Мировоззренческая роль философии в системе технического образования

В отечественном университетском образовании сложилась позитивная традиция изучения курса философии, призванного формировать мировоззренческую культуру человека. Эта задача особенно актуализируется на современном этапе развития цивилизации, характеризующегося возрастанием динамики социальной жизни, глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Глобализация мирового развития, обострение многих региональных проблем, тотальный экономический кризис, охвативший многие страны, свидетельствует о неопределенности, альтернативности и непредсказуемости исторического развития человечества. В этой ситуации осознание человеком своего места и роли в обществе, цели и смысла жизни, выбора своей деятельности становятся приоритетными.

Философия во все времена брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, обоснования ориентиров и ценностей человека и общества. Её по праву называют душой культуры, духовной квинтэссенцией своей эпохи. В кризисные периоды истории актуализируется философский поиск новых мировоззренческих идей.

Не случайно у философии есть и особый образ – сова Минерва (Мудрость). Еще Гегель писал, что сова Минерва «начинает свой полет лишь с наступлением сумерек». Мудрость, как полагает философия, заключается в том, чтобы постигнуть сущность бытия, исходя из выявлений всеобщей, непреходящей основы единого и многообразного мира.

Философия, отражая и осмысливая процессы и результаты культуры, место и назначение человека в мире, ценности и нормы человеческой деятельности, основной своей задачей видит построение целостного мировоззрения. Еще И. Кант сформулировал основные вопросы, иллюстрирующие проблемное поле философского мировоззрения: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я смею надеяться?», «Что такое человек?».

Философские вопросы, в отличие от проблем естествознания, – это вопросы не просто о природно-космических объектах, об объективном мире, а об отношении человека к этому миру, о человеческом существовании. Философия в отличие от научного знания не только познает свой объект, но и оценивает его с точки зрения социально-нравственных критериев.

Вопрос об отношении человека к миру, о месте человека в этом мире – основа мировоззрения.

Важнейшими структурными элементами мировоззрения являются знание, ценности, убеждения, воля. Знания сами по себе, вне системы ценностей и убеждений не могут формировать целостного мировоззрения. Еще Лев Толстой отмечал, что «знание без нравственной основы – ничего не значит». Поэтому в мировоззрении важны не просто знания, а и их оценка. Мировоззрение как система нравственных, эстетических, социально-политических ценностей призвана регулировать деятельность человека.

Важнейшим компонентом мировоззрения являются убеждения – уверенность человека в правоте своих идей. Идейная убежденность – это основа мировоззренческой позиции человека. Как говорил французский философ и писатель А. Камю: «Никто не умирал из-за онтологических проблем», а за убеждения люди отдавали жизни.

В механизме мировоззренческого становления человека роль воплощения знаний, ценностей и идеалов в практическую деятельность играет волевой компонент.

Философия, базируясь на всем совокупном духовном опыте человечества, строит целостную картину мира на уровне рациональной рефлексии. В отличие от мифологии и религии, философия – это логико-теоретическая форма мировоззрения.

В современных условиях от философии ожидают не только теоретического суммирования результатов отдельных наук, а вневременных ориентиров и ценностей, способных возвыситься над сиюминутными интересами людей, устойчивых общечеловеческих начал в социальной жизни.

При решении современных проблем только профессиональных навыков, знаний, эрудиции недостаточно, требуется широкий кругозор, умение видеть основные тенденции и перспективы развития мира, понимать суть происходящего, осознавать смысл и цели нашей жизни. Поэтому мировоззрение – необходимое условие формирования личности. Мировоззрение – это целостный взгляд на мир, проблемы и перспективы его развития. Как ядро общественного и индивидуального сознания, оно определяет принципы поведения и деятельность человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации.

Сегодня философия как теоретическое ядро мировоззрения играет важную роль в обществе. Философия должна дать рациональное объяснение различным программам, существующим в обществе.

