Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками
С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить подготовительные беседы (как минимум – две беседы).
Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения на безвозмездной основе.
На приходе могут быть организованы несколько форм проведения таких подготовительных бесед перед крещением детей:
– две беседы о смысле, значении и символизме чина Таинства Крещения, о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Присутствующим можно предложить для ознакомления памятки о Таинстве Крещения, катехизические фильмы о церковной жизни, предоставить список рекомендованной литературы о принципах религиозного воспитания детей и адреса интернет-сайтов, содержащих катехизические материалы и основы православной педагогики;
– курс тематических бесед;
– после проведения с родителями ребенка и восприемниками обязательных двух бесед им предлагают свободное посещение тематических бесед, посвященных осмыслению основ православной веры, ознакомлению с учением Церкви о семье, обсуждению принципов воспитания и воцерковления детей.
При проведении бесед необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры, раскрыть богословское значение Таинства Крещения, а также помогать участникам бесед преодолевать суеверное и магическое восприятие Таинства Крещения. Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок» и т.д.). Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения (крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел Хранитель, чтобы был как все русские и т.д.).
Во время бесед следует раскрыть значение термина «воспитание» в православной традиции как стремление родителей напитать личность ребенка, помогая ему обрести ощущение реальности присутствия Бога в жизни людей.
Обращаясь к восприемникам, следует напомнить, что они являются поручителями пред Богом о последующем воспитании ребенка в православной традиции, должны быть учителями, обладающими необходимыми знаниями о вере и опытом полноценной церковной жизни, призваны быть помощниками родителей, способными жертвовать своим временем, вниманием, книгами в процессе воспитания ребенка.
Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии. Следует напоминать им о недопустимости участия в Таинстве Крещения лиц без нательного креста, с языческими амулетами.
Родителям и восприемникам детей старше 6 месяцев необходимо говорить о полезности неоднократного посещения храма вместе с ребенком, что поможет преодолеть страх ребенка перед незнакомым местом и людьми. Знакомя ребенка с Церковью, важно учить его правильно именовать священнослужителей и святыни.
Во время бесед особо нужно указывать на необходимость регулярного причащения ребенка после Крещения: «В ходе бесед люди должны слышать не только разъяснение Символа веры и Таинства Крещения, но и слова о важности исповеди, Причащения, о жизни в приходе, о том, как можно в ней участвовать. О том, что приход – это община, и, крестясь, они входят в эту общину и вводят в нее своего младенца».
Восприемникам следует напомнить о необходимости приходить с ребенком в храм для молитвы (т.е. и во внебогослужебное время). Регулярное посещение храма позволяет ребенку прочувствовать его Домом Божьим и вместе с тем родным домом, где ребенка ждет Господь и Его милость.
Родители и восприемники призваны учить ребенка основам православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить его правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение.
Во время беседы с родителями и восприемниками младенца необходимо напоминать им о необходимости приобретения для ребенка иконы его Небесного покровителя, а также православной литературы:
– Детского молитвослова;
– Детской Библии;
– Закона Божиего;
– Жития святых для детей
Пришедшим на беседу родителям и восприемникам необходимо рассказывать о деятельности приходской вос- кресной школы для детей.