Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100—200-кратном повторении изучаемого.
Например, чтобы ребенок научился писать букву А, он должен на-писать ее 100—200 раз на протяжении какого-то периода времени (Н.Ф.Талызина). Если же он сразу напишет эту букву 100 или даже 200 раз, то это ничего не даст. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев.
Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведени-ем одного и того же учебного материала, чтоб не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению...
Разностороннее развитие ученика.
Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляе-мости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшим-ся. Это объясняется просто: так как во многих видах труда, наименова-ний работ встречаются отдельные элементы, приемы и правила работы, с которыми ученик уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию.
Так, если учить ребенка столько лепке, он будет ее осваивать с большим трудом, чем если учить его одновременно и лепке, и рисова-нию, и изготовлению моделей, и т.п. К тому же такая разносторонняя отработка навыков, приемов работы дает возможность ребенку озна-комиться с различными видами труда, что в будущем будет способ-ствовать более сознательному выбору профессии.
Формирование устойчивого интереса к учебе.
С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем на 3—5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать инте-рес к труду, надо достаточно часто менять виды работ: 3—5 занятий на изготовление модели корабля, 3—5 — на изготовление узора из соло-мы и т.д. Таким образом, это «отрицательное явление» психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффективности обучения благодаря поддержанию активного интереса к занятиям.
Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходаренный» ребенок.
Фантазия у детей достаточно богата, чтобы стул превратить в паро-воз, а бочку в ракету. Но фантазия и творчество не одно и то же, и если у ребенка развивать только фантазию, не связывая ее с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать ученика в ту-пик. Мы получим беспочвенных фантазеров, прожектеров, демагогов, которые все знают, но ничего не умеют делать, отрежем путь к дости-жению высокой квалификации.
Ссылки на то, что грамоте он выучится «потом», беспочвенны. Когда потом? В 20 лет? В 30 лет? Ведь независимо от того, с какого воз-раста человек начал обучаться грамоте, мастерству — с 7 лет или 20 лет, нужны многие годы, чтобы овладеть этой грамотностью, мас-терством...
Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навык, выра-батывает определенный стереотип. Поэтому сразу надо учить правиль-ному, грамотному выполнению работы... Этим мы освобождаем его от длительного пути «проб и ошибок», даем возможность совершенство-вать навык, освобождаем время для тренировки в творческой деятель-ности.
Постоянный контроль учителя за работой ученика.
Все действия ученика при выполнении работ различных видов дол-жны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вро-де бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может или исчезнуть совсем, или трансформироваться в неправильный.
В. Индивидуальный подход.
Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностя-ми, и психическими качествами. Если всех «стричь под одну гребенку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого уче-ника? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Этими основными принципами мы и руководствовались при проек-тировании уроков творчества. Очевидно для других условий обучения они могут быть иными.
Печатается по изд.: Волков И.П. Учим твор-честву/ДТедагогический поиск. - М., 1987. -С. 109-115.
О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском
истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления
рассказывает в своей книге «Уроки истории -
Т.И.Гончаровауроки жизни»1 Татьяна Ивановна Гончарова,
преподаватель ленинградской школы, одна из
отмеченных в свое время высшей наградой страны — орденом
В.И.Ленина.
Социальный педагог найдет в ее опыте учителя истории нуж-ные для себя приемы в работе с детьми. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа — это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребен-ка думать, развивает его творческие способности.
В основе методов Т.И.Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке — ее соратник, «человек с большой буквы». Как и учитель, он ищет истину в человеческой истории, в обществе, в отношениях между людьми. Она советует: для успеха важно вовлечь ребенка в самостоятельную творческую работу по-знания истории своего народа, постоянно придумывая разнооб-разие форм вовлечения, привлечь к этому процессу родителей.