Переход высшей школы Республики Беларусь на двухуровневую систему образования инициировал формирование новой модели преподавания философских курсов.

Философия является концептуальной основой социально-гуманитарного образования в высшей школе, которая способствует формированию интегрального видения мира, социально-личностных и академических компетенций:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

СЛК-5. Уметь работать в команде.

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

На этапе постдипломного образования в рамках магистратуры и аспирантуры в соответствии с решением Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Республики Беларусь от 30.12.2004 рекомендуется для изучения курс «Философия и методология науки». При разработке данного курса учитывался и опыт философского образования ведущих университетов мира. Так, на постсоветском образовательном пространстве, в основном, не отказались от ориентации на философско-методологическую подготовку магистрантов и аспирантов. В Российской Федерации на уровне постдипломного образования преподается курс «История и философия науки», в Украине этот курс определяется как «Философия и методология науки».

Учебный и научно-исследовательский процесс в магистратуре и аспирантуре должен соединить в себе конкретно-научные, профессиональные задачи с социокультурной и общеметодологической подготовкой. Особую роль в обеспечении философско-методологических оснований будущей профессиональной и научно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов принадлежит курсу «Философия и методология науки», в результате изучения которой магистрант должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-1. Использовать прикладные аспекты философии и методологии науки в сфере избранной профессии.

ПК-2. Владеть навыками проектирования и прогнозирования.

ПК-3. Владеть умениями и навыками научно-исследовательской работы в сфере профессиональной деятельности.

Структурно-содержательная модель курса предусматривает следующие компоненты: лекционный материал, практикум, написание реферата и сдача зачёта и кандидатского экзамена.

Важнейшей формой учебной и научно-исследовательской работой магистрантов и аспирантов является написание реферата, ориентированного на анализ актуальных проблем современного социально-гуманитарного и естественнонаучного знания. Работа над рефератом способствует совершенствованию навыков творческой самостоятельной работой по изучению философско-научной литературы, формированию методологической культуры мышления.

В рамках магистерской подготовке выполнение реферата является промежуточной формой контроля, предшествующего сдаче кандидатского экзамена по философии и методологии науки. Магистранту или аспиранту предоставляется право свободного выбора темы из предлагаемой тематики или предложение самостоятельной формулировки темы. Выбранная тема обязательно согласуется с преподавателем, ведущим данный курс. Затем преподаватель осуществляет рецензирование реферата, в ходе которого анализируются содержательные и формальные параметры работы: обоснование актуальности темы реферата, её связь с научной специальностью магистранта, четкая постановка цели и исследования, логичность структуры реферата, теоретический уровень анализа заявленной проблемы, наличие исследовательского компонента и творческий характер работы, оформление списка использованной литературы и ссылок в тексте, язык изложения. В рецензии отмечаются как положительные характеристики, так и недостатки, тем самым обосновывается дифференцированная общая оценка. Магистрант знакомится с рецензией на реферат до сдачи кандидатского минимума по курсу «Философия и методология науки». При отрицательной оценке реферата магистрант не допускается к сдаче экзамена и обязан в следующем учебном году представить новый реферат. Защита реферата осуществляется в рамках кандидатского экзамена в качестве одного из экзаменационных вопросов.

Итогом магистерской подготовки является проведение кандидатского экзамена по философии и методологии науки. Цель данного экзамена – оценка уровня философско-методологической культуры магистрантов и аспирантов. Сдающий кандидатский экзамен по данному курсу должен уметь охарактеризовать роль философии в системе культуры и в формировании цивилизационной стратегии развития, владеть основными положениями и категориями философского знания, знать основные персоналии философии, анализировать исторические стили философствования, и, самое главное, продемонстрировать способности философской рефлексии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1 Changing relationships between higher education and the state / Ed. by Mary Henkel and Brenda Little. London, 2000; Philadelphia: J. Kingsley Publishers, 1999.

