Созидательная жизнь души в эпоху техники

Маленькие дети очень сильно подражают телесно и душевно всему тому, что происходит в их окружении. Так более или менее заметно вживаются они и во все движения техники. И мы, учителя и родители, не в силах этому помешать. Однако мы можем работать над тем, чтобы дети даже в обращении с техникой учились развивать силы сердца и творческую фантазию.

Калевала, эпос финского народа указывает нам путь к этому: старый герой Вайнемёйнен так тяжело ранен, что ему никак не удается закрыть рану и остановить кровь. Наконец один старый знахарь смог закрыть рану, нанесенную железом. Но силу для этого он нашел лишь после того, как узнал о происхождении железа.

Так и мы можем сказать себе: существа техники могут нанести тяжелый вред душевно-телесной организации ребенка, если они будут длительное время непознанными воздействовать на его внутреннее существо. Но если мы подведем ребенка в соответствующей его возрасту художественно образной манере к происхождению вещей, мы освободим в нем те силы, которые защитят его в детстве и помогут ему в более позднем возрасте работать с техникой таким образом, чтобы она действительно помогала человеку, а не вела к концу света.

И в этом смысле пусть приведенные здесь истории послужат для взрослых импульсом все глубже исследовать наш современный мир и в художественных образах донести о нем детям.

Машина, или Неверный брат Солнца

(для 6-8-летних детей, задумано как рассказ на два вечера).

Первый вечер

Жил-был мужик, он ездил на маленькой телеге, запряженной верным быстроногим конем, Лислем.

Ездил он через леса и поля, от одной деревни к другой. Он возил в эти села для людей красивую одежду, разные инструменты для работы и немного сладостей — полакомиться. Везде его встречали с радостью и ожидали с нетерпением: у кого-то уже порвалась юбка, кому-то нужна пила для распила, а дети охотно бы полакомились парочкой сладких бубликов.

Пока мужик на пути к людям ехал так между деревьями и кустами, смотрел на сияющие цветы, растущие на земле, время никогда не тянулось слишком долго - ни для него, ни для Лисля. Ведь старый могучий дуб со своими узловато сплетенными ветвями рассказывал ему длинные истории о смелом сыне Короля, который ничего не боялся и выстоял битву с темным чудовищем. Зато ясень сиял светло и радостно рассказывал о благородной дочери Короля, которая освободила брата из когтей чудовища. А лесные птицы свистели при этом и выводили свои трели. Цветы, растущие на земле, открывали цветочные чашечки широко-широко для любимых солнечных лучей и звали: «Все приходите на свадебное пиршество! Сын Короля сегодня женится на принцессе и все гости приглашены на свадебный праздник». Бабочки торжествовали и восторгались, объединившись с солнечными лучами. Они спустились от Ангелов с небес. Ручьи лесов проворно спешили туда и провозглашали, радостно зазывая: «Мы быстрые посланники. Мы несем для всех существ на земле радостную весть о Свадьбе сына Короля и принцессы». Только темная сосна серьезно молчала. И мужик знал, что она размышляла об одной глубокой тайне. Робко проезжал он мимо и даже не решался долго ее разглядывать.

Иногда мужик все же тяжело вздыхал: «Меня и мою тележку, наполненную добром, взрослые и дети в далеких деревнях ожидают так долго. Они вынуждены так долго терпеть, потому что мой бедный Лисль еле плетется и нам требуется очень много времени, чтобы добраться из одной деревни в другую. Наверное кто-нибудь уже долго высматривает нашу нагруженную доверху телегу, а мы все не приезжаем».

Тогда мужик смотрел на солнце и говорил: «Мое любимое Солнышко на небесах, ты светишь для всех людей одновременно. Не могу ли и я научиться так быстро ездить, чтобы всех людей одновременно сделать счастливыми, как это делаешь ты?»

Однажды он услышал, что Солнце отвечает ему: «Я сияю на небе и поэтому не могу носить земные инструменты, одежду, шелка и другие вещи. Однако глубоко-глубоко в темной земле уже долгое время сидит мой неверный брат. Когда-то он восстал против ангелов небесных и за свое предательство был закован в темную холодную землю. Если ты его найдешь, он смог бы помочь тебе. Но ты должен уметь защититься от его дикого необузданного нрава: если ты зазеваешься, если не будешь достаточно бодрым и зорким, тогда он пленит тебя, тогда ты будешь вынужден вечно служить ему».

Мужик весело ответил, что будет начеку, и начал повсюду искать Неверного брата Солнца.

Долго не мог он его найти. Наконец-то, в один прекрасный день, проезжая через большую пустынную рощу, он увидел, как какие-то люди вырыли в земле большую яму и как оттуда что-то вырывается — черно-зеленое, блестящее и неприятно, очень неприятно пахнущее.

