Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со- стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак- тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест- венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 33
изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече- ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер- ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.
В широком плане это, например, процесс социального развития че- ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека — ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со- циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи- ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен- тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес- кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали- зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи- вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз- ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо- го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про- цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес- сиональной деятельности очень важно для социального работника.
По своей сущности внешний социально-педагогический про- цесс — это целенаправленная последовательность действий социаль- ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече- ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес- кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.
При рассмотрении содержания социально-педагогического про- цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре- деленной цели. Функциональный определяет особенности профессио-
3 - 5887
34 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по- дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъ- екта и объекта.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса — это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея- тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Содержание и направленность внешнего социально-педагогичес- кого процесса ориентируются на определенный объект социальной работы — людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, соци- ально незащищенных людей и пр., их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения.
Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес- кого процесса.
Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста — как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.
Внешний социально-педагогический процесс также включает оп- ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую- щие (структурный подход):
— 1-й — подготовительный;
— 2-й — непосредственной деятельности (процесс реализации вы- бранной педагогической технологии);
— 3-й — результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при вы- делении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора тех- нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно- результативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен- него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги- ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 35
Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти- рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про- блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор- ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес- ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред- метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по- зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации; в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа- ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе- ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ-
нику;
г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имею- щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе- дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;
б) сформулировать его основные социально-педагогические про- блемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
• показания;
• предостережения, главное назначение которых — «не навреди»;
• советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че- ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле- дующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело- века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка- честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут- реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
3*
36 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа- ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль- но-педагогическими процессами:
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:
• направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
• возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:
• способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;
• способность социального работника обеспечить достижение про- гнозируемой цели;
• соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста- точно полной информации о личности клиента, необходимой соци- альному работнику, с другой — на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (со- циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо- биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно- зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре- тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро- вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального пред- назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен- ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра- ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.
Глава 3. Социально-педагогический процесс к пути его совершенствования 37
Цель социально-педагогического процесса — это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .
В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи- мо решить для ее достижения.
Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализа- ции внешнего социально-педагогического процесса. Данный подэтап включает:
Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм- пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель- ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости- жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част- ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав- ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра- ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Выбор технологии — следующий подэтап социально-педагогичес- кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.
Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не- обходимо знать:
— социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
— индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;
— цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за- дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;
— условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);
— формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до- машних условиях; в центре социального обслуживания);
— свои возможности в применении той или иной технологии;
— временные возможности для реализации технологии.
Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не- сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ- ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю- чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по
38 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
ее решению; рекомендации к реализации, основные требования к лич- ности, профессиональной подготовке и деятельности социального ра- ботника.
В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из тех- нологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления — множество.
Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти- мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.
Планирование своей деятельности — следующий подэтап подгото- вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа- ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком- плексность и интенсивность деятельности.
Как правило, реализация технологии предусматривает определен- ное методическое обеспечение — материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея- тельности по достижению цели.
Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль- ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела- ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест- ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.
Второй этап — основной — непосредственной деятельности по ре- ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето- дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче- ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта- пов проводится вся предшествующая деятельность.
11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.
Завершается он достижением в той или иной степени поставлен- ной цели.
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 39
Третий этап — результативный — оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:
а) предварительная оценка результативности процесса деятель- ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш- него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе- ни человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож- ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;
б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле- ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилита- ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова- тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея- тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво- ляет ее считать заключительной операцией;
в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;
г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.
Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще- ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи- более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже- ние рационального результата.
Каковы пути повышения эффективности деятельности социально- го работника?
Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле- дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со- вершенствования:
а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со- ответствующей адаптации, реабилитации;
б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер- кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пас- сивным фактором, а активным самосозидателем;
в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут- ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации; г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен-
него социально-педагогического процесса клиента.
40 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму- щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности — повышение действенности каждого этапа, в том числе:
— повышение качества диагностики индивидуальности клиента;
— качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха- рактеристика клиента;
— умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов- ленных внешним социально-педагогическим процессом;
— достаточно точное определение социально-педагогической (соци- алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) — це- левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада- чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;
• умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно- логии;
• выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа- ции;
• обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея- тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально- педагогического процесса);
• обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги- ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;
• обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион-
ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.
Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст- вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».
2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги- ческого процесса.
3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про- цесса.
4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического процесса.
5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- цессов?
6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.
7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 41
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Внутренний социалыю-педагогичсский процесс.
2. Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.
3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
4. Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998.
5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
6. Стефаиовская ТА. Педагогика: наука и искусство. М, 1998.
Раздел II
СОЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Глав а 4
Педагогика социального становления личности
Социальное формирование личности — естественный непрерыв- ный процесс. От него зависит, каким становится человек как лич- ность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социальное развитие человека;
2) социализация человека как социально-педагогическое явление;
3) особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.