2 Methods and materials. – Режим доступа: http://www.manchester.ac.uk/ study/undergraduate/teaching–learning/methods–materials/ – Дата доступа: 5.11.2015.

3 Bologna Process – European Higher Education Area (EHEA) – Режим доступа: http://www.ehea.info – Дата доступа: 5.12.2015.

4 Mohrman, K. The Research University in Transition: The Emerging Global Model / K. Mohrman, W.Mab, D. Daker //Higher Education Policy. – 2008. – № 21/ – P. 5–27.

5 Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.–метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кашель. – 2–е изд. – Минск: Аверсэв, 2004. – 36 с.

6 Апробирование новых элементов национальной системы квалификаций пройдет в Беларуси в 2014 году – Режим доступа www.belta.by/economics/view/aprobirovanie-novyh-elementov-natsionalnoj-sistemy-kvalifikatsij-projdet-v-belarusi-v-2014-godu-35156-2014 – Дата доступа: 21.01.2014.

7 Артищева Е. К. Об инструментарии педагогической диагностики в учебном процессе вуза /Артищева Е. К. – Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – № 4 / 2007. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ob–instrumentarii–pedagogicheskoy–diagnostiki–v–uchebnom–protsesse–vuza#ixzz3qucpgUIf – Дата доступа: 5.11.2015.

8 Ашин, Г.К. Элитный университет в системе элитного образования. /Г.К. Ашин. – Режим доступа: http://www.dissers.ru/1/1711–1–gk–ashin–elitniy–universitet–sisteme–elitnogo–obrazovaniya–ashin–elitniy–universitet–sisteme–elitnogo.php

9 Бадарч Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем. / Д. Бадарч, Б.А. Сазонов. – М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. – 190 с.

10 Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога / Г.В. Безюлева // Профессиональное образование. – 2005. – № 12.

11 Березовин, Н. А. Педагогика высшей школы: теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.–метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н. А. Березовин, О. Л. Жук, Н. А. Цырельчук. – Минск: ВГРК, 2009.

12 Джеймс Л. Организации: поведение, структура, процессы / Джеймс Л. И др. // М.: Инфра М, 2000. – 290 с.

13 Бессольнов, А.Б. Воспитательные аспекты преподавания «Основ психологии и педагогики» в техническом вузе» / А. Б. Бессольнов // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: материалы I Межд. науч.-практ. конф. М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп.; под общ. ред. Г.М.Чаянковой. – Гомель: БелГУТ, 2009. – С. 46-49.

14 Бессольнов, А.Б. Высшее образование в союзном государстве Беларусь-Россия: состояние и перспективы развития / А. Б. Бессольнов. – В кн.: Славянский мир в эпоху глобализации: сб. науч. тр. / под общ. ред. Е. Г. Кириченко; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2015. – С.43-50.

15 Бессольнов, А.Б. К вопросу о методике формирования политической культуры студентов в процессе преподавания учебного курса «Политология» / А. Б. Бессольнов // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: материалы IV Межд. науч.-практ. конф./ Под общ. ред. Г.М.Чаянковой; М.во образования Респ. Беларус, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2012. – С.36–39.

16 Бессольнов, А.Б. Основы психологии и педагогики: учеб. метод. пособие /А. Б. Бессольнов, О. С. Осипова. – Гомель: БелГУТ, 2006. – 145 с.

17 Бессольнов, А.Б. Основы психологии и педагогики: учеб. метод. пособие /А. Б. Бессольнов. – Гомель: БелГУТ, 2015. – 60 с.

18 Блягоз, Н.Ш. Профессиональная компетентность преподавателя вуза: основные компоненты / Н.Ш. Блягоз. // Наука: комплексные проблемы. Сетевое электронное научное издание. – http://nigniikp.adygnet.ru/index.php/ vypuski–2014/vypusk–4–noyabr/19–stati–k–4–mu–vypusku/58–professionalnaya–kompetentnost–prepodavatelya–vuza–osnovnye–komponenty

19 Бобыло А.И. Сравнительный анализ подходов к модернизации высшей школы в России и КНР / А.И. Бобыло. – Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – № 2. – 2010. – С 64–69.