Торопясь он спросил у людей, что это там у них. Его оттащили в сторону и, с беспокойством глядя в отверстие в земле, прошептали: «Здесь выходит на свободу Неверный брат Солнца. Берегись его».

Как же обрадовался мужик, услышав такие слова — наконец-то нашел он то, что так долго искал. Он поспешил к кузнецу и попросил смастерить крепкий железный ящик и прикрепить его к телеге. Через дырочку он налил в ящик немного брата-изменника Солнца, но тот вертелся в своей новой тюрьме и хотел разбить ее вдребезги. Он говорил железу: «Почему ты так крепко держишь меня? Я убежал из ужасных глубин земли. И теперь, наконец-то, хочу свободно взлететь на небо». Железо отвечало ему: «Кузнец наделил мою темную силу огнем. Поэтому я должно очень крепко держать все, что попадается мне».

Мужик поднес к отверстию в ящике огонь, и как только Неверный брат Солнца увидел его, он тут же превратился в ужасное чудовище — из ящика вдруг посыпались огненные молнии, и ужасный гром заставил землю задрожать. И пока прилежный Лисль оставался стоять в стороне, телега тронулась с места и поехала. Она двигалась все быстрей и быстрей, распространяя вокруг себя гром и молнии, так что все люди в городах и деревнях разбегались и прятались в погребах. Никто больше не отваживался купить что-нибудь у мужика.

В этом затруднительном положении мужик вновь направил свою телегу к кузнецу и попросил его приковать к отверстию в железной коробке длинную трубку. Но трубка эта не была пустой, кузнец сделал нечто хитрое — внутри трубки он выковал множество согнутых и переплетенных ходов так, что из своей темницы ни одна молния не могла найти путь на свободу. И даже гром должен был сдерживать свою силу — уличные дети прислоняли ухо к трубке, и только тогда они слышали гром, как будто издалека говорящий: «пуфф, пуфф, пуфф!» И тогда дети кричали: «Гром стал милым!»

Так мчался мужик через все города и села, на улицу, с улицы, все быстрее и быстрее, и везде раздавал людям добро, которое возил с собой. Люди кричали: «Он делает это почти как солнышко. Везде он успевает в одночасье. Только был здесь, как приезжает вновь». Постепенно у всех людей было уже достаточно молотков и пил, чтобы столярничать, и плугов, чтобы пахать землю. Одежные шкафы были полны новых платьев, а так много сладостей и вкусных пирогов ни взрослые, ни дети не могли больше съесть.

Однако, произошло нехорошее чудо. Чем больше люди ели, тем более голодными становились. Ничего больше не могло их удовлетворить. Мужик же кричал им: «Ешьте больше, ешьте еще больше! Не успеете вы оглянуться, как я привезу вам лучшие вещи». И люди ели все больше и больше. Только они уже никогда не насыщались. Даже если живот был так наполнен, что норовил треснуть, они никогда не были сыты. Матери выбрасывали красивые платья, потому что они им надоедали. Отцы, хоть и не могли удержать в руках больше одной пилы, брали у мужика каждый раз новую. Так матери, отцы и дети становились все более недовольными, хотя и не знали, чего же им не хватает. Все громче кричал мужик: «Ешьте же больше, ешьте больше! Я привезу детям еще лучшие, совсем новые игрушки». Но уже ничего не помогало.

Как же чувствовал себя мужик? Радовался ли он, что мог теперь так быстро носиться через леса и поля, с улицы на улицу, с места на место? Ах, нет, ему стало очень одиноко. У него больше не было времени поболтать на улице с детьми, ведь нужно было все время торопиться. И проезжая через большой лес, в котором раньше деревья, цветы и ручей рассказывали ему сказки, давали послушному Лислю сочную траву, где он мог встретить лучи любимого Солнца, что приглашали бабочек к разноцветным цветам, — он с грустью замечал, что все его старые друзья теперь молчали, деревья казались немыми и все вокруг — мертвым, будто превратившимся в камень. Мужику было так грустно, что все больше и больше хотелось плакать — но остановиться он не мог.

Он должен был нестись дальше через леса и поля, села и города и должен был привозить все больше и больше вещей милым матерям, отцам и детям. Люди задыхались в своих домах от всего этого добра, так как его было слишком много. От сладостей, красивых платьев, новых игрушек людям стало тесно в их домах, они непрерывно должны были выбрасывать вещи в мусор.

Так все люди стали грустными. Но мужик не мог остановиться. Он должен был нестись все дальше, привозить новое и новое — без отдыха и сна.

