Психология личности учителя физической
КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА»
Вопросы для рассмотрения:
1. Способности, необходимые учителю ФК.
2. Авторитет учителя ФК и тренера.Психологические факторы, влияющие на его формирование.
3. Психологические аспекты тренерской деятельности.
4. Стили руководства тренера.
Основные понятия:деятельность учителя ФК,функции учителя ФК,способности учителя ФК, стиль деятельности учителя ФК, авторитет учителя ФК, личность тренера.
Задания:
1.Рассмотрение структуры личности по К. Платонову.
2. Анализ схемы «Способности, необходимые учителю ФК».
3. Письменное задание. Закончите незаконченные предложения: «Хороший учитель физкультуры – это…», «Плохой учитель физкультуры – это…», «Успешный тренер – это…», «Неуспешный тренер – это…».
4. Составление схемы «Авторитет учителя ФК и тренера».
5. Просмотр и анализ видеороликов по теме семинарского занятия.
6. Характеристика стилей руководства тренера. Приведите примеры на каждый стиль руководства.
7. Работа с карточками.
8. Решение психологических задач.
Задача 1.Приведенные ниже структурные элементы педагогическихспособностей (общих для всех преподавателей) проранжируйте по степени их значимости для деятельности тренера,поставив на первое место
наиболее важный признак.
1. Педагогическое воображение — способность учителя и тренера
предугадывать возможности освоения учениками текущего учебного
материала и предусматривать меры по улучшению обучения.
2. Педагогическая наблюдательность - способность учителя и тренера угадывать тенденции развития своего питомца, т.е. его знаний, спортивных качеств и свойств личности.
3. Требовательность в отношениях к себе и другим.
4. Педагогический такт - подход, проявляемый во взаимоотношениях между учителями-тренерами и учениками.
5. Распределение внимания - внимание, проявляемое в процессе воспитания к каждому питомцу.
6. Организаторские способности - составная часть педагогических
способностей, которая необходима в процессе учебы и | в проведении | ||||
спортивных | мероприятий, в | особенности | во | время | соревнований, |
являющихся составной частью учебного процесса. |
Задача 2.В чем состояла ошибка тренера?
«Вначале Жармухамедов на тренировочных играх пробовал спорить с судьями. Чем меньше был авторитет у судьи,тем больше Жармухамедов с ним спорил, не соглашаясь с тем или иным решением. Затем в этих спорах у него начала проскальзывать грубость.Потом он начал пререкаться и с тренером. Пришлось поговорить с игроком в спокойной обстановке один на один. Я доказал ему, что он не прав. Жармухамедов согласился. Ведь парень он в общем спокойный, умный, трудолюбивый. Но других мер, кроме личной беседы, я, однако, не применил.
И вот произошло первое серьезное нарушение. Во время матча в Москве
с киевским "Строителем" Жармухамедов получил пятое персональное замечание , и покидая поле, грубо оскорбил арбитра.Это был беспрецедентный случай».
Задача 3.О каких недостатках в работе тренера идет речь?
«Что же касается рассуждений о таланте,то они мне кажутся надуманными, больше того, вредными. Они дают повод некоторым нашим, с позволения сказать, специалистам от года к году оправдывать свое ничегонеделание. Под рукой у данного тренера тридцать-сорок мальчишек, он занимается с ними "на авось", не проявляет ни фантазии, ни выдумки, а когда у него спрашивают:"Что же такое, Иван Иванович, почему нет никакой отдачи?" Он начинает оправдываться: "Да вот, мол, не находится ни одного таланта"».
Задача 4.О какой важнейшей черте характера тренера говорится вэтом отрывке?
«Ничего не поделаешь. Ребенок подарил тебе свою любовь и свою веру. Он знает, что ты взрослый, сильный, что можешь и его научить быть сильным, быть красивым. И ты всегда обязан быть достойным этой веры и любви. То, что кажется для тебя несущественной деталью твоего поведения, в его глазах окажется порой драмой потери веры».
Литература:
1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов.
– М.: Академия», 2000. – 288 с.
2. Ильин, Е.П. Психология спорта: учебник / Е.П.Ильин. – СПб.:
Питер, 2009. - 352 с.
3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник / Е.П.Ильин. - изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
4. Кухтова, Н.В. Психология физической культуры и спорта: Схемы
и таблицы / Н.В. Кухтова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.
Машерова», 2007. – 88 с.
5. Родионов, А.В. – Психология Психология физического
воспитания и спорта:Учебник для вузов/ А.В. Родионов. - М.:
Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 570с.