20 Бондаренко Ю. С. Организационно–педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий [Текст] / Ю. С. Бондаренко // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки–Веди, 2012. — С. 317–320.

21 Бровка Г.М. Развитие интеллектуального потенциала стран ЕврАзЭС – условие формирования инновационной экономики / Г.М. Бровка, А.Б. Невзорова // Гуровский, Абай, гумилев, конфуций, Боливар, Гёте: роль Беларуси в философском диалоге современных культур: материалы межд. научн. Конф., Минск 21 марта 2013 г.. – Минск : БНТУ, 2016. – С. 26 – 31.

22 Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 471–474. http://moluch.ru/archive/50/6384/

23 Высшее техническое образование: проблемы и пути развития : материалы VII Международной науч.–метод. конф. (Минск, 20 – 21 ноября 2014). – Мн. : БГУИР, 2014. – 362 с.

24 Гаврилина Е.А. Проблемы и перспективы трансформации системы высшего технического образования / Наука и образование. – № 3, март. – 2014. – электронный научно–технический журнал. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/problemy–i–perspektivy–transformatsii–sistemy–vysshego–tehnicheskogo–obrazovaniya.

25 Гайсёнок, В.А. Методология формирования новой системы классификации специальностей и квалификаций / В.А. Гайсёнок, О.А. Олекс– Вышэйшая школа. –№ 4. – 2015. – С.3–9.

26 Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с. http://www.socioprognoz.ru/files/File/publ/2011_08/CSP_Gorshkov_Klucharev.pdf

1 Гулакова, М.В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация / М.В. Гулакова, Г.И. Харченко// Концепт (научно–методический электронный журнал). – 2013. – № 11 (27) / ART13219. – Режим доступа: URL http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye–metody–obucheniya–v–vuze–kak–pedagogicheskaya–innovatsiya – Дата доступа: 22.11.2015.

2 Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для преподавателей/ Под ред. М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова, Т.В. Сологуб. – М. : Издательство "Академия Естествознания", 2010. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/73 – Дата доступа: 18.01.2016.

3 Долженко, О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 233.
Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/ed3/ed33/aed33.shtml – Дата доступа: 10.10.2015.

4 Дорожная карта по проведению Беларусью реформы системы высшего образования – Режим доступа: http://bolognaby.org/wp-content/uploads/2015/12/Roadmap-Belarus-ru.pdf. – Дата доступа: 10.02.2016

5 Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Самаюк // Высшее образование в России.– 2005. – № 4. – С. 23–29.

6 Жук, О.Л. Направления модернизации высшего образования и требования к педагогическим компетенциям преподавателей в контексте Болонского процесса/ О.Л. Жук – Вышэйшая школа. – 2015. – № 5.

7 Журавков, М.А. Об имплементации инструментов Европейского пространства высшего образования / М.А. Журавков. – Вышэйшая школа. – 2015. – № 3.

8 Иванова М.А. Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в технических вузах // Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей, вып. 13/ Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012. – 364 с. Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061212/problemy-i-perspektivy-razvitija-gumanitarnogo-obrazovanija.html – Дата доступа: 12.02.2016.

9 Киринюк А.А. Кирсанов К. А. Глобальные проблемы образования. В 2–х т. – Национальный институт бизнеса. 2005.

10 Кириченко, Е. Г. Идеологическая политика и воспитательный процесс в вузе / Е. Г. Кириченко // Инновационный опыт воспитательной и информационной работы в вузе : материалы региональной науч.-практ. конф. ; под общ. ред. В. И. Сенько. – Гомель: БелГУТ, 2008. – 147 с. – С. 11-13.