Второй вечер

Вчера мы говорили об одном мужике, который сам, как Солнце, хотел приходить ко всем людям одновременно. Вы еще помните: он нашел Неверного брата Солнца и запер его в своей телеге. Тот вез мужика через села и города, через одинокие местности — все быстрей и быстрей. Он уже больше не мог остановиться. Проезжая по улицам, он бросал людям свои хорошие товары и уже не заботился о том, что у людей всего было предостаточно, так что даже не хватало воздуха из-за всего этого добра.

Неожиданно мужик заметил, что колеса его телеги больше не касаются земли. Телега оторвалась и летела по воздуху — все быстрей и быстрей. Теперь уже совсем не было возможности остановиться. Воздух свистел, и телега неслась с диким ревом между тучами.

Мужик испугался и попробовал вновь опуститься на землю. Но только он приближался к земле, как Чудище принималось реветь в своей коробке, распространять молнии и громы, и телега с мужиком вновь взмывала к небу. Мужик еще больше испугался. Он хотел выпрыгнуть из телеги на землю, но не мог освободиться от Неверного брата Солнца, так как оказался крепко, с руками и ногами, приросшим к своей телеге. Он плакал и звал людей на помощь, но люди не знали, как помочь ему.

В маленьком городке с узкими улочками и низкими домишками собрались Бургомистр и уважаемые люди этого места, сильные молодые парни и дети. Они держали совет, как можно освободить мужика от неверного брата Солнца, чтобы он к ним вернулся и мог ходить по земле своими ногами. Тогда все самые сильные мужики собрались вместе и сплели из конопли крепкий канат с большой петлей. Кивнули мужику и подали ему знак, чтобы тот подлетел к самой земле. Когда телега приблизилась, они накинули на нее петлю и крепко-крепко держали.

Ну и как вы думаете, поймали они телегу? Да, она остановилась в своем быстром полете, и жители города уже торжествовали. Но тут чудовище в железной клетке громко фыркнуло — вылетели молнии и прогремел насмешливый гром. Телега так стремительно рванула ввысь, что все мужики перекувыркнулись и вынуждены были бросить канат, иначе телега подняла бы их следом за собой в воздух.

Тогда горожане собрались вновь и стали советоваться, как же все-таки освободить мужика из этой телеги. Один старик молвил: «В одиноких горных лесах, куда человек никогда не доходит, хозяйничают большие, чудовищно сильные великаны. Давайте попросим их о помощи».

В горы отправились двое отважных юношей. Они карабкались по дикой каменистой местности, которая образовалась из-за частых горных обвалов. На равнинах они пробирались через опасные бездонные болота. Наконец, они добрались до неуклюжих великанов и стали просить их поймать телегу, летающую высоко в облаках. Великаны пошевелили своими мощными руками и ногами и проделали глубокую пещеру в одной из гор. Когда пещера была готова, они махнули мужику, чтобы тот залетел со своей телегой в эту пещеру. Мужик направил туда свою телегу.

Как только он оказался у входа в пещеру, чудовище в железном ящике страшно завыло. Насмешливо выпустил Неверный брат Солнца молнии и гром, и, круто повернув, телега вновь взлетела ввысь к облакам.

Еще и еще раз подводил мужик телегу к пещере, пока ему все-таки не удалось влететь вовнутрь.

Тут уж люди подумали, что телегу удалось поймать, и громко торжествовали. Также и великаны подали свой низкий голос. Но чудовищу в ящике было не до шуток: оно скреблось, гудело, сверкало молниями, гремело, пока в скале не образовалась огромная трещина и телега, прорываясь сквозь гору, не вышла на волю с другой стороны. А после этого взмыла к небу.

Вновь собрались граждане города на совет. Одна старая женщина молвила: «Неуклюжие великаны не справились с этим. Давайте пойдем к хитрым карликам. Они прячутся в камнях и корнях деревьев и знают более искусные средства, чем великаны».

Итак, несколько горожан отправились к гномам. Долго блуждали они в густых лесах и каменных ущельях, но не могли найти гномов. Пока, наконец, не заметили, что гномы из своих тайных убежищ уже давно за ними подглядывают и тихо посмеиваются над людьми, оттого что те были столь слепы.

Граждане города обратились к гномам со своей просьбой, а те ответили, что им нужно между собой посовещаться.

Долго советовались карлики друг с другом, а потом принялись за таинственную работу: они начали плести чудесную, тонкую-претонкую сеть. Для этого они достали тончайшей паутины, воткали в нее неслышные шаги кошки, ускользающий блеск глазок мышки, смотрящей из своей норки, и всепронизывающий взгляд совы, что черной ночью ищет себе жертву. Эта тонкая сеть была столь мала, что ее нельзя было даже заметить. Но гномы стали растягивать ее все шире и шире, так что сеть в конце концов стала просто огромной, и натянули ее между двух гор.

