Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования
Методические рекомендации в учреждениях высшего образования на 2015 – 2016 учебный год
Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования
Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения высшего образования организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 20011г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования», Положением о СППС УВО.
СППС обеспечивает повышение результативности социально-педагогического и психологического сопровождения учебного и воспитательного процессов, а также развитие контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки обучающихся.
Важнейшим направлением деятельности СППС должна оставаться систематическая работа по выполнению государственных программ профилактической направленности.
Основные направления деятельности сотрудников СППС должны соответствовать требованиям нормативных документов, отражаться в должностных инструкциях, а также перспективном и текущем планировании:
- психодиагностическая работа (исследование, изучение).
Подбор методов психодиагностического исследования должен быть обусловлен целями диагностического исследования. Важным аспектом является формулировка психологического экспертного заключения по результатам диагностики и подготовка практических рекомендаций для психологической или компенсаторной коррекции. Выводы психодиагностических обследований должны стать основанием для разработки конкретных планов индивидуальной и групповой профилактической работы.
С целью обеспечения обратной связи во взаимодействии преподавателей и студентов важно проводить анонимное анкетирование студентов и преподавателей по вопросам оптимизации образовательного процесса в вузе.
-психологическое просвещение.
Развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей и психологической культуры студентов и родителей остается принципиально важным направлением деятельности СППС. Просветительские мероприятия должны проводиться еженедельно по актуальной тематике с использованием современных технологий и в интерактивной форме.
- профилактическая работа.
Профилактическая работа должна строиться на основании исчерпывающего постоянно актуализируемого банка данных по социально-педагогическому состоянию УВО (социально-педагогическая характеристика учреждения образования). Сотрудники СППС должны объединять свои усилия по реализации данного направления работы с кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, профессорско-преподавательским составов учебного заведения и направлять их на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганду здорового образа жизни. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер.
- коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа в УВО ориентирована на коррекцию межличностных отношений в студенческой среде, содействие преодолению кризисных периодов в жизни, помощь студентам в определении их жизненных планов, прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении. Педагог-психолог СППС ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности, либо направляет обучающихся в учреждения, оказывающие специализированную психологическую помощь.
- консультирование.
Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса для оказания помощи в решении актуальных задач учебных трудностей, развития, проблем взаимоотношений и социализации.
Рекомендуемые консультативные формы: очная консультация, телефон доверия, консилиум, консультирование через вузовские СМИ, психологическая поддержка в экстренных случаях. В случае запроса на психотерапевтическое консультирование педагог-психолог учреждения образования выполняет диспетчерскую функцию, направляя к соответствующим специалистам. Сведения о специалистах служб экстренной помощи должны размещаться на информационных стендах и сайте УВО.
Одновременно с очным консультирование необходимо использовать практику Skype-консультирования – возможность получить помощь и поддержку психолога через Интернет при помощи видеозвонка. Skype-консультация обеспечивает возможность дистанционного взаимодействия с консультантом в любое «разумное» время.
- методическая работа.
С целью повышения профессионального мастерства и профессиональной компетентности сотрудники СППС должны постоянно заниматься самообразованием, изучать научно-методическую литературу, осуществлять разработку собственных методических материалов по актуальным вопросам обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся, принимать участие в работе семинаров, конференций, мастер-классов, своевременно проходить курсы повышения квалификации.
Рекомендуем активно внедрять в практику работы СППС такую новую интернет-технологию как вебинар. С помощью вебинаров можно организовать: видеотренинги, онлайн-конференции, виртуальные презентации, онлайн-встречи, клубы.
Руководителям СППС, начальникам отделов (управлений) воспитательной работы с молодежью необходимо обобщать и пропагандировать передовой опыт социально-педагогической и психологической работы своего УВО.
- работа по защите законных прав и интересов обучающихся.
Деятельность вузов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях” осуществляется всеми участниками воспитательной работы с молодежью: администрациями УВО, профессорско-преподавательским составом, общественными молодежными организациями, кураторами учебных групп, воспитателями общежитий в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и ГУО «РИВШ».
Обращаем внимание, что у педагога-психолога и социального педагога существует ряд самостоятельных направлений деятельности, связанных с профессиональной спецификой.
Для педагога-психолога самостоятельным профессиональным направлением деятельности является психологическое обеспечение управленческих процессов, предполагающее проведение мониторинговых исследований в УВО. Особенно важно разрабатывать рекомендации по итогам мониторинга эффективности и качества идеологической и воспитательной работы в УВО.
Для социального педагога такими направлениями являются: прогностическое, охранно-защитное, организаторское.
Прогностическая работа социального педагога включает участие в реализации целевых комплексных программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума.
Охранно-защитная деятельность направлена на защиту прав и законных интересов обучающихся (защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства).
Организаторская работа заключается в реализации социально значимой деятельности обучающихся, а также в содействие развитию молодежных инициатив и творческого потенциала.
Результаты работы, осуществляемой по психолого-педагогическому и социальному сопровождению, должны находить воплощение в научных, научно-методических и научно-практических публикациях сотрудников СППС.
Информация о работе специалистов СППС учреждения высшего образования должна систематически доводиться до сведения студентов и сотрудников и периодически обновляться. Для этого целесообразно использовать сайт учебного заведения, общевузовские СМИ и информационные стенды.
Вопросы эффективности деятельности СППС учреждения высшего образования должны периодически рассматриваться на заседаниях Совета университета, ректората, Совета по идеологической и воспитательной работе.