Москва 2015
Государственное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Курс по выбору:
ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Для направления подготовки050400.62 Психолого-педагогическое образование
ПрофиляПсихология и педагогика дошкольного образования
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Форма обучениязаочная
Москва 2015
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Разработчики:
ГБОУ ВПО МГПУ, старший преподаватель общеинститутской кафедры теории и истории педагогики
Е.В. Ломтева
Рецензенты:
ГБОУ ВПО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики
Н.И. Фатеева
Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики
Протокол № 2 от «_17_» сентября 2015 г.
Зав. кафедрой: профессор Я.А. Данилюк
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2015
© Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики, 2015
1.Цели и задачи освоения дисциплины курс по выбору «Этика педагогического общения»
Цель изучения дисциплины: воспитание гармоничного человека, становление его педагогической культуры и творческого отношения к действительности; развитие способностей к самостоятельному восприятию жизни; освоение сущности педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентно способной личности; формирование профессиональной компетентности студентов в области социализации личности ребенка.
Задачи дисциплины:
- повышение уровня педагогической культуры студентов;
-освоение ими структурных элементов этики педагогического общения;
- накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодействия;
-овладение способами стимулирования активной познавательной деятельности;
-совершенствование профессионального мастерства педагога;
-организацию образовательной деятельности студентов;
- формирование личностной культуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП.Учебная дисциплина курс по выбору «Этика педагогического общения» входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.
Для успешного овладения программой дисциплины студент должен
знать:
- первоначальные знания по педагогике и психологии;
уметь: последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
владеть компетенциями: историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.
Учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин:детская психология, дошкольная педагогики, социальная педагогика, методика развития речи.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины курс по выбору «Этика педагогического общения»направлен на формирование следующих компетенций:
ü способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
ü способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
ü способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- пути осуществления профессионального самообразования и личностного роста, основы проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
- сущность и содержание понятий «педагогическое мастерство» и «профессиональная компетентность»;
- структуру педагогического мастерства;
- о том, что мастерство воспитателя – это творчество;
-сущность и содержание понятия «педагогическое общение»; функции, характеристики модели, средства, стили, феномены, педагогического взаимодействия, механизмы общения;
-об основных принципах, методах и средствах, личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком;
-о принципах педагогической техники, как формы организации мастерства педагога;
-о конфликтах и авторитете педагога, как психолого-педагогической проблемы в деятельности педагога;
уметь:
- анализировать проблемные педагогические ситуации;
- профессионально взаимодействовать с работниками ОУ и родителями для обеспечения координации педагогического воздействия на ребёнка в рамках целостного педагогического процесса;
- заниматься психофизической саморегуляцией;
- управлять своим внешним видом как средством педагогического воздействия;
- владеть простейшими навыками профессионального общения,
- проявлять педагогический такт в различных условиях педагогического процесса;
- тренировать профессиональные педагогические особенности внимания и воображения;
- анализировать убеждающее и внушающее воздействия,
- выбирать и обосновывать целесообразные приемы педагогического взаимодействия.
владеть:
- способами и приемами развития педагогических способностей;
- способами и приемами развития эмоциональной устойчивости;
- культурой и техникой речи;
- приемами воздействия на аудиторию;
- педагогическим тактом;
- педагогическим артистизмом.