Повторное рассказывание сказки логопедом. 5 страница
Дети. Со звука [и].
Логопед. Под картинкой написаны слова «Инна», «ива», «ирис», «игры». Покажите новую букву в этих словах.
Дети показывают буквы в книге.
6. Упражнение «Давайте почитаем».[Формирование навыка чтения.]
Логопед. Теперь давайте почитаем. На соседней странице в рамке из голубых кружков написано то, что мы будем читать.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слияния гласных: иа, аи, иу, уи, ио, ои.
7. Упражнение «Соедини картинки и буквы».[Развитие зрительного внимания, фонематических представлений.]
Логопед раздает детям простые карандаши.
Логопед. Вы отлично читали. Теперь возьмите простые карандаши. В нижней части страницы вы видите картинки. Надо соединить каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название. Расскажите, как вы соединяете картинки с буквами.
1-й ребенок. Ослик — с буквой О.
2-й ребенок. Арбуз — с буквой А.
3-й ребенок. Удочку — с буквой У.
4-й ребенок. Индюка — с буквой И.
Логопед. А окуня?
Дети. С буквой О.
Логопед. Верно.
Дети выполняют задание, логопед следит за тем, как они соединяют рисунки с буквами.
Логопед. Закройте буквари. Давайте пойдем на коврик и немного отдохнем и поиграем. (Убирает со стола буквари.)
8. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор».[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]
Дети выходят на ковер.
Логопед. Я снова хочу предложить вам очень интересное задание «Живой конструктор». Сейчас Настя, Рома и Женя лягут на ковер, а Саша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву И.
Саша. Настя ляжет слева, а Рома ляжет справа.
Логопед. Они будут изображать длинные палочки.
Саша. А Женя ляжет посередине, наискосок, слева направо и снизу вверх.
Логопед. Он будет изображать перекладину. Какая буква получилась?
Саша. Большая буква И.
Логопед. А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.
Упражнение выполняется 3—4раза. Логопед рассыпает на ковре пластмассовые буквы.
Логопед. А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы И, которые найдете на ковре.
Дети собирают буквы в ведерко.
9. Упражнения «Насос» и «Комарик».(Повторение, см. с. 398.) [Формирование правильного артикуляционного уклада свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, как они сели, и напоминает, как правильно выполняются упражнения. Каждое упражнение выполняется по 3—4раза.
10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения транспорта.
Логопед. Посмотрите, как много транспорта приехало к нам на занятие. Перечислите, какой это транспорт.
1-й ребенок. Автобус.
2-й ребенок. Трамвай.
3-й ребенок. Поезд.
4-й ребенок. Самолет.
Логопед. А кто управляет этим транспортом? (Показывает указкой людей, управляющих транспортом.)
1-й ребенок. Шофер.
2-й ребенок. Водитель.
3-й ребенок. Машинист.
4-й ребенок. Летчик.
Логопед. Верно. А кто приехал к нам на транспорте?
Дети. Пассажиры.
Логопед. Правильно. Имена пассажиров начинаются со звука [и]. Как зовут пассажиров?
1-й ребенок. Ира.
2-й ребенок. Игорь.
3-й ребенок. Инна.
4-й ребенок. Инга.
Логопед. Какая буква обозначает звук [и]? Дети. Гласная буква И.
Логопед. Вы отлично занимались сегодня и правильно выполняли все мои задания! Похлопайте себе.
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование навыка чтения слияний гласных с пройденными буквами, грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Совершенствование координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.
Оборудование.Контейнер с машинками, тетрадь №2 по числу детей, простые и цветные карандаши, маленькие пластиковые бутылочки, игрушечный поезд из четырех вагончиков, пластмассовые буквы, разноцветные фишки, 4 плоскостных изображения яхты.
Предварительная работа.Чтение слияний гласных с пройденными буквами, повторение игры «Самолет».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Уточнение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи, повторение за логопедом рассказа из двух предложений.]
Логопед встречает детей у входа в кабинет, здоровается с ними и предлагает выбрать по одной игрушке из контейнера.
Логопед. Проходите к столику, садитесь и расскажите, какую машинку вы выбрали, кто ею управляет, кто ее водит. Послушайте, как я это сделаю. Это трамвай. Им управляет водитель.
1-й ребенок. Это самолет. Им управляет летчик.
2-й ребенок. Это автобус. Его водит шофер.
3-й ребенок. Это катер. Им управляет капитан.
4-й ребенок. Это поезд. Его водит машинист.
Логопед. Молодцы! Садитесь. Вы очень хорошо выполнили задание.
2. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает детям открытые на с. 8 тетради и простые карандаши.
Логопед. Что нарисовано в тетради на страничке слева?
Дети. Это канистра.
Логопед. Для чего шоферу нужна канистра?
Дети. Для бензина.
Логопед.
Настоящая машина
Не поедет без бензина.
Вот канистра для бензина,
Чтоб поехала машина.
Возьмите простой карандаш и обведите канистру по точкам. Потом можете раскрасить ее любым карандашом.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью посадки.
Логопед. Расскажите, какие канистры у вас получились. Старайтесь отвечать по-разному: «У меня получилась...», «Я раскрасил...», «Моя канистра...»
1-й ребенок. У меня красная канистра.
2-й ребенок. Ау меня — зеленая.
3-й ребенок. Я раскрасил канистру в синий цвет.
4-й ребенок. Моя канистра желтая.
Логопед. Вы аккуратно раскрасили канистры и очень хорошо рассказали о них. Закройте тетради.
3. Упражнение «Кто лишний?»[Развитие речевого слуха.]
Логопед убирает со стола тетради и карандаши.
Логопед. А теперь проверим, умеете ли вы внимательно слушать. Поиграем в игру «Кто лишний?» Слушайте внимательно и думайте, какая из названных профессий лишняя и почему: шофер, продавец, летчик, машинист.
Дети. Лишний продавец. Он не управляет машинами. Он работает в магазине.
Логопед. Верно. Вы все правильно объяснили. Слушайте следующее задание: машинист, водитель, капитан, шофер. Вспомните, каким транспортом они управляют, где передвигается этот транспорт.
Дети. Лишний капитан. Он водит катер. Катер плавает по морю. А поезд, трамвай и машина едут по земле.
Логопед. Правильно. Молодцы! Мне понравились ваши объяснения.
4. Подвижная игра «Самолет».[Развитие ловкости, подвижности.]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает поиграть в игру «Самолет».
Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. | Дети бегают по группе, разведя руки в стороны, как крылья самолета. |
А. Барто
5. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Пароходы».[Выработка направленной воздушной струи.]
Логопед предлагает детям остаться на ковре, встать в круг и раздает им пластиковые бутылочки.
Логопед. А теперь мы с вами превратимся в капитанов пароходов, но для этого нам нужно научиться давать гудок. Приложите бутылочку к подбородку. Вот так. Сделайте вдох и дуйте в бутылочку, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек, чтобы послышался протяжный гудок (рис. 24). Упражнение выполняется 3—4раза.
Рис. 24
6. Игра «Кто больше?»[Развитие фонематических представлений. Подбор слов на заданный звук.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки и вывозит поезд из четырех вагонов, в каждом из которых лежит большая пластмассовая буква.
Логопед. Я машинист и веду поезд, который привез вам знакомые буквы. Выберите все по одной букве. Мальчики, позвольте девочкам выбрать буквы первыми. Назовите буквы, которые вы выбрали.
1-й ребенок. А.
2-й ребенок. О.
3-й ребенок. У.
4-й ребенок. И.
Логопед. Какие это буквы?
Дети. Гласные.
Логопед. Верно. Какие звуки они обозначают?
Дети. Гласные.
Логопед. Сейчас вы будете подбирать слова, начинающиеся со звука, который обозначает ваша буква. За каждое слово вы будете получать фишку. Посмотрим, кто больше фишек наберет.
Проводится игра-соревнование. Логопед оказывает помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
Логопед. Вспомните, какие картинки на звук [о] есть у нас в букваре, какие имена детей на звук [о] вы знаете и т.п.
В конце игры подводятся итоги. Нужно показать детям, что проигравших нужно поддержать, сказать, что они обязательно станут победителями в другой раз. Затем логопед предлагает погрузить фишки в вагончики и увозит поезд.
7. Упражнение «Парусная регата».[Совершенствование навыка чтения слияний гласных.]
Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены изображения четырех яхт. На парусах яхт написаны буквы А, У, О, И.
Логопед. А теперь мы примем участие в парусной регате — соревновании яхт. Вы будете капитанами: станете по очереди двигать яхты парами и читать слияния букв, которые получились.
Каждый ребенок выбирает одну яхту. Дети двигают яхты парами и читают слияния букв: ау, уа, ои, ио, аи...
8. Упражнение «Повтори за мной».[Формирование правильного уклада свистящих звуков. Развитие артикуляционной моторики.]
Логопед приглашает детей к зеркалу, просит их сесть правильно и выполнить упражнение «Насос» (упражнение повторяется 3—4 раза).
