Сравнительные представления технологии

По А. М. Кушниру   В традиционном обучении  
Обучение опирается на наиболее раз­витую к началу школьной жизни эмо­ционально-образную сферу лично­сти. Обучение опирается на целостное психологическое содержание человечес­кой сущности и жизни, несущее в себе единство ценностных, информационно-коммуникативных , эмоционально-образ­ных, интуитивных, абстрактно-понятий­ных и пр. процессов и состояний чело­веческого сознания, обладающего соб­ственной позицией в жизненном про­странстве.   Обучение опирается на абстракт­но-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше.  
Чтение является одной из основ­ных форм познания и общения. Чте­ние понимается (информационно-цен­ностный подход): как активный про­цесс, побуждаемый и регулируемый це­лями, мотивами, установками, ценност­ными ориентациями, то есть личностны-   Чтение - вид речевой деятельно­сти; процесс воссоздания звукового об­раза слова по графической модели.  
ми образованиями, по отношению к ко­торым техника чтения, как определен­ным образом организованные психомо­торные процессы, выполняет служебные функции; как процесс понимания ин­формации текста во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний; как одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельнос­ти, выходящая за рамки речевых функ­ций, это проявление личности как чита­теля.      
Обучение чтению - это: во-первых, формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствую­щего образа жизни; во-вторых, практи­ка информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей личности; и только в-тре­тьих, - развитие соответствующих пси­хомоторных навыков, то есть развитие техники чтения.   Обучение чтению - это этап под­готовки читателя.  
Лозунг «Читаем здесь и сейчас» (даже в первой четверти первого класса).   Лозунг "Учимся читать, чтобы по­том читать" (даже в третьем классе).  
Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения.   Задача: совершенствование ар­тикуляции и развитие чтения как фор­мы речи.  
Путь развития чтения: смысл - сло­во — смысл.   Путь развития чтения: буква - звук — слог — слово — предложение — смысл.  
     

ГИПОТЕЗА АЙСБЕРГА

Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надвод­ная часть которого — активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, — понимание речи.

Развитие чтения - это развитие по­нимания. Это создание и поддержка ак­туального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологичес­ки обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к по­ниманию письменной.   Традиционная методика фокусирует­ся на верхушке айсберга: развитие речи — вопросы -> ответы, пересказы.  
Чтение и письмо лишь продолжа­ют такие феномены, как слушание, го­ворение, понимание, общение, отноше­ние.   Чтение и письмо являются самосто­ятельными видами деятельности.  
Понимание речи ребенком — это трансформация речевого потока прежде всего в образы правого полушария: в онтогенезе понимание предшествует ак­тивной речи самого ребенка.   Понимание речи — связано с речевы­ми умениями, работой левого полуша­рия (аналитико-синтетические процес­сы).  
Мотив деятельности чтения и письма — это интерес к содержанию текста (высо­кохудожественного, интересного ребенку).   Мотив - освоение техники чтения и письма.  
Оценивание только с позиции срав­нения с самим собой; параметры оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю оче­редь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя.   Оценивание сравнением с други­ми прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям.  
Овладение письмом - присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности реша­ется приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного пись­ма и лишь на последнем этапе - сред­ствами грамматики и анализа текста.   Проблема грамотности решается сред­ствами научного анализа текста.  

Наши рекомендации