Психология личности учителя физической

КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА»

Вопросы для рассмотрения:

1. Способности, необходимые учителю ФК.

2. Авторитет учителя ФК и тренера.Психологические факторы, влияющие на его формирование.

3. Психологические аспекты тренерской деятельности.

4. Стили руководства тренера.

Основные понятия:деятельность учителя ФК,функции учителя ФК,способности учителя ФК, стиль деятельности учителя ФК, авторитет учителя ФК, личность тренера.

Задания:

1.Рассмотрение структуры личности по К. Платонову.

2. Анализ схемы «Способности, необходимые учителю ФК».

3. Письменное задание. Закончите незаконченные предложения: «Хороший учитель физкультуры – это…», «Плохой учитель физкультуры – это…», «Успешный тренер – это…», «Неуспешный тренер – это…».

4. Составление схемы «Авторитет учителя ФК и тренера».

5. Просмотр и анализ видеороликов по теме семинарского занятия.

6. Характеристика стилей руководства тренера. Приведите примеры на каждый стиль руководства.

7. Работа с карточками.

8. Решение психологических задач.

Задача 1.Приведенные ниже структурные элементы педагогическихспособностей (общих для всех преподавателей) проранжируйте по степени их значимости для деятельности тренера,поставив на первое место

наиболее важный признак.

1. Педагогическое воображение — способность учителя и тренера

предугадывать возможности освоения учениками текущего учебного

материала и предусматривать меры по улучшению обучения.

2. Педагогическая наблюдательность - способность учителя и тренера угадывать тенденции развития своего питомца, т.е. его знаний, спортивных качеств и свойств личности.

3. Требовательность в отношениях к себе и другим.

4. Педагогический такт - подход, проявляемый во взаимоотношениях между учителями-тренерами и учениками.

5. Распределение внимания - внимание, проявляемое в процессе воспитания к каждому питомцу.

6. Организаторские способности - составная часть педагогических

способностей, которая необходима в процессе учебы и в проведении
спортивных мероприятий, в особенности во время соревнований,
являющихся составной частью учебного процесса.      

Задача 2.В чем состояла ошибка тренера?

«Вначале Жармухамедов на тренировочных играх пробовал спорить с судьями. Чем меньше был авторитет у судьи,тем больше Жармухамедов с ним спорил, не соглашаясь с тем или иным решением. Затем в этих спорах у него начала проскальзывать грубость.Потом он начал пререкаться и с тренером. Пришлось поговорить с игроком в спокойной обстановке один на один. Я доказал ему, что он не прав. Жармухамедов согласился. Ведь парень он в общем спокойный, умный, трудолюбивый. Но других мер, кроме личной беседы, я, однако, не применил.

И вот произошло первое серьезное нарушение. Во время матча в Москве

с киевским "Строителем" Жармухамедов получил пятое персональное замечание , и покидая поле, грубо оскорбил арбитра.Это был беспрецедентный случай».

Задача 3.О каких недостатках в работе тренера идет речь?

«Что же касается рассуждений о таланте,то они мне кажутся надуманными, больше того, вредными. Они дают повод некоторым нашим, с позволения сказать, специалистам от года к году оправдывать свое ничегонеделание. Под рукой у данного тренера тридцать-сорок мальчишек, он занимается с ними "на авось", не проявляет ни фантазии, ни выдумки, а когда у него спрашивают:"Что же такое, Иван Иванович, почему нет никакой отдачи?" Он начинает оправдываться: "Да вот, мол, не находится ни одного таланта"».

Задача 4.О какой важнейшей черте характера тренера говорится вэтом отрывке?

«Ничего не поделаешь. Ребенок подарил тебе свою любовь и свою веру. Он знает, что ты взрослый, сильный, что можешь и его научить быть сильным, быть красивым. И ты всегда обязан быть достойным этой веры и любви. То, что кажется для тебя несущественной деталью твоего поведения, в его глазах окажется порой драмой потери веры».

Литература:

1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов.

– М.: Академия», 2000. – 288 с.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта: учебник / Е.П.Ильин. – СПб.:

Питер, 2009. - 352 с.

3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник / Е.П.Ильин. - изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.

4. Кухтова, Н.В. Психология физической культуры и спорта: Схемы

и таблицы / Н.В. Кухтова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.

Машерова», 2007. – 88 с.

5. Родионов, А.В. – Психология Психология физического

воспитания и спорта:Учебник для вузов/ А.В. Родионов. - М.:

Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 570с.

Наши рекомендации