Что неожиданного и важного показала предшествующая практика реализации программы?
Основные подходы, методики и инструменты программы имеют многолетнюю апробацию в отечественных и зарубежных дошкольных организациях.
В авторский состав программы «Вдохновение» входят не только ученые, но и опытные практики, имеющие многолетний опыт работы по инновационным авторским программам. Их опыт также представлен в программе в полном объеме. Их подходы и методические пособия изданы, и ими пользуются воспитатели по всей стране. В качестве примеров можно привести пособия по музыкальному воспитанию заслуженного учителя Российской Федерации Т.А. Рокитянской, А.И. Бурениной и Т.Э. Тютюнниковой, работающих по методу Карла Орфа, пособия по ведению педагогических наблюдений и индивидуализации Л.В. Свирской и др.
Вся предшествующая практика использования данных материалов показала их высокую результативность и востребованность у профессиональных педагогов. По этим материалам работали в различных детских садах вне зависимости от того, какие комплексные программы ими реализовывались.
Методология программы «Вдохновение» дает научное обоснование работе многих творческих педагогов, объединяя и собирая их наработки в целостную программу.
Программа «Вдохновение» — это программа, которую ждут практики, уставшие от «двойного» стандарта (расхождения в реальном педагогическом процессе и декларируемых показателях), от формальных планов, жестко регламентирующих педагогический инструментарий без учета индивидуальных возможностей детей.
Реализация педагогами программы «Вдохновение» будет способствовать их профессиональному росту и личностному развитию, повышению общей и психологической культуры, а также честности, открытости и ответственности в работе с детьми.
Гуманность, человечность, уважение и доверие к воспитателям, родителям, а главное — к ребенку, понимание насущных его потребностей и разных возможностей, предоставление права на инициативу, свободу выбора деятельности, активности в своем образовании и развитии — вот основные характеристики этой новой для России комплексной программы.
Анна Иосифовна Буренина,
Владимир Константинович Загвоздкин,
Лидия Васильевна Свирепая,
Ирина Евгеньевна Федосова
Детский сад – Дом радости
Основная образовательная программа дошкольного образования
Автор программы: Н.М. Крылова
Наталья Михайловна Крылова считает, что в годы перестройки именно ее «Детский сад — Дом радости» стал первой авторской комплексной дошкольной программой в России. Впрочем, «Детский сад — Дом радости» предпочитают называть не программой, а научно-методической системой. Собственно «программа» в традиционном понимании входит в эту систему лишь как одна ее часть. Вторая часть — это «технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья — «инноватика»: условия, которые нужно обеспечить для освоения «технологии» воспитателями.
«Технология» реализации программы представлена удивительным по объему трудом, целой библиотекой книг, в которых для воспитателя прописан сценарий каждого рабочего дня на протяжении четырех лет. Это 64 тома сценариев на каждый день учебного года.
Основы программы заложены содружеством двух людей: ученого-исследователя, «технолога» (как она себя называет) Натальи Михайловны Крыловой и знаменитого петербургского воспитателя Валентины Тарасовны Ивановой.
Волею судьбы Валентина Тарасовна стала воспитателем еще в блокадном Ленинграде. После войны она включилась в работу нескольких коллективов ленинградских ученых; из года в год ее группа становилась экспериментальной площадкой. Все знали, что исследования в группе Валентины Тарасовны состоятся на высоком уровне и пройдут успешно (хотя в других местах они зачастую не удавались). Получалось, что во многом «секретом» успеха новаций оказывались не они сами, а нечто, происходившее в группе.
Так в центре внимания разработчиков встали вопросы о том, как перенести акцент на те «тайны профессии», которые воплощались в работе Валентины Тарасовны Ивановой. Они попытались показать: общие, теоретические выводы науки должны перекликаться с ежедневными картинками жизни педагогов-практиков. Создатели этой программы не только задумались над вопросом внедрения науки в практику, но и захотели понять достижения практики, выявить их закономерности и перевести на всем понятный язык.