Деятельность вожатого в дол
План
1.Подготовка вожатого к работе в ДОЛ (что взять с собой в ДОЛ).
2.Планирование жизнедеятельности в ДОЛ.
3.Организация режимных моментов.
Литература:
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78.
2.Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12.Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
3.Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис-9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
4.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1/Под ред. Н.П.Кузина. М.: Педагогика, 1980. С.259-260.
Подготовка вожатого к работе в ДОЛ
(что взять с собой в ДОЛ).
Что взять с собой в детский оздоровительный лагерь:
1.Вожатсккую форму: парадную и рабочую, спортивную и туристскую, пляжный комплект и одежду для участия в трудовых делах. Особое внимание уделите обуви. Вам предстоит очень много ходить, поэтому обувь должна быть практичная, прочная и удобная.
2.Небольшой блокнот, удобный для постоянного пользования, ручки, карандаши, кисточки, клей, цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры, скотч.
3.Фонарик, часы, компас, рулетку, свисток, секундомер, складной нож, ножницы, комплект запасных батареек, свечей. Нитки, иголки, пуговицы, кнопки, скрепки, шнурки, спички.
4.Журналы, сборники кроссвордов, комиксов, дневник вожатого, детские книжки.
В приложение к этому:
-10 самых интересных рассказов, которые можно рассказать сходу;
-10 биографий людей, необычных, интересных, ярких;
-10 весёлых анекдотов;
-26 игр (по игре на каждый день);
-10 заготовок досуговых дел;
-10 новых песен для костра;
-10 интересных тем, статей для обсуждения.
Из выше перечисленного многое выдаётся в лагере, но помните, что вы несёте за это материальную ответственность.
Планирование жизнедеятельности в ДОЛ.
Каждая смена в лагере условно подразделяется на три периода:
-организационный, который длится, как правило, 3-4 дня;
-основной;
-заключительный (также 3-4 дня).
Организационный период
Главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребятам безболезненно и быстро войти в новую для них жизнь, поближе узнать друг друга, организовать их быт и режим, помочь адаптироваться к обстановке в лагере.
День первый, самый сложный даже для опытного вожатого. Поэтому вожатый обязательно должен побывать в лагере за несколько дней до начала смены. В первую очередь, изучите территорию лагеря, расположение различных зданий и сооружений, обсудите с администрацией вопросы, связанные с особенностями режима детского учреждения, организацией питания детей, работой кружков, секций, клуба и др.
Тщательно проверьте готовность к прибытию детей всех жилых, рекреационных и санитарно-бытовых помещений отряда, наличие и исправность имеющихся в них мебели, различного оборудования и бытового инвентаря. Обязательно составьте схему размещения спальных мест. Установите, чего не достаёт для полной оснащённости закрепляемых за вами помещений. Определите то, что требует ремонта или замены и сообщите об этом администрации с тем, чтобы эти вопросы были решены заранее, а не в день заезда детей, когда и так приходится решать много различных проблем.
Хорошо бы заранее подготовить и развесить необходимые указатели. Их лучше всего выполнить в виде радующих глаз весёлых табличек. Конкретную форму вам подскажет фантазия, но ключевое слово в этом сочетании «веселье». Продумайте процедуры размещения ребят по комнатам, получение постельного белья и т.д.
Регистрация детей
За день до приезда детей вы должны получить у начальника лагеря или его заместителя списки детей, составили примерный список ребят за схемой:
Ф.И.О. ребёнка | Число, месяц, год рождения | Домашний адрес, телефон | Ф.И.О. родителей | Место работы и служебные телефоны родителей | Увлечения ребёнка | Особые отметки |
В день регистрации вы встречаетесь с родителями и знакомитесь с детьми. Во время регистрации у вас на груди в обязательном порядке присутствует визитная карточка, где указаны ваше имя, фамилия и номер отряда.
Кроме того, у вас на руках имеется три конверта:
№1 – путёвка;
№2 – медицинская справка ребёнка;
№3- деньги (если необходимо).