11 Кириченко, Е. Г. Инновационное развитие Республики Беларусь в контексте современных глобализирующих процессов / Е. Г. Кириченко // Славянский мир в эпоху глобализации : сб. науч. тр. ; под общ. ред. Е. Г. Кириченко. – 2015. - 129 с. – С. 102-108.

12 Кириченко, Е. Г. Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в условиях практико-ориентированной подготовки специалистов / Е. Г. Кириченко // Проблемы и перспективы развития транспортных систем и строительного комплекса : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. ; под общ. ред. В. И. Сенько. –Гомель : БелГУТ, 2013. – 470 с. – С. 432-433.

13 Кириченко, Е. Г. О роли гуманитарного образования в университете / Е. Г. Кириченко // Проблемы и перспективы развития транспортных систем и строительного комплекса: материалы II Междун. научн.-практ. конф. ; под общ. ред. В. И. Сенько. – Гомель: БелГУТ, 2008. – 329 с. – С. 307-308.

14 Кириченко, Е. Г. Образование как фактор развития человеческого потенциала / Е. Г. Кириченко // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. ; под общ. ред. Г. М. Чаянковой. – Гомель: БелГУТ, 2012. – 276 с. – С. 9-11.

15 Кириченко, Е. Г. Философия инновационного образования / Е. Г. Кириченко // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. ; под общ. ред. Г. М. Чаянковой. – Гомель: БелГУТ, 2014. – 166 с. – С. 41-43.

16 Кодекс Республики Беларусь об образовании. Утвержден 13 января 2011 г. № 243–З.

17 Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. / Г.М. Коджаспирова. – М., 2008. – 253 с.

18 Константинов, Г.Н. Что такое предпринимательский университет / Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович// Вопросы образования. – 2007. – №1. – С. 49–62.

19 Макаров, А.В. «Компетентностно-ориентированные модели подготовки выпускников учреждений высшего образования: болонский контекст / А.В. Макаров. – Вышэйшая школа. – 2015. – № 5.

20 Максимова Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде / Г. П. Максимова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Ростов–на–Дону, 2007. – 20 с.

21 Мацкевич, С. Высшее образование Беларуси: вызовы современности и ответы архаики/ С. Мацкевич. / Режим доступа: http://methodology.by/?p=3987 – Дата доступа: 22.05.2013.

22 Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин/ М.А. Мещерякова. – М., 2006. – С. 56–64.

23 Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования – Акредитация в образовании. Электронный журнал об образовании. – Режим доступа: http://akvobr.ru/nacionalnaya_sistema_kvalifikacii.html – Дата доступа: 22.02.2016.

24 Невзорова, А.Б Проблемы мотивации студентов и специалистов к обучению в магистратуре технического вуза / А. Б. Невзорова// Качество подготовки специалистов в техническом университете: проблемы, перспективы, инновационные подходы: материалы I межд. научно-метод. конф., 22–23 ноября 2012 г., Могилев. – Могилев : УО «МГУП», 2012. – С.8–11.

25 Невзорова, А.Б. Когнитивно-синергетические основы формирования личностных и профессиональных компетенций студенческой молодёжи/ А. Б. Невзорова// Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вуз: материалы IV межд. науч.-практ. конф. – Гомель : БелГУТ, 2012. – С. 84-87.

26 Невзорова, А.Б. К вопросу о междисциплинпрном походе в образовательном процессе в университете / А. Б. Невзорова, Е. В. Шкурина// Респ. научно-метод. конф. «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования», 10-11 марта 2016, ГГУ им. Фр. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – С.

27 Невзорова, А.Б. Когнитивный подход в учебном процессе со студентами университета / / А. Б. Невзорова//Международный менеджмент и маркетинг в сфере образования: материалы 4 межд. научно-практ. конф. Ч.1. Минск: БНТУ, 2011. – С. 68-71

28 Невзорова, А.Б. Комплексные подходы по формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах/ А. Б. Невзорова, Г.Н. Белоусова // Инновационный опыт воспитательной работы в вузе Материалы региональной научно-практ. конф., Гомель, БелГУТ, 2008. – С. 116-119.

