шему укреплению безразличия, негативизма.
Протестная (протестно-капризная, протестно-негативная) по- зиция — чаще всего результат недостатков воспитания ребенка. Она является либо внутренним протестом против любых попыток само- проявления, либо негативной реакцией по отношению к тому или иному лицу. Им может быть родитель, который сумел сформировать у ребенка капризность. Такая позиция может выражать отношение к воспитателю, который проявил определенную некорректность в дей- ствиях, оценочных суждениях и пр. Изменить такую форму проявле- ния ребенка сложнее, так как она является следствием не только свое- образия его характера, но и результатом воспитания.
Всякая позиция ребенка может быть либо подспорьем в воспита- тельной работе с ним, либо препятствием, мешающим обеспечить пол- ное использование возможностей, наиболее целесообразных в данной ситуации.
Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 73
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что представляют собой источники социального развития человека?
2. Что такое внутренние источники социального развития человека?
3. Назовите и дайте характеристику основных внутренних источников социального развития человека.
4. Что такое внешние источники социального развития человека?
5. Назовите и дайте характеристику основных внешних источников социального развития человека.
6. Что такое движущие силы социального развития человека?
7. Что характеризуют внутренние силы социального развития человека?
8. Назовите и дайте характеристику основных внутренних движущих сил социаль- ного развития человека.
9. Дайте определение неосознаваемым механизмам развития человека и их харак- теристику.
10. Дайте определение осознаваемым механизмам развития человека и их характе- ристику.
11. Каковы наиболее характерные рекомендации по учету осознаваемых механиз- мов в социально-педагогической работе с ребенком?
12. Что такое внешние движущие силы социального развития ребенка?
13. Дайте характеристику основных внешних движущих сил, обеспечивающих ре- ализацию социального потенциала развития ребенка. '
14. Каковы социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внеш- них движущих сил?
15. Какова роль самой личности ребенка в социальном самосовершенствовании.
16. Назовите и охарактеризуйте наиболее типичные формы самопроявления (пози- ции) личности в самосовершенствовании.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Социально-педагогический потенциал в развитии ребенка, полученный им по наследству, проблемы его сохранения и приумножения.
2. Внешние факторы, создающие наиболее благоприятные условия для реализации социально-педагогического потенциала ребенка в самосовершенствовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
2. Мардахаев Л.В. Психосоциальные основы реабилитации ребенка. М., 2001.
3. Немое Р.С. Психология образования: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
5. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Под ред. Л.В. Марда- хасва. М., 2001.
Глав а 6
Деятельность и ее социально-педагогические
В развитии человека как личности главное место принадлежит де- ятельности. Она способствует формированию качеств и свойств его личности, изменению многих индивидуальных особенностей. Чтобы выявить социально-педагогические возможности деятельности вооб- ще, необходимо рассмотреть, что она собой представляет, ту сущность, которая непосредственно и опосредованно влияет на личность чело- века, осуществляющего ее.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) деятельность и ее социально-педагогическая характеристика;
2) виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность.
I