Новаторством в системе образования стали уроки Е.Н.ИльинВЫСОКой нравственности учителя русского языка и литературы школы № 516 Санкт-Петербурга Е.Н.Ильина. В прак-тике современной педагогики это воплощение идеи воспитываю-щего обучения, что, конечно, было не новым в истории отече-ственного образования; новаторством стала оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях
Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинно-го гражданина своего отечества через образ художественной лите-ратуры. Это социальное воспитание средствами искусства, конт-роль за результатами нравственного и интеллектуального развития
личности.
Какие пути и средства, какие условия выбирает учитель для
достижения поставленной цели?
У Ильина мы находим приемы «живой этики», перехода «учеб-ного в воспитательное, с некоторой задержкой обратного про-цесса». Кроме того, проведение воспитательной работы с «исто-рической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их име-
См.: Гончарова Т.Н. Уроки истории — уроки жизни. — М., 1980.
нами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «спи-сок» интересных учеников.
Широко использует Ильин прием «Пишем книгу», когда уче-ник на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем.
При изучении работ драматургов на уроках Ильина разыгрыва-ются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дис-куссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения.
Ильин дает ученикам навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому ученику свой темп, свой путь, учитывая возможности каждого в процессе обу-чения.
Результатом учебного процесса, организованного этим талант-ливым педагогом, являются глубокие знания учеников.
Для социального педагога книга Ильина «Искусство общения» представляет интерес в плане его опыта общения с учениками. В книге Ильин размышляет о том, что, когда современный под-росток мало читает, не пишет стихов, не ведет дневник, в нем гибнет духовность. В практике современных методов изучения ли-тературы, когда «разбор» произведений и писателей привел к от-вращению подростков к чтению книг, педагог идет по другому пути.
Он делится опытом, как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время уро-ка.
Различая процесс общения, Ильин выделяет искусство вопро-са. При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она зату-хает. Вот здесь и должно проявиться искусство педагога — напра-вить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.
В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль.
«Этика отметки. Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, химии: каждую корректирую нравственной школой. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Улавливать ложные восторги, заранее заготовлен-ную показную убежденность, чужой «румянец», личное отношение, за которым «мнения чужие только святы». О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? Отличные, но не личные, радости не приносят. Вы-
соким баллом оценивают даже робкую пытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить — уже резуль-тат! О трудном спрашивают «трудных» — так их проще заставить рабо-тать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождает-ся у школьников только доверием учителя»1.
Новизна методики донецкого учителя В.Ф.Шата-В.Ф.ШаталовЛ0ва2 в ТОМ; что он сумел заинтересовать ребенка в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
В.Ф. Шаталову удалось предоставить ученику условия работать в полную силу, дать такую интеллектуальную нагрузку, которая обогащала бы его ум и развивала желание познать окружающий мир. Важно, по мнению Шаталова, воспитать стремление позна-вать, научить самостоятельно овладевать знаниями, которые не-обходимы цивилизованному человеку.
Для достижения этой цели Шаталов изменил систему препо-давания. Он разделил учебные материал на крупные блоки, ис-пользовал листы с опорными сигналами, подбирал домашнее задание отдельно каждому ученику в зависимости от уровня его подготовленности и знаний. Разработанные им листы учета зна-ний контролировались самим ребенком, что давало возможность каждому видеть свои результаты и перспективы учения.
Интересным так же является построение В.Ф.Шаталовым уро-ка по принципу разделения учеников на группы, пары при осво-ении знаний.
„ Новаторской стала и работа народного учителя,
Н.Н.Дус шндИректОра школы-интерната г. Владивостока Ни-колая Николаевича Дубинина3, который в процессе перевоспита-ния малолетних правонарушителей выдвинул в качестве главного пути воспитание интереса к занятиям, к учению, что должно по-мочь подростку стать личностью.
Учитывая, что без индивидуального подхода достичь этого не-возможно, был выбран путь воспитания через искусство.
Каждый воспитанник был вовлечен в какой-то из его видов: хор, пение, танцы, живопись. Педагогический коллектив школы организовывал декады искусств, в подготовке которых принима-ли участие все воспитанники. Ребята занимались исследования-1 Ильин Е.Н. Искусство общения//Педагогический поиск. — М., 1990. — С. 222.
