Коротов В. М. Развитие воспитательных функций коллективами

М. , 1974. -С. 204.

132

поведение детей в любой ситуации не однотипно, требует поправки на личность ребенка, его индивидуальные осо­бенности.

Вместе с тем следует особо отметить, что отдельно взя­тое средство, даже требование, не может быть рассмотре­но вне общей системы средств обучения и воспитания в формировании товарищеских, гуманных взаимоотноше­ний с детьми.

Отношения педагога с воспитанниками развиваются в сложной системе коллективных отношений между адми­нистрацией, родителями, детским коллективом, обслужи­вающим персоналом, педагогическим коллективом. Об­щий стиль, тон и направленность отношений строятся на основе органического соединения уважения, доверия и требовательности. «Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем са­мым защищает и каждую личность, и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. . . Здесь лич­ность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива»1 , который, по мнению Антона Семено­вича Макаренко, в свою очередь, должен согласовывать свои интересы с интересами общества.

Большой воспитательный потенциал для формирова­ния нравственных отношений имеетнародная педагогика.Красота языка сказок, напевность речи, убедительная ин­тонация, отражающая характеры героев сказок, образ­ность выражений - все важно, все играет свою роль в вос­приятии сказки и формировании отношения к ее героям у малыша. Сказка учит добру и доброте, должному отноше­нию к труду и людям труда, друзьям.

Нельзя недооценивать в воспитательной работе и роль пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки - это сконцентрированная в одной фразе народная мудрость. Для детей они являются своего рода заповедями, отра­жающими сущность общечеловеческих отношений: «Что посеешь, то и пожнешь», «Без старанья нет и знанья», «Трудолюбивому почет, ленивому - насмешки», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Доброму гостю хозяин рад», «Не будь сыт кусом, а будь сыт другом», «Живи - не скупись, с друзьями веселись».

1Макаренко А. С. Пед. соч. : В 8 т. - Т. 1 -С. 142. 133

Народная педагогика раскрывает и сам процесс фор­мирования нравственных качеств: совместный труд, по­сильное участие в общем деле каждого члена коллектива, в подготовке праздников и оказании помощи друг другу;

последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и тру­довых умений; внимание к ребенку и помощь ему в овла­дении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений;

создание специальных ситуаций, в которых малыш мог бы выступать в роли помогающего другим, делающего что-то хорошее для других. Опытные педагоги приходят в школу всегда пораньше, стараясь встретить каждого ученика еще при входе в школу, чтобы заглянуть в его глаза, увидеть настроение малыша, помочь преодолеть горечь расстава­ния ребенка с мамой или бабушкой, приободрить и поже­лать доброго утра и т. д. А дети. . . Они бегут наперегонки, издали завидев свою любимую учительницу, стараясь до­тронуться до нее, а то и обнять, как маму. При таких от­ношениях детей и педагога можно сказать уверенно, что на уроках ей не нужно повышать голос или ставить «столбом» кого-то у парты, ставить «двойки» за поведе­ние, наказывать. Для своих малышей она останется в па­мяти на всю оставшуюся жизнь.

Но послушание - не показатель хороших отношений между учителем и его воспитанниками. Воспитывая и обучая ребенка, постоянно общаясь с ним, важно пом­нить, чтоплохое поведение малыша всегда чем-то обу­словлено,а потому исходить надо не из того или иного поступка, а из общего представления о жизнедеятельно­сти ребенка, личности в целом. Плохое поведение воспи­танника, его невнимание - это своего рода «болезнь», следствие чего-то, а не причина. Не выяснив и не удалив причину, можно лишь загнать «болезнь» внутрь, усугуб­ляя и провоцируя новые и новые «вспышки» ее. Наказа­ние же ребенка за проступки может привести, как вари­ант, к приспособлению его, а не к осознанному поведе­нию. Но и подобное послушание опасно, так как форми­рует слепого исполнителя, занимающего позицию посто­роннего наблюдателя в будущем.

Смысл отношений учитель-ученик не в том, чтобы до­биться от детей повиновения, а в том, чтобы находить должные формы взаимодействия с каждым ребенком, с детским коллективом, увлекая их за собой, разъясняя и предупреждая отклонения в поведении и деятельности

134

своих воспитанников, создавая условия, способствующие развитию детей.

Сегодня необходимо пересмотреть отношение к рели­гии. От категорического ее отрицания и запрета мы пере­ходим к критическому восприятию и взаимодействию в вопросах воспитания детей. В связи с этим изменяются ценностные смысловые отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Во многих домах появились иконы, некоторые родители ста­ли посещать церковь. Педагогам, родителям, воспитате­лям детского сада нельзя не учитывать эту реальность.

Сегодня учителя начальных классов, воспитатели дет­ского сада должны быть готовы к многочисленным во­просам, с которыми могут обратиться к ним не только родители, но и дети. Родителей интересует, можно ли во­дить детей в церковь, подводить их к причастию, к кресту, какое значение имеет таинство крещения, оберегающая сила крестика и имени ребенка, как использовать религию в домашнем воспитании и др. Детей же интересуют не­сколько иные вопросы: зачем люди ходят в церковь, поче­му бабушка крестится перед едой, где живет Бог, что Бог делал, когда был маленьким, и др.

Непросто ответить на любой из этих вопросов. Но воспитателю приходится делать это, опираясь на знания, полученные из специальной литературы. Мы не можем перечислить все возможные вопросы и ситуации подоб­ного рода, но полагаем, что во всех случаях воспитателю необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и народе.

Религия - это внутреннее дело каждой семьи, и любое вмешательство педагога, даже очень корректное, может принести только вред. Ознакомление детей с религией -дело родителей. Однако следует помнить о том, чтони в коем случае нельзя насиловать волю малыша.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение - сложный и многогранный процесс взаимо­действия людей в их совместной деятельности, обеспечи­вающий все многообразие жизнедеятельности и отноше­ний личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.

135

Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное.

Одна из важнейших функций общения - обмен инфор­мацией, духовными ценностями, играющими определяю­щую роль в развитии человека. Сочувствие, сопережива­ние, самоутверждение личности также являются функция­ми общения.

Наши рекомендации