СВЯЗЬ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗЫ ТЕЛА.
• улучшает координацию движений левой и правой сторон тела;
• укрепляет дыхание и повышает жизненные силы;
• развивает координацию и осознание пространства;
• улучшает слух и зрение.
СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЯМИ
Ленивые восьмерки - с. 20,
Кнопки Мозга - с. 39.
Думающий колпак - с. 44.
ОБ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ
В процессе роста тела человека это движение естественно связывает работу его противоположных сторон во время ползания, ходьбы, бега. В течение последнего столетия ползание использовалось человеком как нейрологическая схема для максимального повышения возможностей учения. Эксперты пришли к теоретическому выводу о том, что перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга. Доктор П. Деннисон обнаружил, что перекрестный шаг является эффективным движением, стимулирующим как «воспринимающее», так и «самовыражающее» полушария и дает возможность интегрировать учение. Приоритет действия этого движения, приводящего к целостному функционированию мозга, над односторонним движением, ограничивающим работу мозга, можно установить посредством процедуры «Латерального Переобучения по Деннисону» (См.: «Образовательная Кинестетша для детей»).
ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ
Рисование «Ленивых 8-к», или знака бесконечности, способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля без перерывов, необходимого при чтении; активизирует оба глаза (правый и левый) и интегрирует оба зрительных поля (левое и правое). Восьмерка рисуется лежащей на боках: точка в ее центре соединяет прорисовываемые непрерывной линией окружности и разделяет зрительное поле на левое и правое.
УЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
• Встаньте напротив центра «Ленивой 8-ки» и рисуйте ее на уровне глаз.
• Примите удобную позу при рисовании: ноги - на ширине плеч для равновесия тела.
• Начните рисовать левой рукой, чтобы сразу же активизировать правое полушарие.
• Начните рисовать влево от центра - вверх против часовой стрелки, по окружности и вернитесь в центр. Далее рисуйте от центра вправо - вверх по часовой стрелке, в сторону по окружности, и вернитесь в исходную точку.
• Следите глазами за «Ленивой 8-кой»; голова слегка следует за ее траекторией.
• Сделайте по три «Ленивых 8-ки» каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе.
• Для рисования «Ленивых 8-к» можно использовать мелки разного цвета.
ВАРИАЦИИ
• Активизируйте слух и сопровождайте рисование левой и правой рукой словами: «Вверх, влево по кругу. Пересечение средней линии. Вверх по кругу, вниз и снова в центр».
• Упражнение можно делать с закрытыми глазами для усиления ощущений от «Ленивой 8-ки».
• «Нарисуйте» «Ленивую 8-ку» в воздухе, на плакате или - для усиления тактильных ощущений - j
пальцами на песке, бумаге, доске.
• Во время выполнения упражнения можно подолгу произносить звук «м-м-м» для большего расслабления тела.
• Рисуйте «Ленивые 8-ки», увеличивая их размер: большие- на вертикальной поверхности, а малые - на горизонтальной поверхности, столе.
• «Энергетические 8-ки»: руки идут от центра одновременно в стороны - каждая «рисует» свою окружность. Далее они пересекают центр «Ленивой 8-ки» и рисуют другую ее окружность в противоположном зрительном поле. Движение рук медленное, внимание направляется одновременно на оба зрительных поля, правое и левое, и контролирует движения рук.
АКТИВИЗИРУЕТ МОЗГ для
• пересечения средней визуальной линии и повышения межполушарной интеграции;
• улучшения бинокулярного и периферического зрения;
• повышения координации движений мышц глаз (особенно при прослеживании).
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
• механизмы чтения (движения глаз слева направо);
• распознание символов письменного языка;
• понимающее чтение (работа долговременной ассоциативной памяти).
СВЯЗЬ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗЫТЕЛА
• расслабляет глаза, шею и плечи при сосредоточении; • улучшает восприятие глубины;
• улучшает центрацию, баланс и координацию.
СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЯМИ
Кнопки Мозга - с. 39, Перекрестный шаг - с. 19, Двойные рисунки - с. 21.
ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
Зрительное и кинестетическое следование за знаком бесконечности или «Ленивой 8-кой» малых размеров используется в образовательной терапии для развития осознания кинестетических и тактильных ощущений учащихся, испытывающих серьезные проблемы с учебой. Такого рода учащиеся обычно проявляют нейрологическую незрелость при пересечении среднего визуального поля. Это упражнение помогает избавиться от перевернутого и зеркального письма и чтения. Доктор Деннисон адаптировал «Ленивые 8-ки» в 1974 году: он давал учащимся рисовать их на доске, чтобы включить в работу крупные мышцы тела и развить навыки слежения глаз за движениями рук. У этих учащихся быстрее развивались навыки различения символов и лево-правосторонней ориентации.
двойные рисунки
«Двойные рисунки» - это билатеральное рисование в среднем поле (листа бумаги), предназначенное для осознания направления движения и ориентации тела в пространстве. Если у учащегося развито чувство различения левой и правой сторон в процессе рисования или письма, то он ощущает центр своего тела и соотносит движения (вперед, назад, вверх и вниз) по отношению к нему. Это чувство развивается у ребенка главным образом тогда, когда он неумело водит рукой и создает различные формы по памяти. «Двойные рисунки» ощущаются лучше при работе крупных мышц рук и плеч. Встаньте за учащимся, возьмите обе его руки в свои и нарисуйте ими что-нибудь несколькими простыми движениями. Научите его выполнять упражнение, соотнося движения с центральной линией тела. Сопровождайте движения словами: «В сторону, вверх, к себе, вниз». Пусть учащийся сидит, расслабившись, когда обе его руки движутся свободно зеркально симметрично по отношению друг к другу.
УЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
• Вначале свободными движениями обеих рук оформите в пространстве перед собой окружности (как при написании пальцами).
• Начните с больших движений, в частности, рисуя на доске; шея и плечи расслаблены.
• Обращайте внимание на процесс своей работы, а не результат. Избегайте при этом оценочного отношения: позитивного или негативного.
• Поощряйте движения головы и глаз (в расслабленном состоянии, без напряжения).
• Для демонстрации имейте при себе «Двойные рисунки» других учащихся.
• Поощряйте новые варианты выполнения упражнения и экспериментирования с ним.
• «Двойные рисунки» различных форм, таких, как завитки, треугольники, звезды, сердечки, деревья или лица, получаются забавными, если их рисовать спонтанно.
ВАРИАЦИИ
• Перейдите от рисования двумя руками на доске к рисованию на маленьком листочке бумаги, прикрепленном к доске или полу.
• Предлагайте различные средства для рисования «Двойных рисунков» (мел, краски, маркеры, фломастеры).
• Делайте «Двойные рисунки» в воздухе при работе с группой.
• Выполняйте упражнение двумя пальцами; поочередно прикасаясь остальными пальцами руки к большому.
• Изобразите «Двойные рисунки» в воздухе плечами, локтями, кистями рук или ногами (для расслабления, снятия напряжения).
• Выполняйте «Двойные рисунки» всеми конечностями: рисуйте руками и ногами одновременно.
АКТИВИЗИРУЕТ МОЗГ для
• координации «руки - глаза» в разных зрительных полях;
• пересечения средней кинестетической линии;
• осознания пространства и зрительного различения;
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
• способность следовать глазами за движением рук в разных
направлениях;
• декодирование и кодирование зрительных символов;
• письмо, правописание, математика.