2 См.: Шаталов В.Ф. Точка опоры. —М., 1987. Эксперимент продолжается. — М.,
1990. Он же. Куда и как исчезли тройки? — М., 1989.
3 См.: Дубинин Н.Н. Если не я, то кто же?//Учительская газета. 1987. 10 октября.
ми, построили собственными руками космодром, где запускали ракеты.
В этой школе вместо классов были созданы разновозрастные отряды, объединяющие ребят с IV по VII класс. Организация дет-ского самоуправления давала возможность каждому воспитанни-ку выбирать для себя сферу творчества в соответствии с его реаль-ными способностями, самому решать, где принимать участие: в труде, искусстве, в спорте или в техническом творчестве. Приня-тие такого решения способствовало самоутверждению личности.
Педагогическим коллективом был проведен эксперимент по укреплению здоровья воспитанников. Были разработаны система-тические оздоровительные меры для каждого возраста и для каж-дого воспитанника.
М ТТ ПТДиректор Азовской школы М.П.Щетинин1 поста-
М.П.Ще![ вил перед педагогическим коллективом цель -
формировать физически и нравственно здоровых людей, разви-вать у детей их задатки и способности, воспитывать достойных граждан, которые смогли бы найти свое место в жизни и обще-стве. Исходя из этого, педагоги изменили всю систему преподава-ния, весь учебно-воспитательный процесс, разработали систему эстетического, физического и умственного развития личности ребенка, сосредоточив внимание прежде всего на социальных проблемах каждого ученика, его воспитании в семье.
Вся учебно-воспитательная работа школы фокусировалась на деятельности «кафедр», а также на системе занятий ребят по ин-тересам во второй половине учебного дня.
М.П.Щетинин ввел в практику педагогов школы «метод по-гружения», когда функции учителя выполняли «консультанты» из ребят; положительные результаты достигались в работе с не-большими группами учеников по 4—5 человек.
Важным было то, что практиковались задания персонально для каждого ученика. Специально составленное расписание предпо-лагало чередование умственной нагрузки ребят: через час учебно-го времени «левополушарных» предметов (математика, язык, физика, история) включали один час «правополушарных» (му-зыка, изо, хореография, физкультура).
Работа директора школы, его эксперимент захватил весь пе-дагогический коллектив, но главным было то, что атмосферой творчества, поиска были охвачены не только учителя, но и все ученики.
1 См.: Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. - М., 1989. 268
В практике учителей-новаторов1 их педагогическая техника ба-зируется на плодотворных психологических механизмах; учитель не просто сообщает знания, он думает вместе с учениками, спо-рит и ведет за собой, готов прислушаться к любой точке зрения.
В.А.Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» охарактеризовал учение как процесс «сложнейших чело-веческих взаимоотношений». Во время его знаменитых «уроков жизни слова» педагог добивался от учеников активного деятельного твор-чества. Духовный контакт с ребенком, умение передать ему свои чувства, мысли, ощущения, умение организовать общение «от ребенка» - - в этом выражалось сотворчество Сухомлинского с детьми.
Вопросы и задания
1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?
2. И.П.Волков и его опыт «учить творчеству».
3. Что из их опыта может использовать в своей работе социальный
педагог?
Литература к лекции
1. Инновационное обучение, стратегия и практика. — М., 1994.
2. Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1990.
3. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.
4. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новато-ров//Учителю о педагогической технике. — М., 1987.
5. Педагогический поиск. — М., 1987.
6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.
7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1980.
8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки? — М., 1989.
9. Шаталов В.Ф. Объять необъятное: записки педагога. —М., 1986.
10. Волков И.П. Учим творчеству//Педагогический поиск. — М., 1987. —
С. 109-115.
См.: Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов// Учителю о педагогической технике. — М., 1987. — С. 49.