29 Невзорова, А.Б. Оптимизация магистерской подготовки в университетах технического профиля / А. Б. Невзорова, Н.Н. Казаков, Ю.Г. Самодум // Высшая школа: проблемы и перспективы . 11-я межд. научно-метод. конф. – Минск, 30 октября 2013 г. – Минск:РИВШ, 2013. – С. 124–128.

30 Невзорова, А.Б. Преддипломная практика. Учебная программа и подготовка к дипломному проектированию/ Невзорова, А.Б. Белоусова Г.Н. Власюк Т.А. – Гомель: БелГУТ, 2008. – 43 с.

31 Невзорова, А.Б. Роль современных знаний в процессе подготовки инженеров-строителей/ А. Б. Невзорова //Реализация в вузах образовательных стандартов нового поколения: Материалы научно-практ. конф. – Новополоцк, 2008. – С. 235–238.

32 Невзорова, А.Б. Учебный процесс в магистратуре. Справ. пособие / А. Б. Невзорова. – Гомель: БелГУТ, 2015. – 20 с.

33 Невзорова, А.Б. Формирование у студентов мотивации к обучению на второй ступени высшего образования/ А. Б. Невзорова// Материалы II межд. научно-метод. конф. «Проблемы современного образования в техническом вузе» Гомель, ГГТУ им. П.О. Сухого. – Гомель, 2011. – С. 100–102.

34 Невзорова, А.Б. Юмористическая составляющая в самореализации магистрантов / А. Б. Невзорова // Респ. научно-метод. конф. «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования», 10-11 марта 2016, ГГУ им. Фр. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. –

35 Новиков П.Н. Болонский процесс и проблемы формирования содержания высшего образования/ П.Н. Новиков // Образование и наука. – Выпуск № 6 (30). – 2004. – С.3–16.

36 Об утверждении Государственной программы развития высшего образования на 2011–2015 годы. – Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 893

37 Образцов П.И. Проектирование профессионально–ориентированной технологии обучения. – http://podelise.ru/docs/index–27191016–1.html

38 Образцов, П.И Психолого–педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография. – Орел, 2000.

39 Основы психологии и педагогики : методическое пособие для студентов технических вузов / Е.Е. Белановская и [др.]. – Минск : БНТУ, 2014. – 302 с.

40 Панькова Н.М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования. / Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т312. – № 6. – С. 185–189.

41 Петряков, П. А Концепции образовательного менеджмента и стратегии развития вуза: взаимосвязь в теории и на практике / Петряков П. А.. Вестник Новгородского государственного гниверситета им. Ярослава Мудрого. – № 74. – том 2. – 2013. – С. 63–66. – Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii–obrazovatelnogo–menedzhmenta–i–strategii–razvitiya–vuza–vzaimosvyaz–v–teorii–i–na–praktike#ixzz3qtmdQz9z – Дата доступа: 5.11.2015.

42 Положение о практике студентов, курсантов, слушателей. – Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860.

43 Положение об учреждении высшего образования. –Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 1 августа 2012 г. № 93

44 Пресс–пакет по образованию и обучению.EU Neighbourhood Info Centre . – Режим доступа: www.enpi–info.eu/files – Дата доступа: 22.09.2015.

45 Прохоров, А.В. Модели университета в условиях глобализации / А.В. Прохоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3(27). – С. 56–66.

46 Рабина Е. К. Структурно–функциональная модель самоорганизации времени студента в процессе профессиональной подготовки в вузе // Письма в Письма Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно–педагогический интернет–журнал). – Декабрь, 2013. – http://www.emissia.org/offline/2013/2104.htm

47 Садовничий, В. А. Россия. Московский университет. – Высшая школа. М., 1995. – С. 45.