При встречи с родителями вы знакомитесь. Получаете от них путёвку и медицинскую карту ребёнка. Проверяете правильность их оформления. Сообщаете номер отряда. И по мере возможности заполняете свою таблицу. Особое внимание при этом уделяете следующим моментам: нет ли у ребёнка аллергиина какие-либо продукты или лекарства, растения, животных, как он переносит поездку в автобусе. Если это дети младших отрядов, то тактично уточните, нужно ли их ночью поднимать в туалет, переживают ли они какие-либо особые тревоги и страхи и т.д. Если необходимо собрать деньги, то подготовьте платёжную ведомость и все укладывайте в третий конверт.
После того как завершена регистрация, внимательно сосчитайте, сколько девочек и мальчиков в отряде и уже сейчас составьте схему расселения ребят по спальным местам.
Обязательно оставьте резервные места. Продумайте, куда можно поставить дополнительную кровать, если такая необходимость внезапно возникнет.
Когда весь отряд почти в сборе – вы поздравляете ребят, объясняете им порядок посадки, правила проезда в автобусе, называете его номер. Разбиваете их на пары и организовано проводите посадку.
В автобусе
В самые первые минуты, когда дети сели в автобус, а родители остались на площади, многих детей может охватить грусть расставания, появится внутренняя тревога.
Поэтому лучше всего с первых же минут отвлечь детей от грустных мыслей. Начать можно с прощания с родителями: предложить ребятам проскандировать хором:
«Папы, мамы до свиданья,
Улыбнитесь на прощанье!»
«Мамы, папы не скучайте,
Через месяц нас встречайте!»
Предложите всем посмотреть в окошки и дружно сказать «сыр» - чтобы родители видели ваши улыбки и т.д.
Автобусы тронулись, и началась дорога в лагерь. Чтобы ребята не скучали, подготовьте для этого этапа несколько заводных игр и кричалок:
«Полотенце взяли? – взяли!
Мыло взяли? – взяли!
Юмор взяли? – взяли!
Хорошее настроение взяли?...
Жареного слона взяли?...
Космический корабль?... и т.д.
Список лучше подготовить заранее.
С первых минут желательно организовать знакомство с детьми или предложить ребятам спеть знакомую песню. После весёлых песен, предложить им спеть «кольцовку» песен:
Левый ряд начинает петь какую-нибудь песню:
Дружба крепкая не сломается,
Не развеется от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Правый ряд продолжает тему дружбы.
Любят дети игры-песни. Например, игра-песня «Если нравится тебе»:
Если нравится тебе
То делай так…(два щелчка)
Если нравится тебе
То делай так…(повторение движений)
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так (повторение движений).
Далее все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения изменяются: два хлопка в ладоши, затем два хлопка по коленям, потом два притопа ногами. После этого дети поют:
Если нравится тебе
То делай всё
(два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям и т.д.)
Если нравится тебе
То делай все… (все движения снова повторяются)
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе
То делай все…(все движения повторяются вновь).
Перед самым приездом на пике хорошего настроения у детей инициируйте общее ликование по поводу прибытия. Поблагодарите хором водителя вашего автобуса.
На первом сборе вожатый вместе с ребятами определяет законы жизни отряда. Их не должно быть много. Главное – они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь.
Законы жизни отряда.
1.Закон правды: запомни правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.
2.Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.
3.Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви заботу к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4.Закон любви: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся её.
5.Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.
6.Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
7.Закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство других.
8.Закон старости: помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
9.Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
10.Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о силе своего духа, долге, благородстве, достоинстве.
Отрядный уголок
Оформление отрядного уголка венчает процесс знакомства. В нём должно быть отражено:
-название отряда;
-эмблема;
-девиз;
-отрядная песня;
-список отряда с поручениями;
-план работы отряда в форме «плана-сетки».
Лучше, если он будет иметь название: «День за днём», «Это в наших руках», «Наши планы» и т.д. В нём обязательно должны присутствовать рубрики:
-«Решение сбора отряда»;
-«Им отряд говорит спасибо!»;
-«С Днём рождения!».