Махнули горожане мужику и дали знак пролететь между этих двух гор. Он направил туда свою телегу и оказался перед огромной сетью. Тогда рванул Неверный брат Солнца телегу круто ввысь к облакам, метнул яркие молнии из железного ящика и громыхнул, насмешливо смеясь.

Еще раз повернул мужик свою телегу вниз, и ему удалось со всего маху ворваться прямо в натянутую сеть. Так он поймал себя. Тонкие нити сети полностью облегли телегу и крепко держали ее подобно толстым и крепким железным штангам. Чудовище в своем ящике сверкало, громыхало и бушевало, но тонкие нити не ослаблялись.

Громко ликовали люди и хихикали карлики, поблескивая своими хитрыми глазками. Все радовались. Но вдруг неожиданно чудовище метнуло огненную струю из железного ящика, так что все нити были мгновенно уничтожены, и с ужасным хохотом рвануло телегу с места.

Загрустили люди и больше не знали, к кому обратиться за советом. Отправили они посланца к одной собирательнице трав, которая одиноко жила в лесу, и спросили, не посоветует ли она им что-либо. Та ответила: «Неверный брат Солнца будет присмирен, когда мужик найдет такое место на земле, где Солнце само в темную почву спускается». Эту весть люди записали на земле большими буквами, чтобы мужик сверху мог прочитать ее. И с тех пор искал мужик такое место, где Солнце само спускается в землю.

Очень-очень долго блуждал по свету мужик, но все напрасно. Наконец-то увидел он в густом лесу маленькую хижину, перед которой мирно расположился небольшой садик. Он увидел девушку, которая сеяла в черную землю сада золотые зерна. Тут-то и спустилось Солнце с неба и, огненно светясь, окунулось в землю. И в темной земле каждое зернышко сияло, как светящееся золото.

Никогда еще мужик не видел ничего подобного. И вдруг заметил он, как Неверный брат Солнца присмирел в своем ящике. Как будто сама собой спустилась телега кругами на землю и приземлилась прямо у домика девушки. Мужику неожиданно удалось выбраться из своей телеги. Он пошел в сад к девушке и с этой минуты стал помогать ей заботиться о растущих колосьях. Днем пропалывал он землю, а ночью сторожил колосья, чтобы звери лесные не съели их.

Когда он сидел так ночами, верно охраняя созревающие колосья, к нему сквозь туманное покрывало сырой земной почвы часто проникало лунное сияние и проливалось прямо в сад. И мужик замечал, как лунный ангел принимает и сплетает с белым туманом в необыкновенно красивую ткань лучи лунного света. А в эту ткань помещает сверкающие небесные звезды. Это полотно было столь красиво, что мужику казалось, что он в жизни еще никогда ничего столь чудесного и отрадного не встречал. Однажды ночью лунный ангел передал ткань мужику и дал ему знак разделить ее между людьми.

Днем же сидел мужик у края своего маленького поля и записывал в большую книгу все чудесные сказки, которые ему рассказывали существа деревьев и тайные источники еще тогда, когда он с послушным Лислем путешествовал через леса и поля, и когда существа цветов так любили старого Лисля, что давали ему съесть на обед свои самые лучшие листья. Получилась очень толстая книга, полная чудесных сказок.

Когда же колосья созрели, мужик и девушка срезали их и вылущили из них золотые зерна. Перемололи зерна в белую муку и испекли маленький хлеб. У них было немного зерна, поэтому и хлеб получился очень маленький. Ласково сказала девушка мужику: «Возьми хлеб, звездное полотно и книгу и раздели свои дары между всеми, кто испытывает голод».

Мужик взял маленький хлеб, звездный лен и книжку со сказками и сел в свою телегу. Брат солнца учтиво отозвался в своем ящике: «пуфф, пуфф, пуфф…» и повез мужика по всем селам и городам к людям, которые ожидали его. Посмотрите-ка! Каким бы маленьким не был хлеб, его хватало для всех. Ни одному человеку, который отведал маленького мужичьего хлеба, не нужно было больше голодать. Мужик разделил между людьми также звездное полотно, чтобы они могли ходить в небесной одежде друг к другу в гости. Чем больше мужик отрезал от полотна, тем больше еще у него оставалось.

А вечером, когда взрослые отдыхали от работы, а дети уже достаточно наигрались, тогда шел мужик к бедным людям, и все соседи собирались вокруг. Он читал им те чудесные сказки, которые записал в свою большую книгу.

А как же чувствовал себя Неверный брат Солнца в своем железном ящике? Он уже не был больше неверным. Он служил мужику, верно его всегда ждал, пока тот гостил у людей. Когда же мужик умер и ангел забрал его душу на небо, то сказал ангел Верному брату Солнца: «Бог смотрит на тебя. Служи еще некоторое время на земле до тех пор, пока больше не понадобишься людям. А потом тебе будет разрешено вновь подняться на небо».

Наши рекомендации