Качества учителя-воспитателя (А. И. Кузьминский, В. Л. Омельяненко)

Названия качеств Значение  
1. Любовь к детям      
2. Чувство национального достоинства    
3. Честность, совестливость, справедливость, объективность        
4. Выдержка, сдержанность, терпение    
5. Организаторские способности, умение работать с детским коллективом    
6. Всестороннее развитие      
7. Принципиальность и требовательность  
8. Оптимизм, любовь к жизни    
9. Отзывчивость, гуманное отношение к людям      
10. Творческий склад мышления      
11. Тактичность      

Определить качества конкретного учителя начальных классов, у которого вы проходите практику.

Результаты анализа и наблюдения отразить в таблице 1.1. (стр. 41), учитывая сформированности выше указанных качеств (достоверный уровень сформированности качества обозначить символом «+»).

Таблица 1.1.

    №     Названия качеств Функции сформированности качеств
Высокий уровень (5баллов) Достаточ-ный уровень (4 балла) Средний уровень (3 балла) Ниже среднего (2 балла) Низкий уровень (1 балл)
1. Любовь к детям          
2. Чувство национального достоинства          
3. Честность, совестливость, справедливость, объективность          
4. Выдержка, сдержанность, терпение          
5. Организаторские способности, умение работать с детским коллективом          
6. Всестороннее развитие          
7. Принципиальность и требовательность          
8. Оптимизм, любовь к жизни          
9. Отзывчивость, гуманное отношение к людям          
10. Творческий склад мышления          
11. Тактичность          

Вместе с методистом проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами других студентов-практикантов и сделать вывод о сформированности профессионально-личностных качеств педагога.

ВЫВОД:

________________________________________

Выдающиеся педагоги о личности учителя

… Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, пройматися и надышаться силами, что пробудились в ней. Жалкая каждый человек, что отстала от своего времени; появление же молодые учителя, который сам живет в прошлом, вызывает лишь сочувствие всех людей, которые живут в ногу со своим временем и мыслят созвучно со своими современниками.

А. Дистервег

...Хоть которые, казалось бы, большие требования, которые мы ставим перед воспитателем, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела.

К.Д. Ушинский

Воспитатель! высокая нужна тут душа! Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком.

Ж.-Ж. Руссо

...Я должен быть эстетически выразительным, поэтому я ни разу не вышел из непочищеними сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по мере силы и возможности, конечно. Я тоже должен быть таким же радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальное лицо. Даже, когда у меня были неприятности, когда я был болен, я не проявлял этого перед детьми.

А.С. Макаренко

Мастерство воспитателя не является каким-то специальности, которой надо научиться, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта.

А.С. Макаренко

Я неделя

Дата _________

Задание № 15. Посещение уроков и внеурочных воспитательных мероприятий с целью изучения структуры педагогической деятельности учителя начальных классов.

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: изучение студентами структуры педагогической деятельности учителя начальных классов; формирование умений наблюдать за педагогической деятельностью педагога, анализировать результаты.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ. На основании результатов наблюдений за педагогической деятельностью учителя начальных классов и их анализа, необходимо отразить в дневнике психолого-педагогических наблюдений ответы на следующие вопросы:

1.Проводит учитель начальных классов диагностику развития и воспитанности младших школьников? Или учитывает ее результаты при планировании учебно-воспитательной работы с учащимися?

________________________________________

2. Какие виды учебно-воспитательной работы планирует учитель начальных классов? (Указать перечень работы учителя)

________________________________________

3. Виды деятельности младших школьников организует и проводит учитель?

_______________________________________

4. В чем заключается коммуникативно-информационная деятельность учителя начальных классов?

________________________________________

5. Осуществляет ли учитель самоанализ педагогической деятельности? Как именно?

________________________________________

6. Проводит учитель научно-исследовательскую работу? В чем она заключается?

________________________________________

7. Какие проблемы обучения и воспитания младших школьников он исследует? Над решением проблемы работает сейчас?

________________________________________

Сделать вывод относительно структуры педагогической деятельности учителя начальных классов.

ВЫВОД:

________________________________________________________________

Я неделя

Дата _________

Задание № 16. Посещение уроков с целью ознакомления студентов-практикантов с типами уроков, их структурой, способами реализации учителем начальных классов образовательной, развивающей и воспитательной цели.

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: посещение практикантами уроков и внеурочных мероприятий, изучение способов реализации учителем начальных классов образовательной, развивающей и воспитательной цели.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ. Необходимо посетить несколько уроков по различным учебным дисциплинам и воспитательные мероприятия. Перед просмотром целесообразно узнать у учителя тему, цель и задание урока (или внеурочного мероприятия). Ход урока (занятия, воспитательного мероприятия) следует подробно законспектировать для того, чтобы определить способы реализации учителем целей и задач урока. Вместе с методистом сделать анализ пересмотренных форм организации учебной и воспитательной деятельности учащихся.

Урок – форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и согласно расписанию (Г.М. Фицула).

Урок имеет совокупность особенностей, к которой также относятся:

• гибкая форма организации обучения, которая дает возможность использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

• совместная деятельность учителя и учащихся (класса), которая создает возможности для сплочения коллектива детей;

• формирование познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственном развитии учащихся и т. п (Г.И. Щукина).

Типы уроков (по классификации В.А. Онищука, в основу которой положен дидактическую цель и место урока в общей системе уроков):

1) урок усвоения новых знаний;

2) урок формирования умений и навыков;

3) урок применения знаний, умений и навыков;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

6) комбинированный урок.

Каждый тип урока имеет свою структуру, то есть состав (из каких элементов или этапов состоит).

Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель (Н.М. Фицула).

Примерная структура уроков разных типов (В.А. Онищук)
ТИП Урок усвоения новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний
С Т Р У К Т У Р А (этапы урока) I. Организация класса к уроку. II. Проверка домашнего задание. III. Актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока. IV. Мотивация обучения школьников. V. Восприятие и осознание учащимися фактического материала. VI. Осмысление связей и зависимостей между элементами обучаемому. VII. Обобщение и систематизация знаний. VIII. Итоги урока. IX. Сообщение домашнего задание. I. Организация класса к уроку. II. Сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников. III. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний. IV. Обобщение и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки. V. Итоги урока и сообщение домашнего задание.

Наши рекомендации