С первого дня отряд начинает готовиться к открытию лагерной смены. Сообща продумываются и утверждаются атрибуты отряда.
Решив самые первые, неотложные проблемы, необходимо приступить к планированию отрядной жизни, скомплектовать звенья, оборудовать отрядное место, провести выборы актива, а также, как можно быстрее, познакомить ребят друг с другом. Для чего рекомендуется:
-провести игры на знакомство, отрядные дела, ориентированные на взаимодействие детей в минигруппах и т.д.
-добиться создания у детей ощущения комфорта, уюта;
-привить ребятам навыки выполнения распорядка дня, соблюдения необходимых санитарных норм и режимных требований;
-выработать правила жизни отряда;
-сформировать у детей представление о том, какими возможностями располагает ваш лагерь, для их личностного и физического развития и отдыха;
-разработать план жизни отряда и подготовить предложения для включения в план общелагерных дел;
-дать полную информацию о расположении наиболее важных административных и хозяйственных подразделений, помимо тех, что уже удалось осмотреть уже в первый день смены, о правилах поведения, пользования тем или иным инвентарём.
Отрядные дела в организационный период могут быть самыми разнообразными по форме, но по своему содержанию должны включать в себя:
1.Оборудование отрядного места.
2.Сбор отряда по определению и утверждению правил жизни и разработки комплекса атрибутов отряда.
3.Разработку плана деятельности отряда.
4.Формирование структуры отряда, выборы органа самоуправления.
5.Оформление отрядного уголка.
6.Игры на знакомство.
7.Вечер знакомств.
8.Подготовка отряда к празднику открытия смены.
П. Основной период
Чем слаженно и эффективно пройдёт организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение всей последующей смены.
Временной интервал, начиная с 4-5 по 20-21 дни, типовой по продолжительности смены, получил общепринятое название основной период.Основной период – это сплошной калейдоскоп всевозможных мероприятий, игр, состязаний, конкурсов, трудовых и творческих дел, походов, вечерних костров и много, много другого.
При планировании и организации дел основного периода вожатому предстоит решить следующий комплекс задач:
-обеспечить многообразие видов деятельности и сфер общения детей;
-учитывать при подготовке и проведении различных отрядных и общелагерных дел эмоциональное состояние детей, их половые и личностные особенности;
-ориентировать каждое досуговое дело на развитие духовных и нравственных ценностей, утверждение здорового образа жизни, позитивного настроения участников;
-содействовать развитию творчества и самодеятельности детей;
-обучать детей навыкам совместной работы через использование методики коллективного взаимодействия;
-корректировать межличностные и групповые отношения и взаимодействия;
-осуществлять активное оздоровление детей с максимальным использованием природно-климатических факторов и материально-технических возможностей лагеря;
-содействовать изменению социального статуса детей в отряде и качества межличностных отношений через организацию работы органов самоуправления;
-формировать и укреплять традиции отряда и лагеря.
Возьмите для себя за правило при работе с детьми:
*стимулировать индивидуальное творчество;
*создавайте атмосферу коллективизма;
*не разрушайте ощущение соучастия (поддерживайте авторство идей и ощущение важности роли каждого в общем деле – пусть все дети уедут домой с чувством собственной состоятельности и уверенности в себе).
Базой основного периода в отряде являются коллективные творческие дела (КТД).
Этапы разработки и выполнения КТД можно представить следующим образом:
1.Предварительное проектирование («ядро»+актив).
2.Обсуждение проекта и планирование деятельности («ядро»).
3.Распределение ответственности, подготовка и проведение КТД («ядро»+ весь отряд).
4.Совместное подведение итогов дела и ближайшее последействие (весь отряд).
5.Моделирование нового КТД («ядро» может быть другим или обновлённым).
Под коллективным творческим делом может пониматься и сбор лекарственных трав, и различные работы на территории лагеря, и проведение соревнований по ловле рыбы, организация фестиваля сказочных героев и др. Словом, любое дело, которое отряд считает целесообразным, интересным, необходимым.