Логопед. А теперь посмотрите, как я выполню новое упражнение. Сначала я покажу, как работает насос, а потом произнесу звук [а]. Вот так: ссса... Повторите за мной.
Дети. Ссса...
Упражнение повторяется 3—4раза.
Аналогично отрабатывается произношение звука [с] в слогах «сы, сэ». Логопед следит за тем, чтобы звук [с] произносился протяжно.
9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось, и оценивает работу каждого ребенка.
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование навыков чтения слияний гласных с пройденными буквами; совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа).
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, фонематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Совершенствование координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.
Оборудование.Контейнер с геометрическими фигурами на магнитах, предметные картинки по теме, картинка с изображением паровозика, мяч.
Предварительная работа.Чтение слияний гласных с пройденными буквами, разучивание стихотворения В. Степанова «Пилот».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение и активизация математического словаря детей.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие, предлагает детям взять из контейнера по две геометрических фигуры и назвать их.
1-й ребенок. У меня два больших прямоугольника.
2-й ребенок. Я взял маленький прямоугольник и четырехугольник.
3-й ребенок. А я – два круга.
4-й ребенок. У меня тоже два круга.
Логопед. Пройдите к магнитной доске, посмотрите на паровозик, который закреплен на ней. Попробуйте составить такой же паровозик из тех фигур, что есть у вас. Старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.
Логопед. Молодцы! Чудесный паровозик (рис. 25). Похлопайте себе! А вы помните, как называется человек, который управляет паровозом?
Дети. Машинист.
2. Игра «Чем управляет?»[Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа).]
Логопед приглашает детей на ковер и берет мяч.
Логопед. Давайте вспомним, кто управляет другим известным вам транспортом. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч, отвечать на вопрос и возвращать мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Шофер управляет... чем?
1-й ребенок. Машиной.
Логопед. Летчик управляет... чем?
2-й ребенок. Самолетом. Логопед. Водитель управляет... чем?
3-й ребенок. Трамваем. Логопед. Капитан управляет... чем?
4-й ребенок. Кораблем.
3. Упражнение «Подскажи словечко».[Развитие мышления, чувства рифмы.]
Логопед приглашает детей за стол и предлагает им сесть на стульчики.
Рис. 25
Логопед. А теперь игра «Подскажи словечко». Слушайте загадку, которую я загадываю, и подсказывайте последнее слово — название профессии.
Завтра утром наша мама
Отправляется в полет.
Потому что наша мама
Называется...
С. Михалков
Дети. ...Пилот.
Логопед.
На такси и самосвале,
На «пожарной» и на «скорой» —
Вы, конечно, их узнали —
Трудятся весь день...
В. Нищев
Дети. ...Шоферы.
Логопед.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Не любит утром долго спать,
Чуть свет встает...
В. Нищев
Дети. ...Шофер.
Логопед. Молодцы! Похлопайте себе!
4. Работа в тетради№3. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает детям открытые на с. 8 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Какую букву вы видите на странице справа?
Дети. Это буква И.
Логопед. Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Дети. Красным.
Логопед. Почему?
Дети. Это гласная буква.
Логопед. Раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую сначала обведите, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, логопед следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
Логопед. Какие картинки вы видите на этой странице?
Дети. Мы видим индюка и иголки.
Логопед. С какого звука начинаются их названия?
Дети. Со звука [и].
Логопед. Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется. Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, Аня?
Аня. Желтым.
Логопед. А вы, мальчики?
2-й ребенок. У меня будет красная подушечка.
3-й ребенок. Ау меня — синяя.
4-й ребенок. Ау меня зеленая.
Логопед. Заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.
(Задание на с. 9 лучше выполнять с каждым ребенком индивидуально.)
5. Подвижная игра «Самолет».(Повторение, см. с. 388.)
6. Упражнение «Парусная регата».(Повторение, см. с. 408.) [Совершенствование навыка чтения.]
7. Упражнение «Повтори за мной».(Повторение, см. с. 408.) [Формирование правильного уклада свистящих звуков. Автоматизация звука [с] в открытых слогах.]
8. Хоровое проговаривание стихотворения «Пилот».[Работа над ясной шепотной речью.]
Логопед приглашает детей к столу, предлагает сесть на стульчики.
Логопед. Вы выучили стихотворение «Пилот». Давайте вспомним его и расскажем все вместе.
Дети.
В небо синее пилот
Поднимает самолет
И летит за облаками
Над горами и лесами.
Логопед. Очень хорошо. А теперь давайте попробуем рассказать это же стихотворение очень тихо, шепотом. Послушайте, как это сделаю я. Внимательно смотрите на мои губы. Обратите внимание на то, как активно я двигаю губами.
