Формирование системы словоизменения существительных

Формирование системы словоизменения существитель­ных определяется последовательностью появления форм сло­воизменения в онтогенезе и проводится в следующей после­довательности :

1) дифференциация существительных именительного па­дежа единственного и множественного числа;

2) закрепление беспредложных конструкций единственно­го числа по следующему плану: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а/-я); родительный падеж; дательный падеж; творительный падеж (со зна­чением орудийности);

3) усвоение предложно-падежных конструкций единствен­ного числа;

4) овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).

Дифференциация существительных именительного падежа един­ственного и множественного числа

Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в сле­дующем порядке:

1) грамматические формы с окончанием -ы (кот — коты);

2) грамматические формы с окончанием -и (мяч — мячи);

3) грамматические формы с окончанием -а (дом — дома);

4) грамматические формы с окончанием -ja (лист — листья, стул — стулья);

5) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Внутри каждой грамматической формы работают по пла­ну: а) формы с ударным окончанием при сохранении звуко­вой и слоговой структуры основы начальной формы слова (отсутствие чередования звуков основы, единство суффик­сов) (кот — коты); б) формы с безударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы началь­ной формы слова (слива — сливы); в) формы с ударным окон­чанием и изменением звуковой и слоговой структуры осно­вы начальной формы слова: чередование звуков, различение суффиксов, наращивание основы слова (явление супплети­визма) (лев — львы); г) формы с безударным окончанием и изменением звуковой и слоговой "структуры основы на­чальной формы слова (дятел — дятлы); д) дифференциа­ция грамматических форм с различными флексиями.

Примерныйречевой материал позакреплению формы множественного числа
Окончание грамматической формы Речевойматериал
Окончание -ы
Ударное окончание -ы при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова Существительные мужского рода: комар (комары), шкаф (шкафы), топор (топоры), кот (коты), гриб (грибы), слон (слоны), шар (шары), стол (столы)

Безударное окончание -ы при сохранении звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: диван (диваны), самолет (са­молеты), лимон (лимоны), тигр (тигры), апельсин (апельсины), жираф (жирафы), тюльпан (тюль паны)

Существительные женского рода 1 склонения: лопата (лопаты), машина (машины), ваза (вазы), парта (парты), синица (си­ницы), слива (сливы), береза (бе­резы), сосна (сосны),рябина (ря­бины), корова (коровы), роза (розы), пила (пилы), ворона (во­роны)



Ударное окончание -ы при из­менении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существитачьные мужского рода: огурец (огурцы), орел (орлы), скворец (скворцы), лев (львы)



Безударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: дятел (дятлы), заяц (зайцы)

Окончание-и

Ударное окончание -и при со­хранении звуковой структуры основы начальной формы слова

Существительные мужского рода: петух (петухи), воробей (во­робьи), ручей (ручьи), муравей (муравьи), паук (пауки), ключ (ключи)



Безударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова

Безударное окончание -и при изменении звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные среднего рода: колесо — колеса. Существительные мужского рода: пень — пни, лев — львы, ухо — уши
Окончание-а
Ударное окончание -а при со­хранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: дом (дома), глаз (глаза), лес (леса) Существительные среднего рода: облако (облака), зеркало (зерка­ла)
Безударное окончание -а при сохранении звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные среднего рода: окно (окна), гнездо (гнезда), коль­цо (кольца), кресло (кресла), блюдце (блюдца), письмо (пись­ма), яйцо (яйца) Существительные мужского рода: щенок (щенята), жеребенок (же­ребята), котенок (котята)
Безударное окончание -ja при изменении звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: стул (стулья), лист (листья) Существительные среднего рода: перо (перья), крыло (крылья), де­рево (деревья)

Игровые упражнения по дифференциации единственного и мно­жественного числа существительных именительного падежа Игра «У меня — у тебя».

Логопед называет существительное в единственном чис­ле и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму мно­жественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, кот — коты. Игра «Научи Незнайку». Игра «Скажи наоборот». Игра «Найди пару».

Игра «Кто пришел — кто ушел».

Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел котенок — ушли котята; пришел теленок — ушли....

Предлагаются также следующие задания:

1) фиксирование внимание ребенка на звуковом оформле­нии окончания (произнесение слов с интонационно вы­деляемым окончанием);

2) называние логопедом только корневой части словофор­мы (дети добавляют необходимое окончание);

3) ответ ребенка на поставленный вопрос только одной сло­воформой.

Наши рекомендации