Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями
Установление характера дефекта и степени его выраженности требует системного подхода к анализу нарушений, учета структуры дефекта в целом.
Поэтому одной из наиболее актуальных проблем в отношении детей с отклонениями в развитии в настоящее время является проблема качественной диагностики. В задачи психологической диагностики аномального развития входит:
1. Определение первичного нарушения (для какой категории нарушения характерны обнаруженные отклонения в развитии).
2. Определение степени первичного нарушения. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка.
3. Определение оптимальных условий воспитания и индивидуальной программы развития ребенка.
4. Оценка динамики психического развития (использует ли помощь, перспективы развития).
Для того чтобы диагностика отражала действительное состояние ребенка и способствовала правильному выбору методов коррекционной работы с ним, при ее проведении необходимо учитывать следующие принципиальныеположения:
- Обязательное осуществление комплексного подхода (исследуется состояние слуха, двигательной сферы, зрения, особенности соматического состояния, познавательная деятельность, поведение, эмоции каждого обследуемого ребенка).
- Принцип системного, целостного изучения ребенка, который подразумевает:
- а) установление причин нарушения;
- б) установление первичного дефекта и вторичных отклонений.
- Принцип динамического изучения (для этого используют диагностический обучающий эксперимент, особенно в случаях дифференциальной диагностики).
- Принцип качественного анализа данных (включает в себя анализ отношения испытуемого к обследованию, анализ способов действия, анализ характера ошибок, анализ отношения ребенка к результату).
Диагностика аномального развития может быть только строго индивидуальной.
В процессе психологической диагностики нарушений развития у детей выявляется и систематизируется патологическая симптоматика и определяется нарушение развития. Проводится структурный анализ выявленных расстройств, выделяются первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные нарушения, обусловленные аномальным развитием в условиях болезни. Разрабатывается программа коррекционных мероприятий, дифференцированная в зависимости от характера, природы и механизма нарушений и направленная на их предупреждение, снятие или ослабление. Основной путь решения этих задач - экспериментально-психологическое исследование детей и подростков.
Для проведения психологического обследования ребенка с дизонтогенией чаще всего используются адаптированные методики патопсихологии или тесты, специально разработанные для детей. Большая часть этих методик может быть использована также при решении вопросов коррекционной педагогики: при отборе и комплектовании специальных образовательных учреждений, для изучения неуспевающих школьников и т.д.
При планировании специального психологического обследования ребенка необходимо учитывать его возраст, уровень интеллектуального и речевого развития и другие значимые факторы - состояние зрения, слуха, двигательной сферы.
Например, психологическое исследование детей с нарушениями слуха должно учитывать не только то, что дети не воспринимают речевую инструкцию на слух, но также и тот факт, что уровень развития их речи может быть недостаточным для адекватного восприятия и понимания письменной инструкции. В этом случае ребенку нужно или объяснить инструкцию жестами (если ребенок владеет жестовой речью), или показать необходимые действия, выполнив их в виде образца на аналогичном задании.
Дети, страдающие нарушениями зрения, обычно хорошо понимают словесную инструкцию, но в некоторых случаях не могут справиться с заданием, требующим оперирования наглядными материалами. Такие задания желательно исключать из процедуры обследования ребенка с нарушением зрения.
Обследование детей в возрасте до 5 лет, страдающих речевой патологией, следует проводить по заданиям, не требующим развернутых речевых объяснений. Им должны предъявляться задания, которые можно выполнить в практическом плане, без обязательного сопровождения их собственной речью.
Некоторые дети с патологией речи недостаточно понимают обращенную к ним речь. Это может послужить причиной неправильного выполнения заданий. Поэтому при ошибочном выполнении задания такими детьми следует повторить инструкцию, сопровождая, объяснения жестами или даже показом, как и в случае нарушений слуха, аналогичного задания.
При обследовании ребенка с выраженными двигательными нарушениями помимо изучения когнитивной и эмоционально-волевой сферы необходимо ввести задания для оценки уровня двигательного развития, мелкой моторики и пространственных представлений. В этих случаях необходимо установить, в каком положении (сидя или стоя) ребенок удерживает вертикальное положение, каким образом он передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояния). Определяется также ведущаярука иразвитие манипулятивной функции. Отслеживается участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания.
В случаях обследования детей с тяжелыми двигательными или психическими нарушениями важно оценить уровень развития навыков самообслуживания. В том числе проверяется уровень владения навыками личной гигиены, самообслуживанием в одевании и раздевании, самообслуживанием при приеме пищи.
При обследовании ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями и(или) серьезной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо оценить уровень его бытовой и социальной адаптации. Это можно сделать с помощью специальной шкалы навыков, которая приведена в приложении 8.
