Социокультурная компетенция
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях России и Республики Коми, полученные на уроках коми языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и коми языков в современном мире;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями Республики Коми: традициями (в проведении праздников), известными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- догадаться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
Основное содержание программы 6 класс
Речевые умения
Предметное содержание речи
Общение со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках следующей примерной тематики:
1) Школьное образование. Школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Учебный день в школе. Мой класс, одноклассники. День учителя. Мой любимый учитель. Любимый предмет.
2) Межличностные отношения в семье. Семейные праздники. Выбор и покупка подарка.
3) Здоровый образ жизни. Забота о здоровье. Лекарственные растения.
4) Досуг и увлечения. Коми игры.
5)Мир профессий. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (писатели, поэты)
6) Человек и окружающий мир. Описание погоды. Времена года.
7) Коми край. Коми национальный костюм. Государственная символика РК: флаг, герб, гимн. Традиционные праздники народа коми.
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь:
диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
диалог-расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?)
Монологическая речь
-кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/характеристика, повествование/сообщение
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.
Формирование умений:
-выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;
-выбирать главные факты, опуская второстепенные;
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
-с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
Использование словаря независимо от вида чтения.
Формирование умений:
-определять тему, содержание текста по заголовку;
-выделять основную мысль;
-выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
Формирование умений:
-полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации – умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Развитие умений:
-делать выписки из текста;
-писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
-заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии, навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Различение на слух всех звуков коми языка и адекватное их произношение (ö, дж, дз, тш, зь, сь; твёрдых парных согласных перед i). Чередование согласных звуков (в/л). Соблюдение правильного ударения в словах, фразах.
Дальнейшее совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Деление предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 700 единиц, включая 500, усвоенных в начальной школе. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
1) суффиксация: существительных с суффиксами (-лун: шудлун, озырлун; -пи: ошпи; -тор: выльтор, буртор; -ин (iн): кушин, косiн; -ысь: велöдысь, мунысь); прилагательных с суффиксами (-а(я): туруна, пувъя; -са/-ся: сиктса, тöвся); глаголов с суффиксом -ась(ясь): чышъянасьны, кепысясьны, панясьны; наречий с суффиксами (-а: бура, мичаа; -пырысь: лёкпырысь, радпырысь)
2)словосложение: существительное + существительное (кывкуд, паськöм; бать-мам).
Распознавание и использование заимствованных слов, многозначных слов, синонимов, антонимов. Понятие о лексической сочетаемости.