Логопед рассказывает стихотворение шепотом, активно артикулируя и привлекая внимание детей к своим губам. Затем дети рассказывают стихотворение вместе с логопедом.
9. Окончание занятия. [Подведение итогов.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Можно задать детям вопросы:
— Вы запомнили, кто работает на транспорте?
— Какая работа у этих людей?
— Что они перевозят?
— Кого они перевозят?
Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
417
III период
Март, 1-я неделя
Тема «Весна»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели.Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины. Формирование словаря по теме «Весна» (весна, солнышко, проталинка, мать-и-мачеха, ручеек, грач, гнездо, светить, таять, распускаться, строить, выводить, ранняя). Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Приметы весны», развитие творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование.Картина «Ранняя весна»[64], горшок с одним растением мать-и-мачехи.
Предварительная работа.Прогулка на участке, наблюдение за весенними изменениями в природе, рассматривание цветов мать-и-мачехи, выкапывание одного растения.
Ход занятия
1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает сесть на стульчики.
Логопед. Вчера на прогулке вы наблюдали приметы весны. Какие изменения происходят сейчас в природе?
1-й ребенок. Ярко светит солнышко.
2-й ребенок. Тает снег.
418
3-й ребенок. Появились проталинки.
4-й ребенок. Распустилась мать-и-мачеха. Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о весне, рассмотрим картину «Ранняя весна», составим рассказ по ней.
2. Предварительная беседа.[Развитие диалогической речи.]
Логопед ставит на стол горшочек с одним растением мать-и-мачехи и задает детям вопрос.
Логопед. Что вы видите?
Дети. Цветочки.
Логопед. Вы помните, как они называются?
Дети. Мать-и-мачеха.
Логопед. Где мы нашли это растение?
Дети. На участке.
Логопед. Теперь мы будем наблюдать за этим растением. Сейчас у него красивые цветки. Какого они цвета?
Дети. Они желтые.
Логопед. Скоро они отцветут, и появятся листочки. С одной стороны листочки мягкие и теплые, как руки мамы, а с другой — гладкие и холодные, как руки мачехи. Поэтому растение и называется мать-и-мачеха. Послушайте стихотворение об этом растении.
Золотые лепестки, хрупкий стебелек.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала, сжались лепесточки,
На зеленых стебельках круглые комочки.
Как вы думаете, почему мать-и-мачеху называют солнечным цветком?
Дети. Она желтая, как солнышко.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.[Развитие связной речи.]
Логопед приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом у мольберта, на котором закреплена картина.
Логопед. А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?
Дети. Мы видим мальчиков и девочек.
Логопед. Что они делают?
419
Дети. Они гуляют около детского сада.
Логопед. Посмотрите на девочку в красном пальто. Что она держит в руке? Начните со слова «девочка».
Дети. Девочка держит мать-и-мачеху.
Логопед. Девочка сорвала цветочек. Она принесет его в детский сад и поставит в вазу. А где девочка сорвала цветок? Посмотрите внимательно на картину.
Дети. Она сорвала цветок на полянке, на проталинке.
Логопед. Верно. Девочка, сорвала мать-и-мачеху на проталинке, где снег уже растаял. А почему снег растаял?
Дети. Солнышко стало пригревать.
Логопед. Да, солнышко ярко светит и греет, поэтому снег тает, появились проталинки, побежали ручейки. А кого вы видите на березе?
Дети. На березе птички.
Логопед. Правильно. Это грачи. Что они делают?
Дети. Они вьют гнезда и будут выводить птенцов.
Логопед. Теперь посмотрите вот сюда. Кого вы видите на картине слева? Что они делают?
Дети. Это мальчики. Один мальчик пускает кораблик в ручейке. Другой мальчик смотрит на него.
Логопед. Расскажите про девочку, которая сидит на скамеечке.
Дети. Девочка держит Петрушку. Рядом с ней стоят ведерко и формочки. Девочка хочет сделать куличики из снега.
Логопед. Скоро снега совсем не будет. Он растает. Обратите внимание на то, как одеты дети.
Дети. Они одеты тепло.
Логопед. Почему они одеты тепло?
Дети. На улице еще холодно.
Логопед. Правильно, ранней весной на улице еще холодно. Давайте представим, что мы замерзли на прогулке. Нужно немного погреться.
4. Физкультурная пауза. Упражнение «Зима прошла».[Координация речи с движением.]
Логопед приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними.
