Сущность, функции труда и трудового воспитания

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физи­ческая или интеллектуальная деятельность человека, направлен­ная на удовлетворение его материальных и духовных потребнос­тей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.

Трудовое сознание возникает и развивается вследствие осозна­ния людьми общественного и личного значения труда, своего от­ношения к нему и его результатам. Содержанием трудового со­знания является производственный опыт: профессиональные зна­ния, умения и навыки. В него входят также личная заинтересо­ванность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональ­ное, нравственное и эстетическое отношение к труду. Трудовое сознание человека органично связано с чувством рабочей чести и достоинства, совести и гордости, с переживанием радости от ус­пехов в труде, наслаждения его процессом, любования результа­том. Сознательная трудовая активность немыслима без целеуст­ремленной воли: постоянной готовности к действию, без выдержки в напряженном труде, проявления настойчивости и упорства в преодолении трудностей. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

Ведущие функции труда.Утилитарно-практическая функция направлена на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом. В усло­виях рыночных отношений увеличивается заинтересованность тру­дящихся в преумножении общественного и личного богатства, в улучшении качества продукции. Она будет связана с воспитанием в них духа предпринимательства, чувства хозяина, с расширением их реального влияния на организацию производства, распределе­ние и использование результатов труда.

Развивающая функция труда обусловлена тем, что активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональная и волевая сферы. В условиях рыночного хозяйствования трудовая подготовка учащихся тесно увязывается с политехническим обучением, овладением смежными профессиями, с повышением в рабочих специальностях удельного веса творческого интеллектуального труда. Все это повышает ин­терес школьников к труду, приводит их интеллект и организм в состояние активного действия, интенсивного развития внимания и воображения, восприятия и мышления.

Воспитательная функция труда заключается в развитии и за­креплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического от­ношения к жизни и деятельности. Однако трудовое усилие, чисто физическое напряжение и действие оказывают ограниченное вос­питательное воздействие на детей. Оно формирует привычку к труду, выдержку, упорство, умение преодолевать физическую сла­бость. Этого недостаточно для формирования социально активной

личности. Воспитательная действенность труда неизмеримо воз­растает в результате его опосредования рыночными общественны­ми отношениями и целями, тесного увязывания с личными и гражданскими мотивами и нравственным просвещением. Она за­висит от личной заинтересованности, осознания школьниками це­лей трудовой деятельности, качества ее организации; ответствен­ности и долга; необходимости сознательной дисциплины; достиже­ния высокого конечного результата.

Функции труда определяют главную функцию трудового созна­ния: формировать у людей психологию лично заинтересованного трудящегося человека. Для обновления производственных отноше­ний, основанных на многоукладности, различных видах обществен­ной и приватизированной собственности на орудия и средства производства, характерными чертами психологии труженика явля­ется хозяйское отношение к земле, заводам, фабрикам, коопера­тивам, подрядным объединениям, акционерным обществам; орга­низованность, ответственность за высокое качество материальной и духовной продукции в интересах общества, конкретного человека и себя. Труженику свойственны коллективизм, здоровый индиви­дуализм, взаимопомощь, взаимная требовательность и рабочая гор­дость; поддержание производительности труда на уровне мировых стандартов; стремление к поиску и творчеству, интенсификации производства на основе научно-технического прогресса.

Психологии сознательного труженика присуще неприятие пьян­ства, мелкого хищения, мещанства и вещизма, разбазаривания общественного добра и тунеядства. Труд выступает как содержа­ние, цель и оправдание жизни.

Наши рекомендации