Важной составной частью психологического исследования ребенка и подростка является изучение его социального окружения, в первую очередь семьи. Проводя изучение ближайшего социального окружения ребенка необходимо оценить следующие показатели:
- уровень образования родителей;
- общий культурный уровень семьи;
- материальная обеспеченность;
- жилищно-бытовые условия;
- взаимоотношения в семье;
- наличие вредных привычек у родителей;
- состояние здоровья родителей.
Очень важно также учесть желание родителей сотрудничать со специалистами по преодолению имеющихся у ребенка проблем. Уровень родительской мотивации может быть оценен по таким параметрам:
- адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;
- готовность к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;
- степень инициативы в плане сотрудничества;
- продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций.
Требования к процедуре проведения обследования и к его методам:
- Установление контакта с ребенком: расположить, внушить ему доверие к себе.
- Обследование начинать с игровой деятельности; в зависимости от возраста, личности ребенка это могут быть или настольные игры, или подвижные, или ситуативные.
- Беседа, диалог поддерживаются в течение всего времени обследования («немногословие»).
- Взаимодействие с ребенком во время обследования должно быть максимально свободным, непроизвольным, заинтересованным, интересным по содержанию.
- В нужных случаях создавать ситуацию соревнования (кто лучше сделает, кто быстрее выполнит, кто больше запомнит, кто лучше нарисует). Давать ребенку возможность выигрывать, но не всегда.
- Иногда процедура проведения теста должна носить характер урока, (а не игры) при котором обязательно следование строгим правилам. Например, при работе с таблицей Шульте. При этом надо стимулировать ребенка к деятельности, стараться, чтобы работа была доведена до конца.
- При специальном исследовании гнозиса, праксиса, речи важно применять адекватный задаче обследования показатель выполнения теста. Например, при исследовании фонематического слуха необходимо исключить возможные ошибки в звукопроизношении, а при опознании предметных картинок ошибки называния.
- Для точности постановки диагноза и установления причины нарушения того или иного процесса важным является соблюдение правила предъявления объема, не превышающего 7 ± 2 объекта для школьников и не более 3-5 для детей старшего дошкольного возраста.
- Обязательное условие обследования – учет сложности и знакомости предъявляемого материала (вербального и картиночного).
- В зависимости от задачи исследования особое внимание обратить на способ подачи материала. В одних случаях необходим только картиночный материал без участия речи и испытуемого, и психолога. В других только вербальный без подкрепления картинкой, в противном случае смешение материала не даст возможности понять, что помогло выполнить задание.
- Способ выполнения ребенком теста должен соответствовать задаче исследования, тому, что исследователь хочет узнать.
- Для исследования работоспособности ребенка необходим учет утомляемости ребенка и ее влияния на выполнение заданий, а также врабатываемости.
- При проведении диагностического обследования должны быть исключены посторонние люди, шум, предметы. Обычное обследование ( кроме случаев обследования совсем маленького ребенка) должно происходить в отсутствие родителей (родственников) и посторонних людей, т.к. их присутствие и тем более вмешательство может исказить получаемые данные.
Для того чтобы составить общее мнение о ребенке, о наличии и характере дефекта, нужно подытожить все, что было получено во время обследования. Для решения вопроса о перспективах обучения необходимо проанализировать все те материалы обследования, на основании которых составляется общая характеристика ребенка. Эта характеристика является основанием для заключения о возможности и необходимости помещения ребенка в специальное учреждение для глухих, слабослышащих или для детей с нарушениями интеллекта.
Характеристика составляется после окончания обследования, в отсутствие ребенка и его родителей, но обязательно до обследования следующего ребенка. В характеристике представлены следующие пункты:
1. Данные из истории развития ребенка, указывающие на возможную причину, время возникновения дефекта и его характер.
2. Данные медицинского осмотра.
3. Внешний вид ребенка.
4. Поведение и его оценка.
5. Состояние слуха.
6. Состояние речи.
7. Характеристика восприятия и интеллектуального развития.
8. Выводы.
9. Заключение.
Отграничение глухих от слабослышащих, детей с нарушениями слуха от детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, детей с задержкой психического развития от детей с умственной отсталостью, детей с разными степенями снижения интеллекта друг от друга в некоторых случаях бывает невозможно произвести в процессе однократного обследования.
В этих случаях необходимо организовать диагностическое обследование в виде обучающего эксперимента, для чего желательно организовать диагностические группы или классы при областных и городских медико-педагогических консультациях. В тех случаях, когда нет диагностической группы, рекомендуется назначение на повторную консультацию через год.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что входит в задачи психологической диагностики аномального развития?
2. Какие принципы необходимо учитывать при осуществлении психолого-педагогической диагностики детей с нарушением развития?
3. Что еще необходимо учитывать при планировании и организации специального психологического исследования ребенка?
4. По каким параметрам оценивается уровень родительской мотивации?
5. Каким специальным требованиям должна отвечать процедура проведения обследования и его методы?
6. Какие данные на ребенка должны быть представлены в его характеристике?