Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики

ПРОГРАММА

Производственной ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики

Пояснительная записка

Практика— особая фор­ма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладе­вают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельнос­ти, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. В процессе производственной преддипломной практики будущий специалист по социальной работе должен не только актуализировать и систематизировать знания, умения и навыки по организации, технологиям социальной работы с различными категориями населения, но продемонстрировать готовность работать самостоятельно, применяя полученные в процессе обучения знания и опыт.

Преддипломная практика студентов 5-го курса (ДФО) и 6 курса (ЗФО) выступает составной частью учебного процесса, которая предусмотрена Государственным образовательным стандартом специальности «Социальная работа», является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки специалиста социальной работы, представляет собой завершающий этап обучения и проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения.

Цель практики – освоение в практических условиях принципов организации и управления социальной работой; интеграция освоенных в ходе профессиональной подготовки компетенций в практическую социальную работу в соответствии с характеристикой рабочего места; овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности; сбор материала для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Задачи практики:

  • углубление и закрепление общенаучных, профессиональных и специальных знаний, полученных во время учебы в университете, для успешного осуществления профессиональной деятельности;
  • закрепление умений использования для работы в социальной среде отечественного и зарубежного опыта по социальной работе (психологии), обеспечения посредничества между индивидом и обществом, ведения организационной, пропагандистской, профилактической, исследовательской работы;
  • закрепление умений самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий; выявлять семьи и отдельные лица, нуждающиеся в помощи; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и предоставления социальной (психологической) помощи;
  • закрепление практических умений по обеспечению связей между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; стимулирования клиента к выполнению социально-значимой деятельности, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
  • практическая демонстрация профессиональных умений и навыков в процессе профессиональной деятельности;
  • приобретение опыта решения практических, организационно-административных задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;
  • приобретение умения моделировать взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента;
  • формирование навыков самостоятельности и ответственности в процессе исполнения ролевого репертуара и функциональных обязанностей;
  • сбор, анализ и обобщение материалов по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы;
  • развитие приобретенных навыков исследовательской работы и овладение методикой исследования конкретных вопросов, разрабатываемых в дипломном проекте.
  • подготовка и защита отчетных материалов по практике

Выпускник должен быть компетентен в следующих профессиональной деятельности в процессе прохождения практики:

  • социально-технологическая
  • организационно-управленческая
  • социально -педагогическая
  • исследовательская
  • инновационной
  • управление социальными проектами, программами, процессами

Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики

Социально-технологическая:

  • разработка и реализация моделей современной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания, администрирования;
  • участие в посреднической, социально-профилактической, социально-терапевтической, социально-реабилитационной, адаптационной и консультационной деятельности с различными категориями и группами населения;
  • оказание различных видов социальных услуг клиентам на основе поиска оптимального способа оказания помощи и поддержки.

Организационно-управленческая:

  • участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждениях/организации;
  • содействие координации в деятельности специалистов по решению профессиональных задач;
  • организация делового общения, взаимодействия с клиентами, сотрудниками организации/учреждения;
  • принятие ответственности за результаты профессиональной деятельности.

Социально-педагогическая

  • осуществление педагогическое го взаимодействия в учебных и трудовых коллективах;
  • оценивание педагогического потенциала клиента, прогнозирование развития его воспитательного и образовательного потенциала;
  • выявление и анализ педагогических потребностей клиента;
  • осуществление педагогического анализа развития личности;
  • корректирование педагогического взаимодействия в семье;
  • формирование установки на ответственное родительство;
  • осуществление планирования педагогической работы в различных типах учреждений с учетом особенностей клиента;
  • осуществление педагогической диагностики и педагогического консультирования.

