Рекомендации по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)

Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.

3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».

Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

Составьте подробный план занятия.

Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.

Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.

10. Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.

Рекомендации по проведению мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)

Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

Сами говорите только в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.

Нельзя весь мастер-класс читать лекцию

Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.

Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).

Это урок не для профессионалов данного направления. Задача - прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех.

Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего урока.

Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.

Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.

Не бойтесь задавать трудные вопросы.

11. Проведите в конце краткий анализ занятия «с учениками».

Основные элементы, методические приемы технологии проведения мастер-класса.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом ма­стер-класса является проблемная ситуация - нача­ло, мотивирующее творческую деятельность каждо­го. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определен­ное психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; нужно представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присо­единить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблем­ная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами окрыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может проектировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Наши рекомендации