Типология семьи по типу воспитательных ошибок
1. Семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда
родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего
страшного, считают, что все дети такие.
2. Семьи с позицией круговой обороны воспитания строят свои
отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Родители
агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их
детей. Даже совершение ребенком тяжелого преступления не отрезвляет
родителей. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей
страдают тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно
поддаются перевоспитанию.
3. Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще
всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка,
рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их
опасности, вслух заявляя, что он «растет бандитом» и т. п. Ребенок утрачивает
стыдливость, чувство раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль
за своим поведением, озлобляется против взрослых, родителей.
4. Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором
родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному
тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей,
стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его
интересов, занятий, общения.
5. Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родители
злоупотребляют физическими наказаниями. Дети в подобных семьях растут
агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных. К таким
семьям необходимо применять серьезные меры, начиная от убеждения до
административно-уголовного наказания родителей.
6. Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность
жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям
полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать,
объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких
семьях, что называется, «садятся на голову».
7. Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания,
где родители поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж,
мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака,
равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим
себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью
воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
8. Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей,
особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления
последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие
эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до
умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского
авторитета. Ребенок становится непредсказуемым, неуправляемым, пренебрегает
мнением старших, родителей.
Каждая семья, находящаяся в поле зрения специалистов социально-педагогической
сферы, имеет свои социально-психологические характеристики. Причем в процессе
жизнедеятельности семейный союз изменяет свое место в типологии семей, а,
следовательно, изменяются и параметры, важные для первоочередного внимания
социального педагога.
В своей практической деятельности ему нередко приходится работать с семьями,
имеющими сложную типологизационную структуру. То есть, семья одновременно
может иметь разные типологические признаки, например, быть молодой,
проблемной, асоциальной и т.п. В отношении таких семей социальному педагогу
недостаточно иметь информацию о типичных психосоциальных проблемах тех или
иных категорий семей. В таких семьях проблемы могут накладываться друг на
друга, видоизменяться. Поэтому специалисту нужно владеть методами социально-
психологического исследования семьи.