Раздел 4. Лексикология и фразеология

Задание 1

Исключите «лишнее» слово (подчеркните).

1. Надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный.

2. Огорчиться, заплакать, расплакаться, разреветься, возрыдать.

3. Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка.

4. Поразить, победить, потрясти, ошеломить, огорошить, ошарашить.

5. Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь.

Задание 2 Отметьте номера, в которых значение определено неверно.

1. Обескуражить - лишить кого-либо уверенности в себе;

2. Новация - новшество;

3. Демонстрировать - выходить на демонстрацию;

4. Дипломант - тот, кто удостоен диплома;

5. Дезинформировать - сообщать искаженные или ложные сведения.

Задание 3

Выберите и подчеркните одно слово, подходящее по смыслу.

1. Студент быстро (освоил - усвоил) материал.

2. Знаток во всем, он все же был (невежей - невеждой) в живописи.

3. Помещики жестоко обращались со своими (дворовыми - придворными).

4. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент).

5. Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.

Задание 4

Найдите в русском языке лексические единицы, семантически связанные с иноязычными словами (с этим же корнем!):

1. Лат. occupo – занимать, захватывать________________________________

2. Лат. humanus–человечный_____________________________________

3. Итал. fresco – свежий__________________________________

4. Лат. disputere – разбирать, спорить_____________________________________

5. Лат. letum –смерть__________________________________________

6. Лат. fixus –твердый, неподвижный______________________________________

7. Франц. banal – обыкновенный_______________________________________

8. Франц. isoler – отделить, обособить___________________________________

9. Лат. accentus – ударение____________________________________

10. Англ. bluff – обман_________________________

Задание 5

Распределите данные фразеологизмы по группам, укажите их значение.

Бить баклуши, валять дурака, брать быка за рога, горит в руках, длинный язык, засучив рукава, палец о палец не ударить, своротить гору, перемывать кости, считать ворон, точить лясы, чесать язык, сидеть сложа руки.

_____________________________________________________

Задание 6

Подберите фразеологические обороты, синонимичные данным словам и словосочетаниям.

1. Быть особо заметным_________________________________________________________

2. В два счета__________________________________________________________________

3. Сколько душе угодно_________________________________________________________

4. В нескольких шагах__________________________________________________________

5. Поднять на смех_____________________________________________________________

6. Неуклюжий человек__________________________________________________________

7. Не уважать мнение другого____________________________________________________

8. Ничего не делать_____________________________________________________________

Задание 7

Составьте небольшой текст (5-7 предложений) о вашей специальности (профессии), используя профессиональную и терминологическую лексику.

______________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8

Подчеркните слова, употребленные без учета их лексического значения. Замените их словами, подходящими по смыслу.

Эти функции поручаются отделам рекламы.  
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями.  
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе.  
Они работают как самые отъявленные специалисты.  
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.  
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза.  
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта.  
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.  
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры.  
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.  

Задание 9

В данных предложениях найдите плеоназм, исправьте ошибки.

1. В командировку меня отправили с коллегой по работе.____________________________

2. Торговое предприятие объявило о свободных вакансиях.___________________________

3. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты характера._____________________

4. Алексей мысленно подумал, что ему конец.______________________________________

5. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений._____________________________________________________

Задание 10

В данных предложениях найдите тавтологию, исправьте ошибки.

1. Утверждения автора также подтверждают социологические исследования.

_____________

2. Наши сотрудники трудились в круглосуточном режиме.

_____________

3. Начать городить перегородки.

_____________

4. Она прекрасно танцует этот танец.

_____________

5. Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян.

_____________

6. До среды необходимо предоставить поурочное планирование уроков.

__________________________________________________________________

Задание 11

В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью и неполнотой высказывания.

Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство.

_____________К нам подошел молодой мальчик.

_____________Сгоряча я могу сделать, что потом сложно исправить.

_____________Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит.

_____________Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

_____________Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.

_____________.

_____________У кролика длинные уши и короткий хвост, который хорошо прыгает.

_____________На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

_____________

Задание 12

Вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

1. По приглашению друзей мне (довестись, посчастливиться, удастся) (побывать в, посетить) Баньске - Бистрице.

2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, (необходимо, нужно, требоваться) (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них (жить, обитать, проживать) до трети населения.

4. Было (наглядно, предметно) (показал, продемонстрирован), что комплексное (использование, применение) технических средств на (занятия, уроки) (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) (повышать, увеличать) (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) (работа, труд) педагога.

Наши рекомендации