48 Садовничий, В. А. Традиции и современность. – Высшее образование в России. – 2003.– №1. – С. 17.

49 Салми, Джамиль. Создание университетов мирового класса. – Пер. с англ. публикации Всемирного банка The Challenge of Establishing the World Class Universities. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009. – 132 с.

50 Сальников, Н. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели/ Сальников Н. , Бурухин С. – Высшее образование в России. – № 2. – / 2008. – С. 3–11. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/reformirovanie–vysshey–shkoly–kontseptsiya–novoy–obrazovatelnoy–modeli. – Дата доступа: 5.11.2015.

51 Сальникова М. Г. О психолого–педагогических аспектах преподавания высшей математики в техническом университете./ М. Г. Сальникова // Международный журнал экспериментального образования. – № 10. – 2011. – Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/o–psihologo–pedagogicheskih–aspektah–prepodavaniya–vysshey–matematiki–v–tehnicheskom–universitete. – Дата доступа: 15.12.2015

52 Современные концепции и методы управления : моногр. / О. Шамов [и др.]; по науч. Ред. О. Шамова, В. Матвейчуков. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 309 с.

53 Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров // Материалы 2 Всероссийской научно–методической конференции / Москва, 2–3 декабря, 2010 г. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 487 с.

54 Социализация студентов в профессиональном образовании : монография / под общ. ред. Л. И. Савва. – М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2012. – 300 с.

55 Сулейманов Н.Т. Инновационная модель стратегического управления вузом / Н. Т. Сулейманов. – Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т. 13. №3. – С.731–735.

56 Тархан, Л. З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты / Л. З. Тархан : монография. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2008. – 424 с.

57 Тимофеева Е.М. Научно–исследовательская работа студентов технических вузов. / Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. – фундаментальные исследования – № 12 за 2007 год (часть 3). http://www.rae.ru/fs/?article_id=7778811&op=show_article&section=content

58 Третьякова М.Н. Формирование системного мышления студентов в процессе производственной практики. – Интеграция образования. – №1. – 2009. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie–sistemnogo–myshleniya–studentov–v–protsesse–proizvodstvennoy–praktiki. – Дата доступа: 2.10.2015.

59 Федин В.Т. Проблемы и тенденции развития образовательных стандартов высшего образования. БНТУ. – Режим доступа: https://www.gstu.by/sites/default /files/files/science/fedin_v_t.pdf – Дата доступа: 12.02.2016.

60 Хилько К. Ограничение распределения и свобода организаций: что требует Дорожная карта Болонского процесса от Беларуси Режим доступа: http://nn.by/?c=ar&i=150369&lang=ru – Дата доступа: 12.09.2015

61 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы образования /А. В. Хуторской // Народное образование, 2003.– № 2. – С. 58–64.

62 Царегородцева Т.А. Формирование психолого–педагогической компетентности преподавателя высшей школы в процессе постдипломного образования. – дисс-ция на уч. ст.канд. пед. наук. по спец. «Общая педагогика, история педагогики и образования» – Йошкар–Ола, 2002. – 196 с. – – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie–psikhologo–pedagogicheskoi–kompetentnosti–prepodavatelya–vysshei–shkoly–v–prots#ixzz3rSrBwLlC. – Дата доступа: 5.11.2015.

63 Чупрова Л. В. Научно–исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / Л. В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 380–383.

64 Шпаковская, Л. Политика высшего образования в Европе и России. / Шпаковская Л. – СПб.: Норма, 2007. – 328 с.

Тезаурус

Гуманизация – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала.

Гуманитаризация – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.

Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку успеваемости, разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделение учебных заведений на элитарные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонениями в развитии, составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и др.

Диверсификация – многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – ориентация системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность – создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех.

Многоуровневость – организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, имеющий свои цели, сроки обучения и характерные особенности.

Информатизация – широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения.

Индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность – процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.

Наши рекомендации