IV. Правила проведения письменного вступительного испытания

Программа и правила проведения

Вступительного испытания

Для поступающих в магистратуру

Московского педагогического государственного университета

В 2016 году

Институт искусств,__музыкальный_факультет

________________44.04.01 Педагогическое образование _______________

направление подготовки

____ __ _ Музыкальная культура и искусство_ ___

Магистерская программа

Программа

Письменного вступительного испытания

«Искусство и педагогика»

I. Пояснительная записка

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Цель вступительного испытания:

выявить теоретическую, методическую, научно-исследовательскую готовность абитуриента к освоению магистерской программы.

Задачи вступительного испытания:

- проверить уровень теоретических и методических знаний абитуриента;

- определить склонность и готовность абитуриента к научно-исследовательской и творческой деятельности;

- уточнить область научных и художественно-творческих интересов абитуриента.

Поступающий в магистратуру должен:

знать – специальную литературу по теории и методике музыкального образования (общего и профессионального);

уметь – грамотно изложить письменно основные положения, проблемы и вопросы теории и методики музыкального образования; аргументированно выразить свою точку зрения;

владеть – основными методами научного анализа в области педагогики и психологии музыкального образования, основной терминологией в области теории и методики музыкального образования; грамотной письменной и устной речью.

II. Содержание программы

Содержание экзамена включает два вопроса и практическое задание.

Вопросы экзамена обращены к проблемам: сущности искусства в процессе образования; места и роли личности учащегося в образовательном процессе; определения направленности, цели и задач, разработки принципов и построения содержания музыкального образования; классификации видов музыкальной деятельности учащихся, форм и методов ее организации (применительно к общему или дополнительному музыкальному образованию).

В экзамен включено практическое задание, связанное с рецензированием предлагаемого научного материала (письменный анализ фрагментов монографий, учебников, статей, эссе, тезисов и др.). В ходе рецензирования абитуриент должен проявить умение работать со специальной (педагогической или искусствоведческой) научной литературой – вычленить поставленную автором проблему и обоснование ее актуальности, проанализировать предлагаемые пути ее решения, высказать и обосновать свое мнение о теоретической и практической значимости рецензируемого материала.

III. Литература

Основная литература:

1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта: Учебное пособие. – СПб.: Изд. «Лань»; Изд. «Планета музыки», 2014.

2. Абдуллин Э.Б. Научные исследования в области педагогики музыкального образования: проблемы и пути совершенствования // Педагогическое образование и наука. – М., 2011, № 5.

3. Абдуллин Э.Б. Музыка. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

4. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.

5. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

6. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программно-методические материалы. – М., 2001.

7. Основы теоретического музыкознания. Ред. М.И. Ройтерштейна. – М., 2003.

8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Учебное пособие под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 1998.

10. Современные технологии обучения /Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб, 2002.

Дополнительная литература:

1. Леднев В.С. Научное образование: развитие способности к научному творчеству. – М., 2002.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

3. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования. Журн. Советская музыка. – 1981, № 9.

4. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Под ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

5. Радынова О.П., Комисарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей. – М., 2008.

6. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

7. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. – М., 1996.

IV. Правила проведения письменного вступительного испытания

I. Перед вступительным испытанием проводится консультация для абитуриентов (в соответствии с утверждённым расписанием).

II. Вступительное испытание проводится в письменной форме.

III. При входе в аудиторию, где проводится испытание, абитуриент предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) и экзаменационный лист.

IV. Во время проведения вступительного испытания должны быть отключены мобильные телефоны и другие средства связи.

V. Во время вступительного испытания не допускается использование абитуриентами своей бумаги, корректирующей жидкости и др.

VI. На вступительном испытании абитуриенту выдаются бланк Листа ответа и экзаменационный материал.

VII. При заполнении бланка Листа ответа необходимо использовать ручки синего или черного цвета.

VIII. Консультации с членами предметной экзаменационной комиссии во время проведения вступительного испытания допускаются только в части уточнения формулировки вопроса.

IX. Продолжительность вступительного испытания – 4 астрономических часа.

X. На экзамене абитуриентам объявляется дата, место и время объявления результатов.

XI. Выход из аудитории во время проведения вступительного испытания допускается только в сопровождении экзаменатора (секретаря отборочной комиссии).

XII. Абитуриент имеет право покинуть аудиторию (в т.ч. досрочно) только с разрешения экзаменаторов.

XIII. Вступительное испытание оценивается по стобалльной шкале.

XIV. В случае несогласия с выставленной оценкой абитуриент имеет право подать апелляцию.

XV. Абитуриент, не явившийся или опоздавший на вступительное испытание без уважительной причины, к дальнейшим испытаниям не допускается.

Программа

устного вступительного испытания (собеседования)

Исполнительская, методическая и научная подготовка

I. Пояснительная записка

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Цель устного вступительного испытания (собеседования):

выявить исполнительскую, методическую, и научно-исследовательскую готовность абитуриента к освоению магистерской программы.

Задачи устного вступительного испытания (собеседования):

- выявить уровень исполнительской (технической и интерпретационной) подготовки абитуриента;

- определить склонность и готовность абитуриента к научно-исследовательской и творческой деятельности;

- уточнить область научных и художественно-творческих интересов абитуриента.

Поступающий в магистратуру должен:

знать – специальную литературу по теории и методике музыкального образования (общего и профессионального);

уметь – грамотно изложить устно основные положения, проблемы и вопросы теории и методики музыкального образования; аргументировано выразить свою точку зрения; обосновать теоретически и практически возможные направления будущего исследования в области музыкальной культуры, искусства и педагогики;

владеть – исполнительскими (техническими и интерпретационными) умениями и навыками в избранном виде музыкально-творческой деятельности; основной терминологией в области теории и методики музыкального образования; грамотной письменной и устной речью.

II. Содержание программы

В ходе собеседования проводится прослушивание произведений из подготовленной абитуриентом программы в том или ином виде исполнительской деятельности (программа представляется комиссии в письменном виде); затрагиваются вопросы, связанные с техническими и интерпретационными особенностями произведений, включенных в программу, с характеристикой творческих способностей и путей их развития (в опоре на труды Б.М.Теплова, А.А.Мелик-Пашаева и др.), с учетом возрастных особенностей и индивидуальных свойств личности обучающихся в процессе общего или профессионального музыкального образования, с сущностью развивающего обучения в преподавании музыки, с применением метода проблемного обучения в общем музыкальном образовании или в преподавании музыкальных дисциплин. Особое внимание уделяется вопросам по теме и содержанию выпускной квалификационной работы, защищенной абитуриентом на предыдущем уровне образования, уточнению области научных и художественно-творческих интересов поступающего, обсуждение предполагаемой проблемы магистерского исследования.

III. Литература

Основная литература:

1. Абдуллин Э.Б. Научные исследования в области педагогики музыкального образования: проблемы и пути совершенствования // Педагогическое образование и наука. – М., 2011, № 5.

2. Абдуллин Э.Б. Музыка. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.

4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

5. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программно-методические материалы. – М., 2001.

6. Основы теоретического музыкознания. Ред. М.И. Ройтерштейна. – М., 2003.

7. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Учебное пособие под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 1998.

9. Современные технологии обучения /Под ред. Г.В. Борисовой и др. – СПб, 2002.

Дополнительная литература:

10. Леднев В.С. Научное образование: развитие способности к научному творчеству. – М., 2002.

11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

12. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования. / Советская музыка. – 1981, № 9.

13. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Под ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

14. Радынова О.П., Комисарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей. – М., 2008.

15. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

16. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. – М., 1996.

Наши рекомендации