Исследовательская:

  • проведение научно-исследовательской работы в рамках выполнения заданий по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы;
  • изучение опыта и практики деятельности организации/учреждения в рамках дипломной работы;
  • представление результатов исследовательской работы в форме презентации, отчета, публикации, выступления на научно-практической конференции, методическом семинаре и других видах научной продукции;
  • разработка и представление инновационно-внедренческого проекта по теме исследования или направлению, обозначенному супервизором.

Управление социальными проектами, программами, процессами:

  • участиев реализации проектов,осуществляемых в организации/учреждении;
  • участие в работе по разрешению трудной жизненной ситуации клиента на основе проектирования, формирования модели помощи;
  • разработка методических рекомендаций по совершенствованию конкретного направления социальной работы в организации/учреждении в рамках темы дипломной работы или по теме, предложенной супервизором;
  • определять ресурсы, которые должны быть задействованы для реализации работ проекта, оценивать стоимость данных ресурсов;
  • разработка социальных проектов и программ и обеспечение их реализацию в соответствии с установленными сроками исполнения;
  • разрабатывать методические и рабочие программы касательно проведения научно-исследовательской работы в рамках социальных проектов в материальной и нематериальной сфере.

БАЗЫ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика проводится на базе государственных учреждений, организаций и служб системы социальной защиты и социального обслуживания населения, территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), учреждений образования, общественные организаций (объединений), оказывающих социальную защиту, помощь населению.

Выбор базы прохождения преддипломной практики определяется:

  • темой выпускной (квалификационной) дипломной работы;
  • перспективой будущей профессиональной деятельности специалиста социальной работы после завершения обучения.

Практика может проводиться и по месту распределения специалиста.

Объектами преддипломной практики будущего специалиста по социальной работе являются: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации; учреждения социальной сферы как система социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения и организации социальной защиты населения; негосударственные и государственные учреждения и социальные службы, центры и фонды социальной помощи; различные социальные группы населения, трудовые коллективы и общественные организации, находящиеся в зоне ответственности конкретного РОСЗ).

В период преддипломной практики студент осуществляет практическую профессиональную деятельность в соответствии с квалификационной характеристикой конкретного рабочего места.

Общее задание практики

На базе любого (соответственно исследовательской проблеме) учреждения, студент –практикант должен:

  • осуществлять все виды работ, предусмотренные программой практики, заданием на дипломную работу и календарным планом-графиком, качественно и в установленные сроки;
  • собрать необходимые материалы для написания дипломной работ (проекта) согласно заданию на практику;
  • организовать и провести экспериментальное исследование по теме дипломной работы;
  • апробировать методы, формы, модели, предлагаемые в дипломном исследовании;
  • продемонстрировать навыки социального проектирования и прогнозирования в соответствии с направлением дипломного исследования;
  • систематически представлять руководителю информацию о выполненной работе, в назначенные сроки являться на консультации руководителя от университета;
  • по окончании практики представить на кафедру надлежащим образом оформленные отчетные документы по практике, заверенные руководителями от кафедры и учреждения.

Отчетные документы по практике:

1. Дневник практики с индивидуальным планом работы на период прохождения практики (Приложение 1);

2. Отзыв-оценка научного руководителя дипломной работы студента по результатам прохождения практики (Приложение 2);

3. Характеристика с места прохождения практики, подписанная супервизором и руководителем учреждения, являющегося базой практики. Рекомендуемый балл по результатам практики;

4. Отчет о прохождении практики и о ходе выполнения дипломного исследования, подписанный научным руководителем (приложение 3);

5. Полный черновой вариант дипломной работы;

6. Акт о внедрении результатов дипломного исследования на базе практике.

Сроки сдачи отчетной документации не позднее 3 дней после окончания практики. Документация сдается на проверку научному руководителю дипломного проекта.

В течение 2- недель после окончания преддипломной практики выпускающая кафедра организует предзащиту дипломных работ, после которой кафедра рекомендует представленные работы к защите, с условием определенной доработки. Если работа не рекомендована к защите, то дается время на ее доработку и назначается повторная предзащита.

Наши рекомендации