420
Воробей с березы На дорогу — прыг! Больше нет мороза, Чик-чирик! | Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам. |
Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
И не зябнут лапки — Скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки — Чик-чирик! | Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против. |
М. Клокова
5. Упражнение «Повтори за мной».(Повторение, см. с. 408.) [Формирование правильного уклада свистящих звуков. Автоматизации звука [с] в открытых слогах.]
Если логопед сочтет, что дети готовы повторить за ним не отдельные открытые слоги, а цепочки из открытых слогов, можно выполнить это упражнение.
6. Рассказ логопеда по картине.[Развитие речевого слуха. Формирование навыка договаривания фраз за логопедом.]
Логопед приглашает детей к мольберту и предлагает послушать рассказ по картине.
Логопед. А теперь послушайте рассказ о том, как дети гуляли весной рядом с детским садом. Можете попробовать рассказывать вместе со мной.
Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки. На проталинках зацвела мать-и-мачеха. На кустах и деревьях начали набухать почки. Прилетели грачи и стали строить гнезда.
Собрались дети на прогулку. Они оделись потеплее, потому что на улице еще холодно. Вышли дети на полянку. Одна девочка сорвала цветочек мать-и-мачехи. В детском саду она поставит его в вазу. Мальчик пускает кораблик в ручейке. Его друг стоит рядом и смотрит на кораблик. Девочка в зеленом пальто сидит на скамеечке и рассказывает своему Петрушке о весне. Она хочет сделать
421
куличики из последнего снега. Детям интересно и весело весной на прогулке!
7. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Логопед. Что мы с вами сегодня учились делать?
Дети. Мы учились составлять рассказ по картине.
Логопед. О каком времени года мы рассказывали?
Дети. Мы рассказывали о весне.
Логопед. Что вам понравилось на картине? Почему?
1-й ребенок. Мне понравилась мать-и-мачеха. Она красивая, желтая, похожа на солнышко.
2-й ребенок. Мне понравился ручеек. В нем можно пускать кораблики.
3-й ребенок. Мне понравились дети. Они веселые.
4-й ребенок. А мне понравилось солнышко. Оно яркое и доброе.
Логопед. Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и еще раз посмотрим, как тает снег, какие проталинки появились на нем, какие побежали ручейки, как набухли почки на кустах и деревьях. С собой мы возьмем кораблики и будем пускать их в ручейке. Нам будет весело на прогулке.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка чтения слияний гласных. Обучение составлению предложений с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
422
Оборудование.Корзинка с бумажными корабликами, надувной бассейн с водой, тетради №2 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметная картинка с изображениями тюльпанов, картинки с изображениями вербы, проталинок, капели, сосульки, ледохода, плоскостные изображения льдин с написанными на них буквами, сюжетные картинки для составления предложений, массажные мячики.
Предварительная работа.Разучивание пальчиковой гимнастики «Кап, кап...»
Ход занятия
1. Организационный момент.[Создание положительного эмоционального фона. Совершенствование навыка чтения.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает выбрать бумажные кораблики. Дети выбирают кораблики, благодарят логопеда и проходят в кабинет.
Логопед. Вы выбрали разноцветные бумажные кораблики. Они пригодятся вам, когда вы пойдете гулять. Вы сможете пускать их в ручейке, как мальчики на знакомой вам картине. Но сначала прочитайте, что на них написано.
1-й ребенок. Ау.
2-й ребенок. Уа.
3-й ребенок. Иа.
4-й ребенок. Ои.
2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики».[Формирование направленной воздушной струи.]
Логопед приглашает детей к надувному бассейну, стоящему на столике, и предлагает детям присесть на корточки вокруг стола.
Логопед. Опустите кораблики в воду. Сейчас мы проведем соревнование. Посмотрим, чей кораблик дальше уплывет. Вы будете делать вдох и дуть по моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки (рис.26).
Логопед следит за тем, чтобы паруса корабликов были расположены на уровне ртов детей. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем логопед предлагает достать кораблики из воды и положить на стол для просушки.
423
Рис. 26
3. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики, творческого воображения.]
Логопед приглашает детей сесть за стол, раздает им раскрытые на с. 11 тетради, ставит контейнер с карандашами.
Логопед. Мы с вами поиграли с бумажными корабликами. А теперь посмотрите, какой замечательный кораблик из скорлупки грецкого ореха нарисован у вас в тетради. Послушайте стихотворение о нем.
Ручеек бежит, звеня.
Есть скорлупка у меня.
Смастерю кораблик сам
И отправлю по волнам.
Давайте обведем и раскрасим кораблик. Какой карандаш вам понадобится, чтобы раскрасить скорлупку?